Машинистам советуют отворачиваться и затыкать уши
О страшной проблеме – суицид на железной дороге – стараются не говорить. Между тем, человек в душевном кризисе часто отправляется именно на железнодорожную станцию.
Чтобы остановить такую махину, как товарный или пассажирский поезд, нужно время. Поезд, идущий со скоростью 120 км в час (у некоторых скорость достигает 300 км в час), по инерции проедет еще как минимум 600 метров, после того как машинист нажмет на тормоз. Это означает 18 бесконечных секунд, в течение которых он будет видеть человека на рельсах. Во время обучения машинистам советуют в таких случаях отворачиваться и затыкать уши…
Хизер Во вынуждена была на время оставить работу после случившейся трагедии – работодатели поддержали ее и оплатили лечение в клинике, где женщина прошла психотерапию.
Спустя несколько месяцев она смогла вернуться к своим обязанностям, но не было дня, чтобы она не вспоминала тот чудовищный момент своей жизни. Резкий страшный звук тормозящего поезда. Крик, от которого заледенела душа. Кровь. А потом – осознание произошедшего и бесконечные вопросы – могла ли она сделать хоть что-то, чтобы его спасти?
Он смотрел мне прямо в глаза
Хизер очень помогли коллеги. По большей части молчаливые мужчины, никогда не показывающие своих эмоций, звонили и говорили: «Я тоже через это прошел, я с тобой, ты справишься».
Мало кто задумывается, что испытывает машинист, совершающий наезд на самоубийцу. Самоубийство – это не «личное дело» того, кто на него решается. Трагедия захватывает семью, друзей и посторонних людей, ставших невольными свидетелями и участниками.
«Люди, ищущие смерть на рельсах, потому что не могут справиться с собственной жизнью, не только разрушают свою жизнь, они разрушают жизнь невинного человека, – говорит машинист поезда из Германии Стефан Книст, переживший тот же чудовищный опыт, что и Хизер. Мужчина, решивший покончить с собой, шел навстречу надвигающемуся поезду, которым управлял Стефан, и смотрел машинисту в лицо. – Они превращают машинистов поездов в преступников, вынуждают их убивать».
Хизер никогда не переставала думать о мальчике, которого сбил ее поезд. Неужели те, кто был рядом, не замечали ничего странного в его поведении? Пытался ли кто-нибудь поговорить с ним? Иногда она ездила в город, где он вырос. Бродила по улицам, пытаясь понять. Сегодня этому мальчику мог бы быть 21 год. У него могла бы со временем появится семья, родится дети. И ее накрывала волна отчаяния – какой бессмысленный, страшный конец.
Неумение говорить о своих чувствах убивает мужчин
Когда Хизер снова вышла на работу спустя несколько месяцев, то поняла, что возврата к себе прежней нет. Она стала раздражительной, с трудом сохраняла терпение. Не могла смотреть по телевизору криминальные драмы. Видеть любое проявление жестокости, даже отдаленно напоминающее тот кошмар, было выше сил. Но она твердо решила, что сделает все, от нее зависящее, чтобы избежать подобных трагедий в будущем.
На многое Хизер открыло глаза общение с психотерапевтом. От него она впервые узнала, что мальчики и мужчины во всем мире совершают суицид в несколько раз чаще, чем женщины. И дело не в том, что у них больше проблем, чем у женщин. Нет, сказал ей психотерапевт, проблемы есть у всех, но женщины помогают друг другу «облегчить душу» и чаще вовремя обращаются за помощью. А мужчины – нет.
Мужчины стесняются говорить о трудностях – ведь это значит, не справился, «не мужик», который все и всегда решает сам. Вместо того чтобы признать, что мы все в чем-то зависим друг от друга и, отбросив стереотипы и гордыню, обратиться за помощью, мужчины блокируют свои чувства алкоголем и наркотиками.
