Православный портал о благотворительности

Дружба – это про развитие

Но друзей надо уметь отпускать. Про четыре составляющих дружбы – психолог Юлия Жемчужникова

Минна Хирен, «Подруги», 1873

Размышляет аналитический психолог Юлия Жемчужникова.

Принятие, развитие, радость, нежность

– Давайте начнем с того, как отличить дружбу от всех похожих на нее отношений.

– Из детства мне очень нравится песенка: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», – по-моему, это идеальное обозначение.

А дальше идут различные преломления дружбы – вплоть до популярной ныне «дружбы» в соцсетях. Просится во френды совершенно незнакомый человек, и ты думаешь: «принять его в друзья или не принять». Для меня всё-таки существует некая пауза и просто так нажать кнопочку, чтобы назвать «другом» незнакомого человека, мне сложно.

Дружба – это высшая форма человеческих взаимоотношений.

Кто-то из древних сказал что дружба – это любовь, лишенная половых отношений.

А дальше и в дружбе, и в любви есть четыре основных компонента:

Первый – это принятие: друг, как и любящий человек, принимает тебя таким, каков ты есть, со всеми твоими совершенствами и несовершенствами, которые ему могут не нравиться.

Второе – это развитие. То есть, дружба – это развивающие отношения. Нам нужен кто-то, чтобы нас поддержать, побудить к чему-нибудь, просто быть рядом или делать что-то вместе. Самое приятное – делать что-то вместе с другом: бегать, растить детей, строить космические корабли. Поэтому многие бизнесы начинаются вместе с друзьями, хотя это не очень правильно.

У друзей мы учимся неосознанно – пожалуй, это самая приятная форма обучения.

То есть друг – это не тот, кто подсовывает тебе книжки или ведет на тренинг. Он раскрывает тебе самим фактом себя, своего присутствия какие-то новые грани, и ты движешься вместе с ним.

Третий компонент дружбы – это радость. Друг – это тот, с кем тебе весело. Ты просто думаешь о друге, и тебе радостно.

Четвертая составляющая дружбы – это нежность, тепло. Может быть, в данный момент мысль о каком-то конкретном друге не доставляет вам особой радости, но тепло и эмоциональную близость вы чувствуете всегда.

Это база. А то, насколько часто вы видитесь, как общаетесь – это уже подробности ваших отношений

Еще важно: дружить против кого-то НЕЛЬЗЯ. Это сговор, объединение, коалиция, но не дружба. Истории всех войн и предательств – про это. Дружба  – исключительно позитивный процесс.

Дружба отличается от других отношений тем, что она всегда взаимная. Даже любовь может быть «в одну сторону».

Бывает любовь к поэту или актеру, который даже не знает о вашем существовании, или к ребенку, который давно отделился и живет самостоятельно, или к человеку, который умер. А дружба – это обязательно совместность. Например, у меня есть две подруги, с которыми мы дружим втроем.

Есть хорошее слово, которое очень помогает мне по жизни, – «попутчики». Например, родители – это попутчики, но только на определенном отрезке, а потом им пора выходить из поезда. Дети – тоже наши попутчики, но с ними по-другому. А вот с друзьями мы можем быть попутчиками на целую жизнь.

При этом понятно, что нельзя быть попутчиком самому себе, и нельзя быть попутчиком целому поезду. Попутчик – это тот, кто сидит рядом.

Где в дружбе граница

– Что главнее в умении дружить: давать или принимать?

– Должно быть равновесие.

Не бывает такого: «Это мой друг, и я тащу его по жизни». Или «это мой друг, и я ему только должен», – это нездоровые отношения, скорее зависимость, а не дружба.

Есть друзья, которые нас дополняют. Вот у меня в соседней деревне живут люди, которых я могу спросить: «Можно ребенок у вас переночует? Ему далеко добираться домой».

Я с этими людьми не обсуждаю философские вопросы, у нас много различий. Но в каких-то бытовых вещах я могу на них положиться, а они советуется со мной, если у них возникает непонимание с детьми.

Друзья, именно друзья, могут вполне быть и по сети. Потому что в интернете уже все можно – обменяться «паролями», мыслями, определить свóйство, почувствовать эмоции, границы, помочь деньгами…. Порой в интернете этого больше, чем при личном контакте. Я по нескольку лет дружу с людьми, не встречаясь реально. А потом встречаюсь, и никакого разочарования. И мы как дань традиции отдали, дотронулись друг для друга, посмотрели, чай попили и  дружим дальше в сети.

