Православный портал о благотворительности

«Любовь Пална, поговорите с нами! Вы поговорите, и нам прибавляется оптимизма»

«Телефонные цепи» – проект поддержки по кругу: позвони четырем своим знакомым, поговори, спроси, не нуждаются ли они в чем-то, и запиши пожелания. А потом попроси собеседников тоже обзвонить ближний круг

Поддержка по телефону - великая вещь. Она позволяет почувствовать, что ты не один

2020

Весной 2020 года Любовь Павловна Фабричная плотно села на телефон. В свои 88 лет Любовь Павловна оставалась активным участником Орловской областной общественной организации «Знание». Когда в марте 2020 года все ушли на самоизоляцию, орловское «Знание» запустило проект «Телефонные цепи».

Механизм был простой и безотказный: активисты (сами представители старшего поколения) звонили четырем своим знакомым, разговаривали с ними, спрашивали, не нуждаются ли они в чем-то, и записывали пожелания. А потом просили своих собеседников тоже обзвонить ближний круг.

По старой партийной привычке Любовь Павловна, проработавшая 10 лет секретарем партийной организации, сразу начала перевыполнять план. Почти моментально весь ее день оказался расписан звонками.

Среди абонентов были бывшие секретари комсомольской организации Люся и Наташа, Зоечка, с которой Любовь Павловна дружила с 1948 года, коллеги с работы Любовь Ивановна и Лидия Григорьевна, «дачники» Лия Павловна, Рина Сергеевна и Раечка. И, конечно, соседка Анастасия Ивановна – строго дважды в день.

«Я ее приучила к людям»

Анастасия Ивановна рассказывает журналистам как познакомилась с Любовью Павловной 15 лет назад, на занятиях гимнастикой

Они не были ровесницами (Анастасия Ивановна на восемь лет старше), не учились вместе и не работали, подружились случайно: вместе шли с занятий гимнастикой, и Любовь Павловна не утерпела, завела беседу. Оказалось, что они живут рядом, через два дома. Так началась их дружба.

«Она была такая хмурая, неразговорчивая, – вспоминала Любовь Павловна. – А я ж болтушка жуткая и разговорила ее так, что она последние годы и советы давала, и рецептами делилась. Мы вместе с нашей командой с гимнастики отметили ее 80-летие, она пирожков напекла. Потом 85, 90, 95 лет. Совершенно человек изменился. Я ее приучила к людям».

По телефону они обсуждали все на свете. «У нее столько в голове интересного. Бывает, что мы ругаемся! Не на жизнь, а на смерть. По всем поводам. Она говорит: «Вы всегда только о хорошем хотите». Я не соглашаюсь: «Я вижу плохое, но если зацикливаться на плохом, то вообще жить нельзя». Я вижу, что плохо к старикам относятся, сама влезаю в эти дела, возмущаюсь. Но и хорошее тоже вижу, а она нет».

Иностранные студенты относились с уважением и нежностью

На память о временах преподавания в Орловском учетно-кредитном техникуме Любовь Павловна хранит открытки студентов: «Трудно вас забывать, поскольку вы для нас были наша родная мать…Мы вспомним, вспомним и вечно вспомним о вас. Ваша правая рука Эме Максимин из ЦАР».

Рассказывать истории про хорошее Любовь Павловна может бесконечно. По профессии она экономист-аналитик и 37 лет проработала в Орловском учетно-кредитном техникуме, преподавая анализ хозяйственной деятельности предприятий. Среди ее студентов было много иностранцев из Африки (ЦАР, Конго, Сомали, Сан-Томе и Принсипи), а потом с Кубы, из Лаоса и Вьетнама. Приезжая в СССР, они сначала год учили русский язык в Москве, Баку и Одессе, а потом на три года расходились по учебным заведениям – в их числе был и орловский техникум.

Любовь Павловна показывает фотографию: «Вот моя группа: мой сынулька белый и я, остальные все черные. 19 мальчишек, все высоченные. Когда я стояла рядом с ними, мне казалось, что, если они сомкнутся, они меня раздавят».

Страх этот не был ничем оправдан: наоборот, иностранные студенты относились к своему преподавателю с большим уважением и даже нежностью. Приглашали на национальные праздники. Уезжая, оставляли на память свои фотографии. Один из них даже написал в открытке: «Трудно вас забывать, поскольку вы для нас были наша родная мать и нас проводили до последнего звонка. Мы вспомним, вспомним и вечно вспомним о вас. Ваша правая рука Эме Максимин из ЦАР».

