Православный портал о благотворительности

«Люди нуждаются не только в таблетках, но и в молитве». Врач и священник Игорь Блинов регулярно ездит на Донбасс

Когда весной 2022 года стало ясно, что не хватает медиков, он поехал одним из первых как врач-доброволец больницы святителя Алексия

Отец Игорь – человек необычной судьбы, врач общей практики в церковной больнице святителя Алексия, клирик Марфо-Мариинской обители милосердия. После окончания РНИМУ им. Пирогова в 90-е годы уехал на стажировку за границу и задержался на долгие 20 лет, но все это время мечтал вернуться в Россию. В Германии женился, принял священнический сан, а сейчас накопленный врачебный и духовный опыт помогает батюшке врачевать тела и души не только в Москве, но и в зоне конфликта.

«Вернешься, когда будешь нужен»

В Псково-Печерский монастырь Игорь Блинов начал ездить после окончания школы и сразу попал на исповедь к отцу Иоанну Крестьянкину. «Он меня подозвал и стал говорить о красоте жизни по вере. Думаю, что он выделил меня в толпе еще и потому, что тогда в Церкви было мало молодых людей. Это было в 1983 году», – вспоминает сегодня батюшка.

После окончания медицинского вуза его пригласили на стажировку в Германию. Молодой врач приезжал в Печоры при первой возможности, чтобы не только помолиться, но и получить у батюшки ответы на самые сокровенные вопросы. Но когда Игорь спросил отца Иоанна, стоит ли ему жениться, получил неожиданный ответ: «Поезжай обратно, там женишься, а когда выучишься и нужен будешь России, тогда вернешься».

Так и получилось. В Германии Игорь Блинов вступил в брак, родилось четверо детей, затем состоялось поступление на заочное отделение в Московскую духовную семинарию, потом в Московскую духовную академию, хиротония и служение в храме святителя Николая в Штутгарте.

Помимо прихода у отца Игоря в Германии была обширная медицинская практика. Он рассказывает, что в Германии к врачам совсем иное отношение: здесь они – представители особой касты, уважаемые люди, пациенты с медиками обычно не спорят и строго следуют всем назначениям. Оставить своих пациентов, не передав их кому-нибудь из коллег, и просто уехать на родину священник и врач не мог. А замена все никак не находилась.

Лишь когда по почте пришел диплом из Московской духовной академии, вдруг позвонила коллега и сказала, что примет практику. Домой иерей Игорь Блинов вернулся в 2013 году. «А в 2014 году в России начались события, которые продолжаются до сих пор. Вот тогда я и понял смысл фразы „вернешься, когда нужен будешь«».

«Я люблю обе профессии»

Когда мы беседуем с отцом Игорем в его кабинете в церковной больнице святителя Алексия, на нем медицинский халат поверх подрясника – пациенты, которые приходят на прием, сразу видят, с кем имеют дело. Но так было далеко не всегда, врачебную практику батюшка не смог получить сразу по возвращении, сначала пришлось уделить время только церковному служению.

О том времени отец Игорь говорит, что было «непривычно и неуютно», так ему хотелось сочетать обе возможности помогать людям. Когда его пригласили работать врачом в больницу святителя Алексея и клириком в Марфо-Мариинскую обитель, все наконец сложилось. «Почему мне нужно и то, и другое? Потому что я люблю обе профессии. Их нельзя сравнивать. Врач врачует тело, священник – души, он на службе у Господа. Человек стоит на грани между жизнью и смертью, и из смерти в жизнь переходит. Будучи погибающим, оживает. Когда несешь такое служение, чувствуешь себя нужным, и это рождает внутреннюю гармонию», – объясняет батюшка.

Когда в 2022 году стало ясно, что в городах, попавших в зону боевых действий, остро не хватает врачей, он поехал не колеблясь. За год отец Игорь Блинов был в Донбассе пять раз.

Пациентка в Мариуполе сказала: «Теперь я ничего не боюсь»

Отец Игорь Блинов в г. Балаклея. Фото: Мария Лурье

Весной прошлого года, когда в Мариуполе заблокированные «азовцы» выходили с территории завода «Азовсталь», а жители города – из подвалов, в которых прятались больше месяца, отец Игорь вел прием с другими врачами-волонтерами, которые приехали помогать со всей России. Люди приходили в помещение частной клиники, брошенной прежними владельцами – одного из собственников убили, второй пропал. Чудом было уже то, что в разрушенном Мариуполе, где даже больницы не перенесли боев, нашлось помещение, пригодное для приема пациентов.

Люди приходили измученные, с обострившимися хроническими заболеваниями вроде гипертонии и диабета, с пневмониями и обморожениями от долгого сидения в подвале, но бодрые духом. «Меня особенно поразило… Одна пациентка сказала: я очень боязливый человек, и, когда в первый раз под бомбежку попала, очень боялась, а потом был второй раз, третий раз… Теперь ничего не боюсь», – рассказывает отец Игорь.