– Есть ли люди, которые не умеют дружить?

– Да, есть. Я думаю, что это про границы. С одной стороны, они очень жесткие. С другой, людям сложно понять, где я, где другой.

Например, когда я еду в город, мне иногда нужно подождать час до автобуса. И есть родственница, у которой большая квартира и которая говорит: «Не приходи, я сейчас убираюсь!» Это даже не про труд, а про страх, что от нее «чего-то захотят».

А есть подруга, у которой в маленькой квартире живет большая семья. И она просто спрашивает: «Во сколько, и сколько вас будет?» То есть, разговор заходит не про то, как ей неудобно, а сколько ей приготовить супа.

Умение дружбы – это умение не защищаться стеной. А неумение – это влезание за личные границы человека: «если ты друг, расскажи, помоги, развесели…», или «давай я тебе помогу, научу, исправлю». Есть такие «друзья»- спасатели, конечно, такая «дружба» не держится долго.

Искусство дружить именно в том и заключается, что друг понимает, чувствует, где нужно вмешаться и помочь, а где уже хватит.

Границы – они не как у крепости, они как у дерева, например. Смешиваться листвой – одно, ломать ветки – другое…

Дружба все время проходит какую-то проверку: одинаково ли мы воспринимаем вещи? Или, наоборот, друг может дать импульс чему-то новому. Когда мы сближаемся с людьми, мы их «щупаем». «Он любит рэп, а я эту музыку не понимаю. Он читает такие книжки, а мне нравятся другие». И это не только про приятие, но и про развитие. Потому что одно дело, когда я просто все принимаю, а другое, – когда сначала непонятно, но интересно и хочется попробовать.

Чем более человек определенный, проявленный, тем легче ему найти друзей. Потому что ты идешь в каком-то конкретном направлении.

А вот когда ты потерян и мечешься, то соприкасаешься с людьми отдельными непонятными точками.

Друзей надо уметь отпускать

Александр Дейнека, «Друзья» (1962)

– Дружба закончилась – это всегда трагедия?

– Людей надо уметь отпускать. Друзей, детей, родителей. А мы все время пытаемся думать константами. У меня должны быть: дети, друзья и пр.» – это постоянная фантазия о некой стабильности.

Может быть, это от того, что в нашей жизни слишком много неопределенности, но мы постоянно придумываем себе что-то «незыблемое». И то же самое происходит с дружбой: «Если мы с тобой друзья с детства, значит должны дружить всегда!» Но что значит «всегда»? Мы и сами «не всегда», мы меняемся, люди меняются, дружба меняется.

Если два кирпича положить рядом, они будут лежать так долго, а вот два дерева вечно рядом расти не смогут.

Друзей надо уметь отпускать на некое расстояние, и это совсем не обязательно терять. У меня есть друг, с которым мы не виделись тридцать лет, и я даже не знаю, жив ли он. Но наша дружба со мной. Расстояние для дружбы не так важно.

Часто бывает: мы идем по жизни, выходим на какую-то «общую» полянку и оказывается, что мы идем одним курсом, просто на расстоянии друг от друга. Хотя выйдем ли мы так на следующую поляну, я не знаю. Иногда это бывает по объективным причинам – живем далеко.

А иногда пытаешься идти с человеком по лесу, взявшись за руки. Но так неудобно, деревья мешают, нужно некоторое расстояние. Причем с одними и теми же людьми иногда идешь очень плотно, а иногда чуть расходишься.

Дружба – это то, что остается с вами как ресурс, остается в вашей памяти, даже если человек умер.

Самая интимная сфера – деньги

– Должен ли друг оказывать вам бесплатные услуги как специалист? Он же друг.

– Мы с коллегами как-то обсуждали, какие у наших людей самые интимные темы. И выяснилось, что самая интимная тема – деньги, про них очень редко кто может говорить откровенно. Если человек с вами честно говорит про деньги, вы пользуетесь у него самым высоким доверием, вам он может рассказать про самые сложные ситуации своей жизни.

Конечно, деньги портят дружбу, потому что обращаться с ними мы до сих пор не умеем. Поэтому вносить их в отношения с друзьями нужно осторожно. Но у нас всегда есть фантазия, как в сказке «Огниво»: «Если я пришел с полным ранцами денег и всех угощаю, отношение ко мне одно, а когда деньги потом кончились, отношение меняется». И это не потому, что люди такие плохие, они просто привыкли к такому формату отношений. Поэтому в отношении денег все надо четко проговаривать.

