Александра Щеткина, президент фонда Альцрус, помогающего людям с деменцией, считает, что это необходимо: «Ранняя диагностика дает выигрыш во времени, а значит, и возможность принять ситуацию и подготовиться к ней».
О подготовке мы еще поговорим, но давайте сначала выясним, что можно считать ранними признаками деменции или болезни Альцгеймера.
Никто не любит чувствовать себя постоянно виноватым
Прежде всего, это затруднения с нахождением подходящих слов. Речь идет о ситуации, когда человеку трудно найти слова, которые он использует каждый день, из обиходного языка, а не те, что обозначают какие-то сложные абстрактные понятия. Мой пожилой родственник, у которого развивалась деменция, говорил: «Купи в магазине эти… ну желтые, сладкие…» Он не мог вспомнить слово «бананы», которое почти ежедневно употреблял в быту.
Еще одна особенность раннего этапа, которая должна насторожить родственников, – это перепады настроения. Объясняется это тем, что человеку становится трудно контролировать свои эмоции. Он может сам чувствовать, что с ним что-то не так, но ему страшно признаться в этом своим близким. Никто из нас не хочет, чтобы его считали глупым, неадекватным, поэтому, конечно, человек становится эмоционально уязвимым, и это еще одна причина перепадов в настроении.
Боязнь показаться глупым может приводить к апатии и даже депрессии, человек может замкнуться и избегать контактов с родными и близкими. Кроме того, при деменции изменения происходят не только в областях, ответственных за память и интеллект, но и в эмоциональных зонах мозга.
К апатии может привести и поведение членов семьи, которые замечают странности, но относят их не к проявлениям пожилого возраста или болезни, а к недостаткам личности. «Почему ты переспрашиваешь? Я же тебе уже несколько раз сказала!» – такое выражение недовольства, да еще и неоднократное, может привести к тому, что пожилой человек замкнется в себе и станет стараться избегать лишних разговоров.
Никто не любит себя чувствовать постоянно виноватым: это сделал не так, что-то не туда поставил, постоянно забывает о чем-то. Родным важно понимать, что именно с нарушения краткосрочной памяти, в первую очередь, начинается и деменция, и болезнь Альцгеймера.
У бабушки испортился характер
Мы все периодически что-то забываем, но бытовые, рутинные действия часто производим, что называется, на автомате. Когда происходят сбои именно в такого рода рутинах, это уже признак когнитивных проблем.
Человек годами пользовался микроволновкой, и вдруг у него наступает ступор, не помнит, что нужно делать, на какую кнопку нажать. Нам приходится довольно часто слышать о таких ситуациях.
Внучка спрашивает: «Бабуля, почему ты стираешь руками, ведь у тебя стиральная машина есть?»
На это бабушка отвечает: «Мне так удобнее». На самом деле она просто боится признаться, что она забыла, как обращаться с машинкой. Внучка, подозревая, что тут что-то не так, предлагает напомнить бабушке, как это делается, но бабушка упорно настаивает на том, что руками стирать ей удобно, а современные приспособления ей ни к чему.
На самом деле научилась пользоваться стиральной машинкой бабушка все-таки относительно недавно, и эта память, к сожалению, уже ушла.
Еще один признак деменции – это изменение личности.
Родственники часто говорят: «У нашей бабушки испортился характер!» Само по себе это еще не говорит о том, что у бабушки деменция, но это один из тревожных звоночков, которые являются поводом для обращения к врачу (неврологу, психиатру, геронтологу). Особенно насторожить близких должны не постепенные, а резкие изменения в поведении.
Бывает и такое, что человек всю жизнь был уравновешенным, деликатным, доброжелательным, и вдруг его как подменили: всем недоволен, ругается и даже употребляет нецензурные слова, кричит на близких – это очень серьезный повод обратиться к специалисту, потому что за таким поведением могут стоять начинающиеся когнитивные изменения.
Когда мы вернемся домой?