Любовь Павловна говорит, что ей нравилось работать с иностранцами. «Они воспринимали не так, как наши. Брали все для будущей работы. Все, кроме лаосцев, были из семей интеллигентных, зажиточных. Например, у кого-то отец работает в торговле.

Когда я доходила до анализа торговых организаций, вопросов возникал миллион. Я давала задание: походите по нашим магазинам, подумайте, как увеличить товарооборот. А на дворе семидесятые. И они выясняли, почему товаров мало, почему плохо расположены, почему грубо разговаривают, почему из-под прилавка вытаскивают, потому что они иностранцы. И потом все мне докладывали, им интересно было.

Или мы проходим общественное питание. Они решили наш буфет проанализировать. И что ложки-вилки грязные, и что кассирша хамит. И потом выпустили газету. Нарисовали все, написали: как она на них ругается, как швыряют приборы. Об этом узнал директор. Вызывает меня: «Любовь Павловна, вы что делаете?» А это ребята сделали. Приходит начальница буфета расфуфыренная, директор ей показывает газету. Кассиршу уволили, все поменяли. А у наших студентов вопросов не возникало».

«Мой интеллект еще не такой старый и немощный, как моя плоть, – хочу жить нормальным человеком»

Любовь Павловна в семейном кругу: с сыном, внучкой и правнуком. «Я оптимистка по натуре, это меня спасает. Утром встану – там колет, тут колет. Я себе говорю: «Так, Любочка, встань, пожалуйста! Сделай упражнение!»

Анастасия Ивановна тоже приняла нас в своей двухкомнатной квартире – планировкой абсолютно совпадающей с квартирой Любови Павловны. Даже диван, на который все во второй раз уселись пить чай, стоял на таком же месте. На диване расположился серый кот, привлекший внимание обоих гостей: оператор Илья снимал его на видео, а корреспондент Илья позировал для совместных фото. Кот сам явился под дверь к Анастасии Ивановне совсем маленьким, и она оставила его жить, несмотря на полное несовпадение темпераментов.

Тогда мы задали главный вопрос: как телефонные цепи помогают Анастасии Ивановне? «Мой интеллект еще, может быть, не такой старый и немощный, как моя плоть. И мне еще хочется общаться с людьми, морально жить нормальным человеком я еще хочу. А это мне помогает», – отчеканила она.

2022

20 апреля 2022 года Анастасии Ивановне должно было исполниться 98 лет. Но она не дожила: умерла 15 сентября 2021 года. Я сижу на том же диване в квартире Любови Павловны, на полке, как и два года назад, стоит книга со стихами Ларисы Рубальской. Только в серванте пополнение – коричневый болгарский набор, подаренный на память сыном Анастасии Ивановны. А еще он принес чудо-чашку с рисунком, который проступает, когда в нее наливают горячую воду. Я пью из нее чай.

У Любови Павловны все такой же громкий уверенный голос, но она уже не красит волосы и стрижет их короче, а еще стала хуже слышать. С тех пор, как мы виделись, она несколько раз лежала в больнице. Ковид перенесла на ногах. Есть и другие проблемы со здоровьем.

«Я оптимистка по натуре, это меня спасает. Утром встану – там колет, тут колет. Я себе говорю: «Так, Любочка, встань, пожалуйста! Сделай упражнение Андрея Яковлевича!» Встала, сделала упражнение. Походила, вроде бы ничего. Позавтракала, звоню брату. Ему 85, и он совсем плохой. Утром и вечером звоню, он у меня как маленький. Как был младший, и до сих пор он у меня такой», – рассказывает она.

Андрей Яковлевич вел гимнастику, на которой они познакомились с Анастасией Ивановной. «Возьми лимончика, – говорит мне Любовь Павловна. – Что ты не вытащишь никак, горечко ты мое?». На кухне прислонена к стенке дверца от шкафа. Отвалилась утром, сын был недоволен.

– Что у тебя все ломается?

– А я же старая, и все у меня старое.

– Да ладно, не прикидывайся!

«Но жалуется иногда: «Мам, что-то ты стала соображать хуже». А он меня помнит, когда я у них вела уроки. Я в техникуме вела главный предмет, выносимый на госэкзамен. Это было сто лет тому назад. У меня уже и мозги не те, и движения не те. Никак не может понять», – объясняет Любовь Павловна.

