Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Мальчик с аутизмом не говорил до 11 лет, но сумел стать профессором Кембриджа

Британец Джейсон Ардей преодолел множество сложностей: читать и писать он научился лишь в 18, накануне защиты докторской диссертации боролся с опухолью мозга. «Я выиграл у мира со счетом 2:0 в мою пользу», – говорит он

Фото educationopportunities.co.uk

Когда британцу Джейсону Ардею было три года, его мама Гифти узнала от педагога-психолога, что у сына глобальная задержка развития и расстройство аутистического спектра – синдром Аспергера. Мальчик к тому же был глух на одно ухо. Специалисты «утешили»: мол, обучите ребенка базовым навыкам самообслуживания, но на многое не рассчитывайте, поддерживать Джейсона придется всю жизнь, а потом, может быть, поселите его в специализированном пансионате для ментальных инвалидов. 

Но вместо этого Джейсон заговорил, хоть и в 11 лет, научился писать и читать к 18 годам. Сейчас ему 37 и вместо пансионата он едет во второй самый престижный вуз мира – мистер Ардей стал профессором Кембриджского университета. «Как бы оптимистичен я ни был, просто не мог подумать, что подобное может произойти со мной», – признается ученый.

«Диагноз был маме как нож в сердце»

Профессор Кембриджского университета Джейсон Ардей беседует с CBS News из своего дома в Лондоне. Фото cbsnews.com

Расстройство аутистического спектра обнаружили не только у Джейсона, но и у его брата Джозефа, мальчики появились на свет с разницей в 13 месяцев. «Наш диагноз был для мамы как удар ножом в сердце… но она нашла силы и приняла случившееся», – делится он.

Для семьи Ардей, которая эмигрировала в Великобританию из Ганы, это были непростые времена. Родители Джейсона с четырьмя детьми только перебралась не в самый лучший район на юго-западе Лондона и пытались наладить там свою жизнь. Супруги Гифти и Джозеф Ардей были просто не готовы к новым испытаниям. Но вскоре мама мальчиков собралась с духом и решила бороться. У Гифти был опыт работы медсестрой в психиатрическом отделении, фантазия, вдохновение и море оптимизма. Она сказала себе, что сыновьям для того, чтобы развиваться, просто понадобится немного больше времени. Что ж, она готова подождать.

Гифти учила Джейсона говорить с помощью музыки, в этом ей очень помогла ирландская певица Эния. Ее композиции мама включала сыновьям и объясняла: «Это звук воды, так течет река». Позднее Джейсон вспоминал, что многие слова и фразы он выучил именно благодаря песням Энии. «Маме было трудно, а для меня это было счастливое время – я много часов наблюдал за людьми, за тем, как они ходят, как разговаривают, какие сигналы у них есть, как взаимодействуют друг с другом», – говорит о детских годах Джейсон Ардей.

Как многие люди с аутизмом, он был направлен не вовне, а внутрь себя: ведя напряженный диалог с самим собой, складывая в копилку памяти новые слова, впечатления и личный опыт, он не выдавал совершенно никакой обратной связи. По сути, мама мальчика была занята тем, что бросала камни в бездонный колодец без надежды услышать когда-нибудь всплеск воды. В течение семи лет Джейсона по три раза в неделю водили к психологу и логопеду, где мальчик раз за разом повторял одни и те же упражнения. Ему нравились эти повторения. Но результата не было, Джейсон молчал.

«Мое первое слово было „Привет!«»

Когда Джейсону было 11, все вдруг изменилось. Когда мальчик занимался с логопедом, он вдруг вынул из уха слуховой аппарат и произнес: «Привет». Сидевшая рядом мама была в шоке и попросила: «Что? Что ты сказал? Повтори!» Джейсон не просто сказал свое первое слово, но сделал это осмысленно, в нужном контексте и понимая значение. До этого он использовал только язык жестов.

В этот день Гифти Ардей поняла, что, несмотря на небольшие шансы на старте, Джейсона может ждать прекрасное будущее. «Мама потрясающая. Она всегда повторяла: „Джейсон ты уникальный, замечательный человек и ты совершишь великие дела«. Я слышал это снова и снова изо дня в день, и это действовало, как пророчество, в которое начинаешь верить», – вспоминает Джейсон.

Он говорит, что тактика ожидания, которую выбрала его мама, была правильной в том числе потому, что его мозгу требуется значительно больше времени на обработку поступающего извне сигнала. Именно поэтому у мальчика и возникла задержка речевого развития. Но благодаря расстройству аутистического спектра у Джейсона была «суперсила» – как многие аутисты, он легко и с удовольствием мог совершать повторяющиеся действия. Так Гифти тренировала у сына концентрацию внимания, сосредоточенность, благодаря которым у него в итоге сформировались все необходимые навыки.