Проблемы с ориентацией в пространстве в принципе характерны для пожилого возраста, но у людей с начинающейся деменцией эти трудности еще сильнее.
Нередко пожилых людей родственники перевозят к себе, чтобы ухаживать за ними, кого-то из деревни, кого-то из маленького городка в большой. В новой ситуации человеку с когнитивными нарушениями очень трудно: он может не вспомнить, на каком этаже он живет, или пойти в соседний магазин за хлебом, а выйдя из него, не узнать улицу, свой дом, не сориентироваться в пространстве.
В принципе, такое может случиться и с пожилым человеком без явных когнитивных нарушений, тем более, что не все люди и в молодости хорошо ориентируются в пространстве. Но такие вопросы, как «когда мы поедем домой?», «где я нахожусь?», которые выдают непонимание человеком изменившихся обстоятельств его жизни – он явно не помнит о том, что он переехал – это уже сигнал о необходимости медицинского обследования.
Бывает потеря ориентации в пространстве и без всякого переезда, когда человек выходит из дома прогуляться по знакомому маршруту, а вернуться обратно не может, или пошел выбросить мусор, а вернулся не в свой подъезд и никак не может понять, что же произошло и где его квартира.
Вопросы и повторы
Моя пожилая тетя все время спрашивала: «Когда мы пойдем гулять?» Я отвечала ей: «Когда я закончу дела», однако через несколько минут она снова задавала тот же вопрос, потому что мой ответ она уже забыла. Близких такое поведение нередко раздражает, а пожилой человек не понимает причины, ведь он уверен, что он задал свой вопрос в первый раз.
А еще бывает, что пожилой человек раз за разом рассказывает какую-то историю из своей жизни. Такое встречается и среди обычных и даже нестарых людей, но когда им говоришь, что эта история уже надоела, они, как правило, не спорят и признают, что, действительно, могли ее уже рассказывать.
Человек же в начальной стадии деменции уверен, что рассказывает случай из своей жизни впервые, и настаивает на продолжении. Вот на эту разницу в реакциях и нужно обратить внимание.
Если что-то кажется, то это не кажется
Для человека с начинающейся деменцией характерно перекладывание вещей в несвойственные места. Холодильник похож на шкаф, а потому там может оказаться книга, плоскогубцы или что-то из одежды.
Еще один признак – это обвинение кого-то в воровстве. Медицинское название этого феномена – бред ущерба. Пожилой человек жалуется, что его обворовали соседи, при этом его обвинение может звучать очень логично и убедительно, и, на первый взгляд, все это не выглядит подозрительно, однако если такое случилось, необходимо разобраться в ситуации.
Нужно понимать, что все эти признаки могут проявляться поначалу спорадически, за несколько лет до того, как деменция становится очевидной.
Моя пожилая тетя, например, будучи еще в сравнительно нормальном интеллектуальном состоянии, как-то удивила меня тем, что не узнала местности, по которой мы много раз проезжали в последние 15 лет. «Сколько тут всего понастроили!» – сказала она, но ведь все это она уже видела много раз. Потом она мне позвонила и спросила, на каком курсе университета я учусь, и была удивлена тем, что я уже 10 лет как окончила вуз: «Ты мне не сказала об этом!»
Про признаки деменции я всем говорю: «Если кажется, то не кажется». Любые странности нужно брать на заметку.
Позаботьтесь обо всем заранее
Деменция не лечится, но визит к терапевту необходим. Дело в том, что эти же самые симптомы могут быть вызваны некоторыми другими заболеваниями, например дефицитом витаминов, проблемами со щитовидной железой, новообразованиями в мозге, поэтому только врач может поставить диагноз после соответствующих диагностических процедур.
Почему так важна ранняя диагностика, если нет терапий, способных излечить пациента?
Чем раньше близкие осознают, что их родной человек постепенно теряет связь с ними, да и вообще с реальностью, тем больше времени остается на то, чтобы спланировать его и свою жизнь так, чтобы качество ее оставалось как можно более высоким.
