Шоколадного цвета щенок бодро семенит по аллее рядом с человеком. Этот пес – будущий помощник незрячего. Ему еще предстоит обучиться многому в специальной собачьей школе и сдать экзамены, а потом познакомиться со своим будущим хозяином, для которого он станет глазами. И, может быть, этот щенок станет таким же умным, как Людвиг!
Собака-проводник помогает незрячему ориентироваться в пространстве, но вообще союз «человек и собака-проводник» – это не способ передвижения, а образ жизни. И способ изменить свою жизнь.
Чудо-пес для слепоглухого
«Людвиг, одеваться!» – молодой человек наощупь надевает на лабрадора шоколадного цвета специальную жесткую шлейку с ручкой, ошейник, пристегивает поводок. Артем Абрамов, 19-летний студент Чувашского государственного университета имени Ульянова, приехал в Школу из Чебоксар. С Людвигом, двухлетним лабрадором, они как-то сразу нашли друг друга: оба флегматики по характеру, спокойные, неспешные.
Людвиг – одна из первых собак, подготовленных в Школе не просто для незрячего человека, но для слепоглухого
Это новшество в работе Школы и большая победа. Как передвигаться по городу человеку, который не только не видит, но и не слышит, и не может ничего сказать? Подготовить собаку помог Фонд «Со-Единение». Обучение Людвига стоило немалых денег, Школа получила от Фонда грант на работу с таким «технически сложным средством реабилитации».
Артем живет на территории Школы уже несколько дней, и они с Людвигом уже сдали экзамен по ОКД (Общий курс дрессировки) на «отлично». У Артема есть слуховой аппарат, и он говорит, может общаться с собакой при помощи голоса и команды, – так что его случай с точки зрения дрессуры собаки еще не самый сложный. Впереди другие испытания, и каждый день Артем с собакой обязательно занимаются. С ними работает тренер, инструктор Елена Журавлева – именно она готовила Людвига для Артема, а теперь ей нужно помочь паре «человек-собака» адаптироваться друг к другу.
Мы выходим из гостиницы. Впереди у выхода ступеньки, и Людвиг, доведя Артема до них, останавливается. Артем с помощью трости убеждается, что впереди лестница, и вместе с собакой спускается по ней.
Заворачиваем направо, и у большого вазона-клумбы Людвиг опять останавливается. «Это ориентир, Людвиг подвел к нему хозяина. Это правило – на пути всего маршрута следования у незрячего человека и его собаки должны быть вот такие основные ориентиры-остановки. Здесь развилка, здесь дорога направо, налево, прямо. Хозяин решает, куда ему нужно», – поясняет инструктор.
Сейчас мы идем в парк – Людвиг знает и это слово, и ведет нас туда. Снова остановка – впереди на аллее лежачий полицейский. Артем проверяет тросточкой препятствие, дает команду, и мы идем дальше. Так и происходит работа собаки-проводника и незрячего человека в реальности. Плотный контакт, «слушание» друг друга.
Вот Артем роняет трость. Собака должна помочь хозяину в такой ситуации. «Апорт!» – командует Артем. Людвиг аккуратно берет в зубы трость, и поднимает морду, Артем находит трость наощупь, и забирает.
Когда нужно передохнуть, по команде «Скамейка!» Людвиг подводит Артема к лавочке. Скамеек на площадке несколько, и это пес тоже знает. «Другая скамейка!» – говорит Артем, и они с Людвигом отправляются в другую сторону, где стоит еще одна лавка.
К местной обстановке собака привыкает, но и в реальных условиях все будет происходить так же. Обычно незрячие люди ходят по проторенным маршрутам, и все ориентиры, препятствия и объекты собака тоже хорошо узнает. «Сначала незрячий человек с собакой-проводником и зрячим человеком идет несколько раз по своим маршрутам, собака узнает, где что находится. Только потом собака ориентируется сама, – рассказывает Наталья Емельянова, тренер, заместитель директора. –
Многие заблуждаются, думая, что собака-проводник сама знает, куда вести своего хозяина, и может сопровождать его по любой местности. Но ей сначала надо показать все дороги».
Инструктор Елена рассказывает, как готовили Людвига к работе со слепоглухонемым человеком. Все те же команды, которые подаются голосом, можно подать и жестом.