Хизер поняла, что, как женщина-машинист, может стать хорошим примером для коллег-мужчин. Она стала чаще заговаривать с ними – о будничных, рабочих делах – и увидела, что они тянутся к ней и очень рады, что она есть в команде. Мужчины с нетерпением ждали ее смены, чтобы поболтать о том о сем. «Иногда сидим в перерыв, обычный разговор – и вдруг чувствуешь, как человек оттаивает, раскрывается, тяжесть мира перестает давить на его плечи».
Нужно научиться заглядывать внутрь, пробираться сквозь натянутые улыбки, призывает Хизер. Мальчики и мужчины часто врут, делая вид, что у них все нормально.
Ты в порядке?
Как многие, Хизер была уверена: не следует вслух говорить о таких страшных вещах, как суицид. Мол, вы можете ненароком подтолкнуть к действию человека, который только обдумывает самоубийство. В благотворительной организации Samaritans, которая уже много лет занимается предотвращением самоубийств, обучая сотрудников железнодорожных компаний, ей объяснили – это не так.
Важно понимать, что большинство людей, склонных к суициду, на самом деле не хотят умирать – они не хотят жить той жизнью, которой живут. Помимо прочего, каждый пятый из тех, кто пытается свести счеты с жизнью на железной дороге, терпит неудачу и получает чудовищные травмы, превращаясь в инвалида.
Цель Samaritans – научить распознавать среди людей – будь то пассажиры, прохожие или коллеги, – тех, кто обдумывает роковой шаг, и найти к ним подход.
Как разглядеть признаки опасности? Необычные жесты, походка, мимика, взгляд прямо перед собой или на рельсы, местоположение близко к краю на платформе. Важно доверять своей интуиции и вмешиваться, заговаривать с человеком, который вызывает тревогу.
Прорвать пузырь одиночества
На тренинге Samaritans Хизер узнала, что часто люди, склонные к суициду, не хотят никого обременять своими чувствами – поэтому молчат. Но если вы задаете прямой вопрос, вы даете человеку шанс рассказать, что он переживает, шанс прорвать «пузырь одиночества».
Хизер училась говорить, наблюдать, улавливать необычное. «Мы люди, и наш долг – потратить пять минут, всего пять минут, понимаете, хотя бы спросить: «Ты в порядке?», – говорит она.
Смысл не в том, чтобы давать непрошеные советы или заставить человека почувствовать свою вину – а в том, чтобы донести, что он или она вам не безразличны.
Хизер смотрела ролики, снятые Samaritans, где мужчины, прошедшие через кризис попытки суицида, делились своими чувствами. Многие говорили, что страдают от одиночества и мечтают быть полезными, чтобы их опыт преодоления кому-то пригодился.
Прекратите романтизировать железную дорогу
В прошлом году Хизер Во помогла остановить рекламную кампанию популярной фирмы Vans, по производству обуви и одежды для скейтбординга.
На рекламных постерах, размещенных на автобусных остановках, девочка-подросток с фотоаппаратом карабкается с путей на железнодорожную платформу – она только что прыгала на рельсы, чтобы сделать кадр.
Многие не догадываются, что рискуют жизнью ради эффектного селфи, а потом получают тяжелейшие травмы, меняющие жизнь навсегда! – возмущается Хизер. Пожалуйста, прекратите романтизировать железную дорогу, призывает она, – это не только дивные виды за окном и романтические свидания, но и место скрытых опасностей. Глядя на эту девочку, многие захотели бы повторить ее опасный поступок, и кто знает, чем бы это закончилось…
Хизер победила страх перед железной дорогой и видит свою миссию в том, чтобы помочь мальчикам и мужчинам чаще говорить о своих внутренних переживаниях.
Недавно она забрала к себе маму, у которой была диагностирована болезнь Альцгеймера. Приходится нелегко, но она не унывает: «У мамы сумасшедшее чувство юмора, и от болезни оно почти не пострадало!».