О клавиатуре рассказывают автор, Иван Бакаидов, и учитель начальных классов центра «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Юлия Подоплелова, уже использующая эту клавиатуру в работе.
Просто хотел пообщаться с Линой
Иван: У нас в школе есть группа продлённого дня, я прихожу туда после тренировки по бочча, водички попить и поесть. Там я и познакомился с девочкой Линой, она запала мне в душу. Однажды я увидел, как она общается с ассистентом, когда делает упражнения по математике, и летом, когда много свободного времени, решил перенести этот механизм общения в код, заменив ассистента компьютером с кнопкой.
– Как работает эта программа?
– Основная идея: пользователь может нажимать только одну кнопку. На экране изображена русская раскладка. И периодически (частоту можно настроить) строчки по очереди становятся чёрными. Когда нужная строчка становится чёрной, человек должен нажать на кнопку. Выбор перейдет в строчку, и в ней по очереди будут выделяться буквы. На нужной надо нажать кнопку, выбранная буква пойдет в вывод и всё начнётся сначала. Сначала я думал, что аналогов нет, но потом мне показали их. Основное преимущество моей программы в том, что я могу сделать сам изменения в коде под человека. Например, когда мы попробовали программу в классе с Линой, мне пришлось сделать очень большой шрифт.
Учительница класса, где учится Лина с радостью взяла мою разработку и сильно повлияла на дальнейшее развитие программы. Я уходил с уроков лечебной физкультуры к ним в класс и мы подстраивали программу для ее учеников.
Создали отдельную раскладку для уроков математики: в ней выбор идет между цифрами и знаками арифметики. Ещё сделал, чтобы программа произносила набранное после каждой новой буквы.
Мой тьютор, который приводил меня к ним, сидя в коридоре, смеялся над звуками, которые доносились из класса. «М (пауза) ма (пауза) мам (пауза) мама (пауза) мама м (пауза) мама мы (пауза)…» Потом мы поняли, что печатать по букве – это медленно. И я дал учителю возможность создавать свои наборы из слов. Например, в первой строке слова: «Кот, собака, попугай», а во второй: «Кеша, Барсик, Делфи». Задача ребёнка была набрать ряд соответствий.
Ещё мне написала логопед из Пскова, попросила выслать ей программу, я отправил. Она попросила перевести текст на системных кнопках на русский – «назад», «удалить», «очистить», «сказать», потому что она работает с детьми с замедленным умственным развитием.
Напиши папе то, что думаешь
Юлия: Сейчас в моём классе мальчик и две девочки – дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: спастико-гиперкинетическая форма ДЦП. Передвигаются они в специальных колясках с помощью взрослых, вербальная речь отсутствует. Отвечают на вопросы при помощи мимики, используя предложенные варианты ответов или используя окружающие предметы, указывая на них глазами или рукой. У нас есть коммуникационные альбомы с пиктограммами.
В первый год работы я пыталась с ними общаться при помощи обычной клавиатуры — но это было очень неудобно потому, что при малейшем неверном движении всё слетало. А во второй год обучения Ваня уже прислал нам первый вариант своей клавиатуры, где был набор букв — весь алфавит.
Но мы с детьми на тот момент прошли ещё не весь алфавит, и им иногда было сложно найти нужную букву. Кроме того, у самой активной пользовательницы клавиатуры есть ещё и проблемы со зрением. Поэтому Ваня сделал второй вариант, предлагающий набор слов, собственно именно для нее он и придумал данную клавиатуру. Ване очень хотелось помочь Лине быть «услышанной» окружающими.
Второй ученик увидел, что у Лины стало получаться, тоже выразил желание опробовать эту программу. Мы начали заниматься с детьми по методике глобального чтения, при которой учатся читать, отталкиваясь не от буквы, а от слова — сначала запоминают, как выглядят написанные самые простые и знакомые слова: «мама», «папа», своё имя и так далее. Нам было важно, чтобы дети поняли, как клавиатура работает. И вот дело пошло.
– Сейчас клавиатуру используют только трое ваших учеников?
– Двое. Одна из девочек может печатать при помощи специальной клавиатуры с большими кнопками. А Саша и Лина работают с клавиатурой Вани — с помощью подбородка или щеки. Именно подбородком и щекой дети делают произвольные движения целенаправленно, по заданию.
Адаптация к коммуникатору, выполняющему роль левой кнопки «мыши» – достаточно длительный процесс. Сначала мы его держали сами, а ребёнок пытался на него нажать, потом подкладывали какие-то коробки, в итоге стали приматывать его к подголовнику мобильной коляски таким образом, чтобы ребенок смог достать щекой, после чего он работает полностью самостоятельно.
– Как мотивировать ребёнка на работу с этой клавиатурой? Ведь поначалу он может воспринимать это не как облегчение, а как дополнительную нагрузку.
– Я могу рассказать, как это произошло с Линой. Её родители разошлись, и она скучала по своему папе. И я ей сказала: «Ты можешь сейчас написать своему папе именно то, что ты думаешь и чувствуешь».
Она выбирала слова из предложенного ей набора, но затем выстраивала строчку так, как она считала нужным. Её мама и отчим даже не сразу поверили, что это Лина сама написала. На родительском собрании, когда я стала учить родителей пользоваться этой клавиатурой — чтобы дети пользовались ею и на летних каникулах, чтобы не утратили навык — Лина сама продемонстрировала своё умение. В итоге родители детей восприняли это новшество с энтузиазмом.
Светлое направление
– Ваши ученики пользуются клавиатурой прежде всего как учебным пособием или уже используют её для простого общения?
– Мы активно используем клавиатуру на уроках русского языка и на уроках альтернативной коммуникации. В меньшей степени на уроках математики и чтения.
После родительского собрания родители опробовали клавиатуру в домашних условиях, они были довольны. Но вот насколько часто они ей пользуются я не могу сказать. Что касается простого общения, то в последней четверти этого учебного года мы практиковали диалоги без моего участия. То есть ребёнок выбирал, кому он хочет задать вопрос, что именно он хочет спросить, после чего кнопка передавалась тому, к кому он обращался.
Детям это очень понравилось, они были в восторге от того, что могут сами, практически без помощи взрослых обращаться друг к другу. На лето их родители взяли устройства домой, программу тоже скачали, так что, надеюсь, и дома дети будут пользоваться этим способом общения.
Ваня доработал эту программу в расчёте на более старших детей, теперь там и падежи, и склонения.
Мы надеемся, что в сентябре Ваня проведёт мастер-класс для родителей и учителей, на котором расскажет и покажет на практике свою программу.
Я уверена, что успех данной клавиатуре обеспечен.
– Иван, обираешься ли ты дальше работать в этой области?
Иван: Мне очень понравилось это направление, оно светлое. Я начал думать о поступлении в ВУЗ на логопеда – мои знакомые очень смеются потому, что видят меня в балете (улыбается — И. Л.).