Вот Артем дотрагивается до собаки определенным манером, касаясь то морды, то спины, при этом делая слабые побуждающие «рывочки» поводком, и Людвиг садится, ложится, встает… Если нужно задать движение, то используется шлейка – здесь вместо мягкого поводка жесткая ручка, и легким движением Артем направляет собаку вправо, влево или вперед, или останавливает ее.
И все же подготовить собаку для слепоглухонемого человека очень сложно. Если человек совсем не говорит – как ему контактировать с внешним миром? «Это труд, который должен иметь научные обоснования. Нужны и практические выкладки, и теоретическая масштабная подготовка», – считает Олег Исаенко, директор Школы подготовки собак-проводников.
Не просто собака
Вообще же собака-проводник не собака, а «техническое средство реабилитации». Именно так она указывается в документах. Человек с инвалидностью должен прийти в органы соцзащиты по месту жительства, написать заявление, и, если в его ИПР (индивидуальную программу реабилитации) собака-проводник вписана, то ему она положена бесплатно. А подготовка такой собаки стоит, между прочим, 500 тысяч рублей.
Иногда, правда, такие заявления пылятся в органах соцзащиты, и люди с инвалидностью ждут свою собаку годами. Для этого Школа сейчас размещает анкету на своем сайте, чтобы незрячий мог ее заполнить сразу, и тогда его данные попадут в Школу напрямую, и не потеряются. Это надежнее: Школа собак-проводников уже сама начинает дергать органы соцзащиты, чтобы там человеку дали направление в за собакой.
Тайны дрессировки: чему и как учат собак?
«А сейчас мы вообще отказываем в работе тем, кто привык к военной дрессуре. Мне легче научить человека с нуля, чем переучить. К тому же у нас своя специфика: один тренер готовит пять собак в год и передает их незрячим людям. А при подготовке военных, служебных собак подразумевается, что кинолог готовит животное под себя, и потом служит с этой собакой», – говорит директор Исаенко.
Выяснилось, что методика подготовки собак-проводников отличается от дрессировки военных собак. И как отличается! При создании Школы подготовки собак-проводников были сначала приглашены военные специалисты. В первые десять лет возврат собак достигал 40 процентов. Школа стала набирать для работы с собаками гражданских лиц. И теперь возврат подготовленных собак не превышает 5 процентов.
«Некоторые клиенты интересуются: а можно ли заодно подготовить собаку и к охране? Чтобы и провожала, и защищала, – продолжает Олег Евгеньевич, – Но это невозможно: собака-проводник – противоположность военной, а если в ней проявятся охранные качества, то как проводника ее нужно выбраковывать.
«Это как раз противоположность, плюс и минус, как у батарейки», – говорит директор школы.
Тренером собаки-проводника может стать человек любой профессии. В школе работают бывшие бухгалтеры, продавцы, экономисты. Самое важное условие – у человека должна быть потребность работать с животными.
Характер с характером
«Какой характер должен быть у дрессировщика собаки-проводника? – интересуюсь у Олега Евгеньевича.
«Характер должен быть с характером», – отвечает директор.
Безвольный тренер не сможет обучить собаку. И еще тонкость: здесь работа идет не только с собакой, но и с человеком, ведь потом пса нужно будет передавать приехавшему за ним незрячему хозяину. «Некоторых будущих работников наших спрашиваем – вы любите животных? Очень, отвечают. А людей? Ой, нет, мне собаки больше нравятся. Тогда не получится. У нас инструктор должен быть еще немножко педагогом, психологом, реабилитологом, – рассказывает Наталья Емельянова, – мизантроп стать тренером собаки-проводника не сможет».
Потому что есть одна сложность в работе, – продолжает Наталья Емельянова, – нужно передать выдрессированную тобой собаку ее будущему хозяину. Наталья работает в Школе с 1988 года, уже почти 30 лет. Но до сих пор помнит, что с первой своей собакой-проводником расставалась со слезами.
Еще и поэтому в Школе работают охотнее всего с лабрадорами. Лабрадор легко привыкает к новому хозяину. А вот овчарка – очень привязывается к одному человеку. Если привязывается к тренеру, потом переходить в руки нового хозяина ей труднее. Кроме того, у щенков овчарок чаще бывает сложный индивидуальный характер. Они сложнее переживают «детские годы» в питомниках. Собачий питомник – это что-то вроде детского дома, нянечки уходят домой, есть выходные. Собаки не каждой породы спокойно переносят отсутствие общения. Лабрадоры более самодостаточны. А у овчарки могут развиться как раз те самые качества, которые собаке-поводырю не нужны – агрессия, например.