По его словам, та, самая первая поездка, хотя и была трудной, но одновременно – очень вдохновляющей. «Там чувствуешь себя очень нужным. На гребне истории», – делится он.

Отец Игорь говорит, что ни в своей первой, ни в последующих поездках не выступал в роли священника, только как медик. Пациенты не знали о его сане, видя перед собой только человека с бородой и в медицинской одежде. Но у батюшки была возможность посещать храм, молиться, причащаться, общаться с местным духовенством. Это объединяло и придавало сил.

«Там ты один, хоть и на медицинской машине с кардиографом и ультразвуком»

Медкабинет в Мелитополе, лето 2022 года. Фото: Мария Лурье

После Мариуполя летом прошлого года была поездка в Мелитополь. Город сохранился, но было необходимо заново выстраивать всю систему медицинской помощи, поэтому вновь потребовались добровольцы. В кабинете при местном храме отец Игорь Блинов вел прием, пациенты шли с утра до вечера. Абсолютный рекорд – 120 человек за день. Всего, подсчитал потом батюшка, за пять дней его приема удалось помочь 430 пациентам.

Следующие маршруты врача и священника – Изюм и Балаклея, Северодонецк и снова Мариуполь. Накануне Нового года отец Игорь отправился налаживать работу мобильного госпиталя, который больница святителя Алексия открыла в Мариуполе, чтобы расширить для местных жителей возможности получения медицинской помощи. Люди идут сюда с самыми разными нуждами: получить консультацию врача, пройти диагностические процедуры, получить бесплатно жизненно важные лекарства. В ту поездку он успел заметить, что жизнь в Мариуполе налаживается: «Люди стали спокойнее, увереннее. И на приемах это чувствовалось». В марте отец Игорь три недели провел в Северодонецке, где больница святителя Алексия разместила еще один передвижной диагностический комплекс. В нем в Северодонецке и окрестных населенных пунктах отец Игорь начал принимать ежедневно до 70 человек. Как водитель он сам перемещал мобильный госпиталь, меняя место его парковки. Как врач – в одиночку принимал сложные решения: «В Москве все спокойно, урегулировано, можно быстро увидеть результаты анализов, созвониться с другими специалистами. А там ты один, хоть и на серьезной медицинской машине с кардиографом, ультразвуком и рентгеном», – объясняет батюшка.

«Господь помогает помогать»

Несмотря на отсутствие на нем облачения и невозможность служить на новых территориях литургию, опыт работы священником в поездках в Донбасс отцу Игорю все равно пригодился. Ведь людям хочется получить не только медицинские назначения, но и сочувствие, поддержку. Тем более если они пережили много горя, если души изранены. «Дело не в длительности разговора, а во взаимопонимании. Порой достаточно пары добрых слов и улыбки, чтобы человеку стало легче. Хотя, конечно, они не заменяют медицинские назначения, только дополняют», – делится батюшка.

«Кардинально новых для себя открытий я не сделал, – продолжает отец Игорь. – Но вновь подтвердилось то, что я вижу в профессии каждый день, как врач и тем более как священник. Когда к тебе приходит человек с неразрешимыми, казалось бы, проблемами, то не только он сам и ты в этом участвуете, а еще и благодать Божия. Тебе вдруг напоминается то, что ты не помнишь, открываются какие-то возможности. По-богословски это называется „синергия«, а по-церковнославянски – „Господь споспешествует«. С добрыми намерениями все идет вперед и само все организуется».

Люди, которые приходили к врачу на прием, часто рассказывали о чудесных событиях, которые происходили, когда они находились в подвалах. Для многих этот опыт оказался еще и первым опытом молитвы. «Одна женщина, которая помогала нам в Мариуполе организовать врачебный прием, просидела 40 дней в подвале с сестрой. Воды у них не было, они спускали из кранов ржавую жидкость и распределяли чуть ли не по сто грамм на человека в день, потому что запас был ограничен. В подвале эта женщина научилась молиться: у них стояла икона Казанской Божией матери, которую освещали свечами или фонариками. Это давало людям опору и надежду».

Как врач, отец Игорь Блинов лечит своих пациентов, как священник – молится обо всех, кто приходит к нему на прием. Он помнит не только тех, с кем встречался в зоне конфликта, но и беженцев, которые приходят к нему на прием в Москве: люди, говорит отец Игорь, «нуждаются не только в таблетках, но и в молитве. Ведь после каждой встречи они впечатываются в память и душу, за них начинаешь переживать». «Самое главное для человека – обрести почву под ногами, смысл, осознать, ради чего ты существуешь. Я для себя это понял, прочувствовал. И мне хочется поделиться этим пониманием с другими», – говорит священник.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version