Я всегда говорю родственникам, что нужно успеть оформить все необходимые юридические документы, завещание, доверенности и так далее, пока человек еще в начальной стадии деменции и все-таки обладает достаточно ясным сознанием для того, чтобы сделать определенные распоряжения и подписать нужные бумаги.
Второе, что я советую сделать, это заняться физическим здоровьем пожилого человека, сделать все то, до чего не доходили руки: полечить или вставить зубы, при плохом зрении – сделать операцию по замене хрусталиков, пролечить артрит, проверить слух и при необходимости приобрести слуховой аппарат. Ухудшение зрения и слуха будет ускорять деменцию, лишая человека важных каналов связи с близкими и с реальным миром.
Когда человек в продвинутой стадии деменции, лечить зубы или менять хрусталики в глазах практически невозможно. И даже сделать МРТ, при котором необходимо лежать неподвижно, очень и очень сложно.
Еще одна важная сфера – социальная. Возможно, получится объяснить вашему родственнику, в чем суть его диагноза. Некоторые люди способны его принять, но не все, поэтому сообщать или не сообщать, решать близким этого человека в зависимости от их личной ситуации.
Нужно рассказать всем членам семьи больного о диагнозе и по возможности организовать встречу, какой-то семейный праздник. Важно, чтобы все любимые им люди пообщались с пожилым родственником, пока он всех узнает и может сознательно обменяться с ними теплыми словами и всех обнять.
Может быть, вы сможете организовать поездки к внукам или по местам, где прошло детство вашего родственника, где жили его родители, а может быть, сделать что-то приятное, о чем он давно мечтал, но до сих пор не осуществил, например, съездить к морю.
Вовремя отследив первые тревожные звоночки и получив диагноз, мы выигрываем время, которое можем качественно провести со своим пожилым родственником.
Социальная активность: полезна любая!

Существует противодементная терапия, которая применяется во всем мире, врачи также могут прописать снотворные средства, антидепрессанты, иногда нейролептики. Все это помогает несколько улучшить состояние пациента с деменцией и качество его жизни.
Существуют также разные виды терапии – арт-терапия, музыкальная терапия, канис-терапия, она очень полезна именно на начальных стадиях деменции, чтобы чуть подольше сохранялась активность пожилого человека, чуть получше была его жизнь. Если человек просто будет сидеть дома, деградировать он будет быстрее.
Понятно, что у разных семей разные ресурсы, и не у всех получается посвящать много времени престарелым родственникам, но как же здорово, когда пожилой человек окружен заботой.
Наш фонд занимается реабилитацией пациентов с деменцией и, в частности, с болезнью Альцгеймера, в Альцкафе, своеобразном клубе для них и их семей. Некоторые наши подопечные раз в месяц посещают его с 2018 года. Мы видим, как память их ослабевает, они не вполне понимают, что это за место, забывают людей, но при этом они помнят саму эмоцию, ощущение праздника: здесь весело, здесь хорошо, здесь комфортно.
У нас есть музыка, мы поем песни и танцуем, общаемся, а еще у нас в Альцкафе проводится адаптивный творческий мастер-класс, в котором наши подопечные выполняют задания того уровня, который им доступен.
Такие клубы у нас есть в разных городах. В Москве и Санкт-Петербурге – по три, по одному в Калининграде, Петрозаводске, в маленьком карельском городке Кондопога, в Архангельске, в Красноярске, Саратове и Владивостоке. Хотелось бы идти дальше по стране, но это, конечно, будет зависеть от наших финансов, то есть от размеров пожертвований.
Мы очень любим наши клубы, и сейчас мы готовим новый проект. Это занятия по сохранению бытовых навыков, которые мы будем проводить, и через какое-то время проанализируем результаты. Мы надеемся, что они помогут нашим подопечным дольше сохранять некоторую самостоятельность в быту.