Елена Журавлева работает тренером шесть лет, сейчас она инструктор-методист второй категории. «По образованию я экономист, у меня все время работа сидячая была, с бумагами, за компьютером, а здесь сразу такая нагрузка сильная, с собаками… А ученикам, кстати, давали самых сложных собак, можно сказать, выбракованных. Вот моей первой собакой была овчарка, от которой отказались уже два инструктора. Я ту собаку запомнила на всю жизнь. Да, было сложно, я с ней мучилась. Но я ее отдрессировала, и ее хозяин очень доволен, мы до сих пор созваниваемся с ним.
Это был молодой человек лет девятнадцати, он еле ходил, и даже думал, что не справится с собакой, плакал. Думал даже уехать без собаки, но все же сработались, и собака уехала в дом. Сейчас эта пара живет в Перми, мальчик просто счастлив».
Многие инструкторы общаются с теми, кому передали собак. К тому же часто требуются консультации – у незрячего человека могут возникнуть какие-то вопросы по работе с собакой.
«Тренируйся…на кошках!»
В Школе учатся собаки, а работают – коты. «Во-первых, коты выполняют свою прямую обязанность, то есть ловят мышей, – рассказывает Наталья. – А самое важное – чем больше котов, тем больше раздражителей для собак». А зачем это? Приходится приучать собак-проводников, чтобы они ни на что не отвлекались. «Естественно, заглушить окончательно инстинкты, изменить природу невозможно. Но снизить уровень отвлечения, чтобы не было такого, чтобы собака кидалась на кошку и бежала за ней – это мы делаем. Но незрячему потом нужно обязательно поддерживать все эти навыки в собаке».
Собаки отрабатывают равнодушие к кошкам во время тренировок. Ну а потом демонстрируют это умение на экзаменах.
Кошка ходит мимо собаки – тоже на шлейке. Может даже мяукать. Собака должна сохранять олимпийское спокойствие. Отвлеклась – сняли балл.
Гасятся природные интересы, желание понюхать что-то, куда-то рвануть, полаять. Собака приучается работать. «Главная особенность в том, что мы не дрессируем на игре. Этот метод, скорее, используют кинологические службы, допустим, при дрессировке собак-поисковиков. Там игра как раз нужна – увлечь собаку, раззадорить, искать спрятанный или кинутый мячик. Мы в основном заставляем. Потому что собака-проводник не имеет права отказаться что-то делать», – рассказывают инструкторы.
Работает контрастный метод: принуждение – поощрение. Потому что на интересе обучить собаку-проводника невозможно. Ну какая у животного может быть заинтересованность водить человека по одному и тому же маршруту? «Собака идет по маршруту – голова должна быть поднята, нельзя ничего обнюхивать по пути или метить территорию, собака должна смотреть вперед и ни на что не отвлекаться. То есть то, что нужно от собаки в других ее применениях, у нас нельзя и не нужно».
Экзамены, как в ГИБДД
За кустами неподвижно стоит полицейский. Это фальшь-полицейский, фанерный силуэт человека в форме. Невдалеке – специально вырытая канава, дальше – разные заборы, заборчики, столбики. Это «тренажеры», здесь собаки учатся правильно реагировать на препятствие. Правильно – это значит встать перед препятствием. Дальше незрячий человек с помощью трости должен определить, что перед ним, и принять решение, как и куда двигаться дальше. Никаких объектов на своем пути собака бояться не должна, никаких агрессивных или трусливых реакций выдавать не имеет права. За площадкой виднеется старый автобус – это тоже тренировочный снаряд, собака учится ездить с хозяином в транспорте, заходить в него, выходить.
Отучившись, четвероногий «школьник» сдает три экзамена. Общий курс дрессировки – сидеть, лежать, место и тому подобное, второй экзамен – «городок», тренировочная площадка.
Инструктор надевает полностью светонепроницаемые очки, и движется с собакой как незрячий. Задача собаки – вести, тянуть хозяина вперед, и не сбиваться с пути.
На экзамене инструктор с собакой проходят все препятствия, канавки, заборы, мостики, ступеньки – а сзади идет эксперт, который ставит штрафные баллы. Все как на экзамене в ГИБДД. Не набрал баллов – иди, занимайся еще, не готова твоя собака.
