Одинокий мужчина взял под опеку мальчика из детдома. Выяснилось, что у его воспитанника есть старший брат. За второго ребенка опекуну пришлось долго бороться. Легко ли семье из трех мужчин жить под контролем органов опеки? Справится ли приемный папа с воспитанием, достаточно ли взрослый он сам? Об этом – документальный фильм «Мальчишки с улицы Свободы».
«Мальчишки с улицы Свободы» – вторая часть документальной «сиротской» трилогии, режиссера Елены Погребижской. Первый фильм этого цикла называется «Мама, я убью тебя», посвящен жизни коррекционных интернатов. Близка к завершению работа над заключительным фильмом цикла, «Васька», его герой – выпускник такого интерната.
Официальная премьера фильма «Мальчишки с улицы Свободы» состоялась недавно в Москве, в Доме кино. На предпоказе фильма присутствовал главный герой, по мнению режиссера, именно это и сорвало в тот раз обсуждение, зрители быстро «вычислили» Александра и вместо дискуссии стали выражать восхищение его поступком. На премьере героя не было, поэтому обсуждали его намного активнее.
Александр – одинокий мужчина. Несколько лет назад он взял под опеку 4-летнего мальчика Егора. Вскоре выяснилось, что у Егора есть старший брат. Для того, чтобы забрать Женю из интерната к себе, Александру пришлось выдержать битву с органами опеки. Этапы этой борьбы были зафиксированы в ток-шоу, героями которого стали обе стороны конфликта – сотрудники опеки и администрация интерната с одной стороны, и глава маленькой приемной семьи – с другой, фрагменты этой полемики были показаны в фильме.
Почему же органы опеки выступали против опекуна, почему не хотели отдать в приемную семью второго мальчика? Всем формальным требованиям Александр соответствует, документы предоставил, а что до семейного положения, так по закону опекун не обязан состоять в браке. Из этого спора Александр вышел победителем, а переспорить органы опеки непросто. Предметом дискуссии стали личность опекуна и условия проживания детей.
В фильме мы видим, что бытовые условия, в которых живут дети, можно называть спартанскими, в квартире давно не было не только ремонта, но и уборки, а большую часть жилплощади занимают старые игрушки советских времен. По мнению Александра, это серьезная коллекция, но представители опеки считают ее складом пыльного хлама, а самого опекуна называют заигравшимся мальчиком, которому воспитанники нужны лишь как товарищи для игр.
Представление о том, как должен быть организован быт, у каждого из нас свое, что считать нормой, а что ее нарушением – вопрос до некоторой степени дискуссионный. Как часто нужно делать уборку? А можно ли вообще не убираться? Можно ли ребенку ездить в школу на велосипеде? А в коррекционную школу? А в январе, в мороз? Можно ли отцу ругаться при детях? А если нельзя, то какова должна быть кара за сквернословие?
Статистика умалчивает о том, каков в России процент семей, где одежда хранится прямо на бельевых веревках, а папа с энтузиазмом играет в детский конструктор. Нет сравнительных данных о том, сколько бранных слов слышит в день среднестатистический ребенок, детдомовский и домашний. На обсуждении некоторые зрители признались, что в какие-то моменты в героях фильма узнавали себя и своих, вполне благополучных, домашних детей.
Фильм лишен авторского комментария, личной позиции и точки зрения, режиссер ставит вопросы, задает их герою, но не дает на них собственного ответа, точнее, ответом является весь фильм: «Все сложно».
Где лучше детям в детдоме с хорошими бытовыми условиями и меняющимися воспитателями или с опекуном-одиночкой, человеком с непростым характером и без специального образования? Задачка получается со многими неизвестными. Чтобы не ошибиться с ответом, нужно, как минимум представлять себе, что такое детдом и кого из этой системы выпускают.
Найти свое место во взрослой жизни, да что там, физически уцелеть и выжить из бывших детдомовцев удается единицам. Какое будущее ждет Егора и Женю – покажет время, но жизнь в доме, а не в детдоме, постоянное присутствие рядом взрослого человека, по крайней мере, дают им шанс.
Фильм снимался полтора года, видно, как складывались отношения и как менялись герои. Женю, старшего из мальчиков, мы впервые видим на новогоднем празднике в интернате. Для него, 15-летнего, там выбрали костюм зайчика, впрочем, зайчиками были все. Адаптироваться к жизни вне детдома Жене оказалось гораздо сложнее, чем его младшему брату Егору, это логично, ведь Женя пробыл в интернате гораздо дольше и пострадал сильнее. Жить с приемным папой ему нравится больше, чем в интернате, Егор другой жизни не помнит.
Александр для мальчишек – опекун, он получает средства на их содержание. В фильме показано, что именно в этом – воспитании детей при содействии и помощи государства, он видел свою цель. Вполне возможно, что Женя не последний приемный ребенок, который будет воспитан в этой семье.
За границей приемные родители являются фактически сотрудниками государственной системы, для них предусмотрено и профессиональное обучение, и строгая отчетность, для оценки их работы существуют четкие критерии. В России всего этого пока нет, смысл понятия «опекун» у нас размыт, есть в нем какой-то компромисс, идеальным вариантом представляется усыновление.
Возможно, что в таком взгляде виновато государство, которое в случае усыновления избавляется от финансовых обязательств. Если рассматривать то, что делает Александр, не как доброе дело, а как оплачиваемую работу, это меняет угол зрения.
Кстати, вполне вероятно, что некоторая неоднозначность в восприятии главного героя продиктована стереотипом – взял ребенка в семью, значит, ты стал ему родителем. Семья, состоящая только из папы и детей, на наш взгляд, является неполной, негармоничной, а вопрос: «Неужели так сложно женщину себе найти?» – большинству представляется вполне уместным и корректным. Женщину, которая воспитывает чужих детей, о планах относительно замужества спрашивают реже.
Фильм показывает нам жизнь мужчины, который будучи сам далеко не идеалом, в одиночку воспитывает двоих очень сложных детей. Нужна ли в этой жизни женщина, впишется ли она в этот мальчишеский мир, не выкинет ли во время уборки «лишние» игрушки? Право ответа на этот вопрос логично предоставить герою.
В фильме Александр признается, что вырос без отца, отношения с детьми он выстраивает сам, без образца, так как чувствует и понимает, дети сложные. Дотягивает ли он до уровня отца или остается товарищем? Мальчишкам тоже сравнивать не с чем, ведь приемный папа – единственный постоянный взрослый в их жизни.
Конечно, кто-то из зрителей обязательно назовет его маргиналом и инфантилом, и вряд ли кто-то сочтет этого человека идеальным отцом, опекуном и воспитателем. Но много ли среди благополучных людей тех, кто решиться взять в свою жизнь чужого подростка, который вырос в интернате и учится в коррекционной школе?