«Любовь Пална, поговорите с нами! Вы поговорите, и нам прибавляется оптимизма»

Жизнерадостная и открытая, в свои почти 90 Любовь Павловна продолжает каждый день поддерживать подруг по телефону

Я спрашиваю: «Помните, мы обсуждали цепи? Что вы все время по телефону разговариваете?» Любовь Павловна приободряется. «Я по телефону прекрасно слышу, – говорит она. – Созвоны у нас постоянно. Риночка звонит, Лия Павловна, Валентина Ивановна – и пошли по кругу. Мои учащиеся бывшие звонят. Комсомольские дочки просят: «Любовь Пална, поговорите с нами! Вы поговорите, и нам прибавляется оптимизма». Голос мой еще помогает. А Анастасию Ивановну я вспоминаю постоянно, утром так и хочется ей позвонить».

«Почему цепи полезны? Они позволяют почувствовать, что ты не один. Это великая вещь – чувствовать себя причастным.

А еще это канал экстренной связи, когда можно не только психологическую помощь получить, но и любую другую», – говорит психолог Вадим Тепляков. Он на волонтерских началах сотрудничает со «Знанием» уже пять лет. Помогает и пожилым людям, разговаривая с ними об одиночестве и потере близких, и волонтерам как супервизор.

Цепи выявили потребность в социальном такси, чтобы попасть к врачам

Еще орловское «Знание» выпустило для волонтеров методическое пособие «Общение с пожилыми людьми по телефону». Там есть советы, которые могут пригодиться и при общении с людьми любых возрастов.

Вот, например, глава «Как услышать собеседника». «1) Прекратите говорить. Вы не можете слушать, если говорите. 2) Помогите собеседнику расслабиться. Дайте ему почувствовать, что он может говорить свободно. Создайте комфортную атмосферу. 3) Покажите собеседнику, что вы хотите его слушать. Слушайте, чтобы понять, а не для того, чтобы ответить». Всего в этой главе 15 пунктов, очень толковых.

Я стараюсь создать комфортную атмосферу для всех, кто пришел на встречу со мной в «Знание» рассказать про свой опыт с телефонными цепями. Первой слово берет Татьяна Пономарева, президент орловского благотворительного фонда «Содействие», который помогает людям с онкодиагнозами и их семьям.

Практику телефонных цепей они начали использовать в пандемию, чтобы проводить мониторинги актуальных проблем. «Фонд открыл проект «Открытый диалог». Доступ к врачам был ограничен, а у людей с онкозаболеваниями возникало много вопросов.

Благодаря телефонным цепям волонтеры из группы взаимопомощи фонда выясняли, что их волнует, связывались с врачами, а потом снова звонили и рассказывали, что узнали», – говорит она.

Кроме того, цепи выявили потребность в социальном такси, на котором пациенты могли бы попасть к врачам.

Меценат оказался рейдером

Потом выступает Галина Петрова из Орловского союза журналистов – рассказывает, что ветераны-журналисты сделали журнал по телефонным цепям. А молодежь из орловского отделения «Красного креста» смонтировала на Новый год трогательный видеоролик в поддержку проекта, где волонтеры и пожилые люди по очереди читают друг другу по телефону стихотворение Некрасова «Крестьянские дети».

«Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!»

Снимали ролик в том числе в самой организации: от советских времен «Знанию» остался четвертый этаж кирпичного здания на бульваре Победы. Остальные три этажа сейчас занимает Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. Институт занял бы и все пространство – но председателю правления орловского «Знания» Татьяне Михайловне Кононыгиной удалось оформить свой этаж в собственность организации. Правда, для этого ей пришлось дойти до Верховного суда.

Организация «Знание» была основана в 1948 году. Последние 23 года занимается реализацией программ и проектов по геронтообразованию. На базе организации действует Орловский народный университет золотого возраста с сетью филиалов на селе. Ежегодно его посещают от 3,5 до 7 тысяч пенсионеров.

На этаже много просторных помещений, где пожилые люди собираются танцевать, петь, играть в шахматы и просто разговаривать, как мы сейчас. Здесь уютно, много света из больших окон, но местами видно, что помещения требуют ремонта.

Как говорит Татьяна Михайловна, недавно нашелся меценат, но на поверку оказался рейдером: перед тем как дать денег на ремонт, предложил перевести на него управление организацией. К счастью, процесс удалось затормозить. Теперь Татьяна Михайловна надеется на новый грант от Фонда Тимченко превратить одну из комнат в коворкинг-зал.

Проект «Телефонные цепи» стал победителем конкурса Фонда Тимченко «Ближний круг-2020». До 20 мая Фонд принимает заявки на конкурс «Ближний круг-2022», направленный на развитие устойчивых социальных практик поддержки уязвимых людей силами ближайшего окружения и местных сообществ. Грантовый пул конкурса составляет 9,7 млн рублей, максимальный размер гранта – 150 000 рублей.

Коллажи Татьяны Соколовой на основе фотографий из семейного архива Любови Павловны Фабричной

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version