Ну а если справились – третий экзамен, «город». Инструктор, опять же в непроницаемых очках, отправляется с собакой по городскому маршруту. Нужно дойти от школы до железнодорожной станции и обратно. И снова рядом идет эксперт, принимающий экзамен.
А еще собаки тщательно отрабатывают ситуацию в метрополитене. «Раньше руководство метрополитена не давало нам возможности там заниматься, опасались. Все-таки это травмоопасный транспорт, сложные механизмы, особенно эскалатор. Но сейчас эскалаторы входят в нашу жизнь повсюду, они и в магазинах, и в аэропортах… И мы должны обучить собак пользоваться эскалатором, и приучить незрячего человека с собакой ездить в метро», – рассказывает Олег Исаенко. Тренировки проходят на станции метро «Авиамоторная», для собак Школы в определенное время перекрывают один из эскалаторов. Вообще, собака должна быть максимально социализирована, это касается и улицы. Должна привыкнуть ко всему – большим домам, светофорам, шуму транспорта, суете пешеходов.
«Проверяем все. Допустим, собака может не бояться шума, даже выстрелов. Но может бояться высоты. Такая собака тоже не может работать проводником», – рассказывает Наталья.
Только когда собака справилась со всеми проверками, она считается готовой к работе. После этого Школа приглашает незрячего человека, который ждет эту собаку. Будущие хозяева живут в школьной гостинице, в течение двух недель привыкают к своим собакам и тренируются вместе с ними – и сами учатся управлять животным, и собака привыкает к своему уже постоянному хозяину.
Другое правовое поле
«Многие люди с инвалидностью считают: сейчас получу собаку, и проблемы решены – я встал, а она меня повела, – рассказывает Наталья. – Нет, он должен идти и ориентироваться в пространстве сам, а собака ему помогает. Этого многие не понимают, в итоге психологически бывают не подготовлены к работе с собакой-проводником».
Помощь-то собаки заключается в том, что предупредить об опасных препятствиях на маршруте. Это не компьютер с программным обеспечением и не навигатор.
Поэтому нельзя просто передать собаку из рук в руки. Нужно научить человека пользоваться таким «средством реабилитации». Чувствовать поведение животного. Приезжающие за собакой незрячие не просто тренируются на практике, работают с собакой, но и прослушивают здесь курс лекций. Узнают и о том, как прокладывать маршруты, и о том, как пользоваться законами, ведь человек с собакой вступает в другое правовое поле. Он должен знать: с собакой-проводником его обязаны пустить везде, и в магазин, и в учреждение – хотя часто с этим бывают сложности.
Собака как шанс
Хозяин должен постоянно заниматься с собакой, поддерживать ее навыки, рабочее состояние. Напоминать ей команды общего курса дрессировки, регулярно ходить по своим маршрутам. «Собака неминуемо вынудит хозяина поддерживать активную форму, ведь просто дома с животным не осядешь. Даже гулять придется три раза в день. К тому же люди понимают, что получив такое дорогостоящее «средство реабилитации», слишком расточительно посадить пса «на диван». Такая собака должна быть в рабочей форме», – замечают инструкторы.
«Я всегда говорю: хотите изменить жизнь, возьмите собаку, – говорит Олег Исаенко. – Те, кто на самом деле хочет безвылазно сидеть дома, или ждать посторонней помощи, могут не справиться с новым жизненным ритмом. Если человек считает, что ему все должны, и даже собака ему должна – что ж, такому будет тяжело.
Собаку-проводника берет тот человек с инвалидностью, который хочет стать самостоятельным. Очень много, кстати, молодых людей, жаждущих активной жизни, и они с радостью обретают активность с собакой-проводником. Есть и еще один момент. До этого ты был ответственен за себя – а теперь на тебе ответственность и за собаку. Гулять, кормить, купать, ухаживать за ней. Это важный психологический момент, адаптирующий человека с инвалидностью к активной жизни. Я вижу, как меняются люди. Многие приезжают к нам ежегодно на наше дог-шоу: мы устраиваем такой праздник, где можно встретиться, показать, что умеет твоя собака, как работает. Им кажется, что собака меняется, обретает новые качества.
И я говорю этим людям: ваша собака не меняется, но я вижу, как вы изменились.
Понимаете, это шанс. Шанс изменить жизнь, измениться самому».
Фото Павла Смертина