Мне вообще очень нравится европейский стиль: да, мы встретились и поплакали вместе в кафе. Но дальше есть твои деньги, а есть мои деньги. То есть, мы можем поговорить об интимном, но при этом каждый платит за свой кофе и свой сахар.

Это как с носками: если мы друзья, это же не значит, что мы будем постоянно ими меняться. Если ты натерла ногу в походе, конечно, я дам поносить свои сухие, но не каждый же день.

Из-за денег рушится очень много дружб, а из-за дружб рушится очень много бизнесов, начатых вместе с друзьями.

Нам вообще нравится делать что-то вместе с друзьями. Но с ними хорошо начинать бизнес, когда там нет денег, а нужно вкладывать много энергии, мысли, сил. До первых денег.

Деньги – это очень большой ресурс, когда он появился, нужно решать, что с этим делать. И часто это – непосильная задача.

Портят, по большому счету, не деньги, портят ожидания. И вот здесь очень важно проговаривать: что-то я могу сделать, что-то – не могу.

Для чего друзья семейному человеку

К.Е.Маковский, «Друзья-приятели» (1895)

– Одним из кризисов дружбы становится женитьба или замужество. Человек, с которым проводил время, рассказывал сокровенное, становится уже не так нужен – рядом есть другой близкий. Получается, это была не дружба, раз ее можно заменить?

– Конечно, после женитьбы или замужества происходит перетряска всех человеческих контактов. Меняются отношения с родителями, но с друзьями они меняются иногда даже больше.

Когда человек находится в состоянии влюбленности, у него много задач на построение новых отношений, и все остальные люди для него на какое-то время отходят на второй план. Хорошие друзья этот момент понимают и могут за тебя порадоваться.

Хороший друг в этой ситуации похож на человека в походе, который следит за лагерем: двое уединились в палатке или на гору пошли, а он в это время поддерживает костер и готов, если нужно, предложить им горячего чая.

Женитьба или замужество – большая проверка для дружбы, но через какое-то время друзья, если и правда были друзья, станут опять человеку необходимы. В любви человек сначала растворяется, но потом нуждается в восстановлении идентичности: я не только жена (муж), но и врач, друг, спортсмен и проч.,  у меня могут быть свои отношения с Богом, с людьми.

И друзья очень нужны для того, чтобы человек мог снова чуть-чуть отсоединиться от ощущения себя как «половинки».

Это очень полезный, правильный процесс. Если этого не происходит, возможно, в браке есть созависимость, когда человек все видит глазами партнера и теряет себя, свою личность.

Мужчина идет с друзьями на футбол, пьет пиво, едет на рыбалку или в гараж, женщина ходит с подружками в театр и на маникюр и говорит о своем, женском. И это – не ситуация для ревности, потому что мужчины между собой дружат под девизом «мы мужики», а у женщин свои женские разговоры. И дальше, в хорошем варианте, все должно прийти к некоему балансу: друзья супругов превращаются в общую компанию, в ней находятся дружащие пары.

– Как здесь найти баланс между чувством и долгом? Поиск себя – это прекрасно, но у человека есть и семейные обязанности.

– Женитьба психологически похожа на прыжок с парашютом. Вот вы летите вдвоем, вам хорошо. Но вы же не будете так лететь всю жизнь, в какой-то момент снова окажетесь на земле, вернетесь по во всю окружающую жизнь, в том числе к работе и друзьям.

Обычно кто-то из супругов вспоминает о друзьях первым. И тогда возникает ситуация: «Ах, она ушла с подружками, тогда я пойду на футбол!»  Хуже, если какая-то из сторон говорит: «Ах, он(а) с друзьями? Я так не хочу!» Это уже агрессия, собственничество, так можно только повредить отношениям.

С другой стороны, надо понимать, что большинство наших убеждений из серии «мужчина должен» или «женщина должна» – это традиции времени, когда считали, что муж должен быть «кормильцем», а полки должны быть повешены. Мы выросли в системе долженствований, но такие вопросы – область любви.

– Но ведь есть же какие-то неизбежные договоренности: я сварю суп, а ты привезешь ребенка из школы, даже если придется пропустить теннис…

– Несомненно, в новые отношения мы приходим с каким-то контрактом. За нашей спиной есть родительские семьи, и какие-то устоявшиеся представления о том, как эти отношения должны строиться.