Впрочем, до окончательной победы было еще далеко. Читать и писать Джейсон научился только в 18 лет. Но до этого успел преуспеть в спорте: играл в бильярд, затем – в футбол. В 17 занялся благотворительностью: парень поставил себе цель уделять минимум 10 часов в неделю добрым делам и начал с того, что помогал семьям, оказавшимся в трудном положении. Забегая вперед, тема благотворительности осталась с Джейсоном Ардеем на всю жизнь: она входит в сферу его научных интересов, кроме того, он регулярно принимает участие в благотворительных марафонах и лично привлекает средства для различных британских фондов: за прошедшие 20 лет молодой мужчина, которого врачи когда-то предлагали отдать в приют, собрал около 5 миллионов евро для 70 благотворительных организаций Англии. 

«Мы сможем победить этот мир с его странными правилами»

Джейсон Ардей – самый молодой профессор Кембриджского университета. Фото tuko.co.ke

Благодаря вере и помощи своей матери Джейсон смог окончить школу и поступить в колледж. Там ему повезло встретиться с Сандро Сандри, эксцентричным итальянцем из Бразилии, который взял Ардея на свой курс авансом, понимая, что у молодого человека есть только упорство, но нет многих необходимых знаний. Сандро Сандри требовал от своего необычного ученика лишь немногого: усердно работать и никогда не сдаваться. Это Джейсон умел.

Однажды Сандри спросил своего ученика, какой он видит свою дальнейшую жизнь, и услышал скромный ответ: «Хочу работать в супермаркете, содержать семью». Педагог возразил Джейсону: «Ты можешь мечтать о большем! Думаю, ты бы мог поступить в университет. Я уверен, мы сможем победить этот мир с его странными правилами». Так и получилось.

Джейсон Ардей получил степень бакалавра в области педагогических исследований в Университете Суррея, а затем – степень магистра образования в Ливерпульском университете Джона Мура. Позднее в Ливерпуле Ардею была присуждена степень доктора философии (PhD) в области образования. Звучит впечатляюще, но было нелегко: из-за того, что за годы молчания молодой человек потерял много образовательных возможностей, он чувствовал себя с однокурсниками некомфортно, так, словно ему 12 лет, а вокруг собрались профессора и академики. Джейсон выбрал социологию, а его научные и исследовательские интересы касались сферы благотворительности, а также близких и понятных ему вопросов расового неравенства.  

Для развития научной карьеры требовалось писать и публиковать в специализированных журналах статьи. Поначалу для Джейсона это казалось совершенно недостижимым: из-за того, что читать и писать он научился лишь в 18 лет, молодой человек с трудом складывал слова в предложения и не всегда мог передать свои мысли. Но сработала давняя привычка: пробуй, пока не получится. И Джейсон пробовал бесконечно, пока наконец не выработал у себя этот навык. Сейчас он является автором как минимум четырех научных публикаций, одна из которых касалась анализа опыта обучения темнокожих студентов в британских вузах и в свое время наделала много шума в СМИ.

«Я знал, что не особо умный, и поэтому работал усерднее»

Часовня Королевского колледжа на территории Кембриджского университета. Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

Во время учебы Джейсон женился и стал отцом: о своей дочери Тейлор он говорит всегда с придыханием: «Все отдам ради этой девочки, все что у меня есть». Чтобы содержать семью, в перерыве между семинарами и лекциями юноша подрабатывал в супермаркете.

Готовясь к экзаменам на докторскую степень, в январе 2015 года Джейсон Ардей узнал о тяжелом диагнозе – опухоль мозга, опасная для жизни и требующая срочной операции. Он не рассказывал об этом почти никому, на столе хирурга он оказался за три недели до защиты. Когда Джейсон зашел в аудиторию, ему показалось, что он не помнил ровным счетом ничего, потому что в процессе хирургического вмешательства случился инсульт… Ардей был просто парализован страхом, но в результате после выступления услышал: «Поздравляем, доктор Джейсон Ардей». 

Получить докторскую степень – одна из трех целей, которую он в шутку написал на стене в спальне в доме своих родителей. Вторая – заботиться обо всех друзьях и семье, а третья и самая смелая – однажды поработать в Оксфорде или Кембридже. В 2023 году 37-летний Джейсон Ардей стал самым молодым профессором в истории Кембриджа.

На видео, которые широко разошлись в сети, Джейсон рассказывает о своем жизненном пути, и в нем трудно угадать человека, который молчал до 11 лет и которому ставили самые неутешительные диагнозы. У Джейсона приятная улыбка, открытый взгляд в камеру, грамотная речь и море обаяния. Неужели такими бывают люди с аутизмом? Он правда гений? «Быть доктором и профессором – это не тест на интеллект, а тест на выносливость, – объясняет свой успех Джейсон. Я знал, что не особо умный, но именно благодаря этому работал усерднее и больше других. Это было воспитано во мне годами, стало частью моей психики и личности. Помните, мы не можем быть лучшими всегда, но должны стараться быть лучшими каждую секунду».

Источники:

Goodmorningamerica.com
Daily mirror
News24.com
The Guardian
TEDxTalks

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?