Абсолютно любая социальная активность, на которую у семьи хватает ресурсов, очень ценна для человека с деменцией. Мы записываем специальные ролики занятий для пациентов с деменцией, и, если родственники не могут привозить такого человека к нам, у них есть возможность позаниматься дома с помощью нашего ролика. Он очень доступный, и для этих занятий ничего не надо покупать, все есть дома: гречка, фломастеры, еще какие-то подручные средства.
У нас на сайте есть инструкции и даже книжки для раскрашивания, которые можно загрузить, распечатать и заниматься со своим родственником. Люди очень рады таким возможностям, ведь даже если 10 минут в день можно посвятить бабушке или дедушке, это уже гораздо лучше, чем ничего. В зависимости от ресурсов семьи можно заниматься и 10 минут каждый час, и 10 минут в день.
Если человек вообще ничем не занимается, гораздо быстрее разовьется деменция, а также ее очень неприятные спутники, такие как ажитация и агрессия, а может быть, и бред, и галлюцинации.
Грусть и счастье идут рядом
У нас есть горячая линия – электронный адрес, по которому нам могут написать люди из разных городов и проконсультироваться. Была история, когда дочь в одиночку ухаживала за матерью в деменции и несколько лет подряд мы сопровождали ее. Мы переписывались с ней, и хотя не могли помочь физически, мы ее морально поддерживали, и это было для женщины своего рода отдушиной. И таких семей у нас было немало.
Когда умерла одна из наших подопечных в Сочи, ее дочь прислала нам историю ее жизни с фотографиями мамы в разные периоды времени. Это было очень трогательно.
По посещению Альцкафе раз в месяц, мы замечаем, что человек с деменцией каждый раз хоть немножко, но меняется, состояние его усугубляется. У некоторых она прогрессирует довольно быстро.
К нам ходила пара, муж с женой, у мужа была деменция. Поначалу он разговаривал, танцевал, но через год говорить он уже не мог. Вместе с женой они все равно продолжали приходить, и мы очень старались как-то его развлечь. Потом эта пара перестала посещать наш клуб, но мы поддерживали с ними связь, как и с большинством семей, которые долго нас посещали.
А еще к нам приходил очень приятный и обходительный пожилой мужчина с дочерью, который пользовался большим успехом у пожилых женщин, одна из которых как-то весь вечер с ним танцевала, не давая ему передышки. Он устал, но, как галантный кавалер, не мог отказать даме.
Этот мужчина очень любил собак и был счастлив, когда мы пригласили в Альцкафе специалистов по канис-терапии со своими питомцами-терапевтами. А еще он меня и моих коллег всегда поздравлял с праздниками и с удовольствием дарил нам цветы, которые покупала дочь.
К сожалению, вместе с несколькими нашими постоянными подопечными, он ушел в пандемию ковида. Дочь этого пожилого джентльмена настолько прониклась нашими идеями, что после смерти отца продолжает к нам ходить уже в качестве волонтера, участвующего в нашей работе.
Есть такие пожилые люди, которых к нам приводит не один и тот же родственник, а несколько. Например, одну пожилую даму приводит то дочь, то сын. Когда сыновья приходят с мамами, когда они танцуют с ними, это всегда очень трогательно.
Наши посетители нам часто говорят, что наши Альцкафе – это территория счастья. Здесь безопасно и комфортно, здесь друзья, здесь люди, которые полностью принимают тебя и твоего больного родственника. Они говорят о такой возможности, как об отдушине. Неправильно сводить последние годы и месяцы жизни больного человека исключительно к медицинским манипуляциям – дать лекарство, накормить, сводить на прогулку, важно испытывать счастье от общения со старенькой мамой или отцом, хоть это общение и становится очень специфическим.
Иногда у нас происходят с людьми совершенно удивительные вещи. Одна наша пожилая подопечная в Петрозаводске, посещая Альцкафе, с удовольствием пела и даже вспомнила песню на карельском языке! Так что наш путь не из легких, но идя по нему, мы становимся свидетелями замечательных событий и прекрасных сюрпризов.
Коллажи Дмитрия Петрова на основе фотографий Павла Смертина