Но можно и просто сказать: «Он пошел на рыбалку с друзьями, я не понимаю, что они там делают, но ему это необходимо», и – все разрешится более благополучно.

Это такие тонкие подергивания строп совместного парашюта и проверки.

У меня в свое время была такая компания походников. Люди собирались, строили огромную баржу и сплавлялись на ней по рекам. Мужчины обсуждали мужские темы в своей компании, у женщин были свои разговоры. Все это продолжалось много лет – вырастали дети, внуки. В конце концов, была уже смешанная компания. Кто-то внутри нее дружил перекрестно, где-то дружили мужья, а жены нет. Но это была возможность соприкоснуться с миром друг друга.

Часто такие отношения не нравятся, потому что они – тоже часть жизни вашего мужа. А эту жизнь хочется захватить полностью, возникает ревность также к работе, к книгам. Это может быть просто нежеланием делиться. Или неумением отношения строить.

И осел Иа-Иа может быть неплохим другом – при некоторых условиях

Кадр из советского мультфильма о Винни Пухе

– Бывает, что человек говорит: «Друзья должны были мне помочь и не помогли!» Как в дружбе избежать неоправданных ожиданий?

– Пока мы живы, у нас есть какие-то ожидания, в том числе от друзей. Когда что-то в нашей жизни случается, мы, конечно, ждем, что кто-то нам поможет. Если эти ожидания оправдываются, мы это запоминаем: «Вот я прям даже не успел подумать, а они взяли и помогли». Плюс о таких ситуациях рассказывают в кино. И мы начинаем думать: «Когда мне плохо, друзья мне помогают». И в следующий раз наше ожидание становится сильнее.

Но в какой-то момент ожидания не оправдываются: может быть, мы забыли позвонить друзьям, посчитали, что наши нужды и через космос слышно. Может быть, у друзей не было возможностей. И вот тогда больно, обидно и грустно. Кто привык в таких случаях злиться, тот злится; кто привык расстраиваться – расстраивается. Тот, кто привык перекладывать ответственность на других, винит всех вокруг, а кто привык брать ответственность на себя, переживает: «Я не умею выбирать друзей!»

Но дружбу при этом хорошо бы сохранить. Можно вернуться назад и вспомнить, что это не друзья виноваты, это были просто мои ожидания. Это снимает некоторый накал страстей.

Иногда нужно обращаться к друзьям и прямым текстом свои ожидания проговаривать. Проговаривать желания полезно не только для друзей, но и для нас самих. Потому что мы часто чего-то хотим, не успев это осознать, что-то вроде: «Вот мне сейчас плохо, и я хочу, чтобы кто-то мне помог». А если я конкретно сформулирую: «Сейчас мне плохо, и я хочу, чтобы кто-то из друзей купил килограмм апельсинов, сел в электричку и приехал ко мне», – то я смогу как минимум понять, стоит ли об этом кого-то просить, или достаточно, чтобы мне по телефону сказали пару добрых слов.

Помню, однажды у меня было плохо сердцем, я позвонила сыну и сказала: «На всякий случай звоню сказать, что я люблю тебя». Он ответил: «Я тоже тебя люблю». Положил трубку, потом перезвонил и сказал: «Люблю – это понятно, а инструкции какие?»

Когда мы общаемся с друзьями, очень важно ожидания перевести в желания, потому что исполнить чьи-то ожидания другому человеку сложно.

Ожидание – это что-то туманное, а желание можно исполнить. Если вы свои ожидания переводите в желания, общение становится легче. Это способствует укреплению дружбы.

На друзей всегда обижаются больше. Но вообще обиды – это не про дружбу, это такой стиль жизни. Всегда есть люди, похожие на милновского ослика Иа-Иа: «Ко мне никто не придет, а, если придут, значит просто мимо шли. Если принесут подарок, значит, самим был не нужен».

Есть же такая штука – «самооправдывающийся прогноз»: мы всегда выделяем в жизни то, чего ожидали. «Только бы не в грязь, только бы не в грязь!» – пожалуйста, в грязь. Ожидания раз за разом подтверждаются и возникают любимые присказки: «Я же говорил!», «так и знал!»

Друзья такого человека, в конце концов, просто привыкают к тому, что он – такой, и что обижаться – его любимая игра. Кстати, если у таких «осликов Иа-Иа» есть чувство юмора, они бывают неплохими друзьями.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version