Хочу быть первым!
– Несмотря на то, что в молитве Ефрема Сирина любоначалие идет в одном ряду с праздностью, унынием и празднословием, я не думаю, что эти качества онтологически связаны между собой. В отличие от трех других грехов любоначалие больше связано с активной деятельностью, и этот порок проявляется именно в отношениях с людьми.
Суть любоначалия – любовь к первому месту, желание лидерства всегда и во всем, стремление занимать первое место на пире, в разговоре, в дружбе, в семье,
во всех ситуациях, которые только могут дать человеку выдвинуться вперед. И плохо в нем то, что лидерство это – всегда за счет отодвигания других.
Прежде всего, любоначалие – свойство человеческой гордыни. Поэтому и способ высматривания в себе этого греха схож с другими способами выявления гордыни. Для того, чтобы заметить в себе маркеры любоначалия, нужно обратить внимание: как ты реагируешь на обиду? На укор? Что ощущаешь, когда слышишь правду в лицо? Вскипело в груди? Значит, и ты подвержен греху любоначалия.
Другой маркер любоначалия – зависть, невыдерживание конкуренции. Ведь тот, кто хочет быть первым, ревниво оберегает свое первенство (хотя бы в своей душе) и плохо переживает соперничество.
Одно из проявлений любоначалия – властолюбие: подчинение своей воле других людей, подчинение других людей своему образу жизни, своему взгляду на мир, своей идеологической схеме, и разделение людей по этому принципу.
Любоначалие взыгрывает не только когда человеку даны бразды правления – скажем, в государстве или коллективе, когда он по должности руководит кем-то.
Любоначалие может проявляться среди друзей, равных, в самых простых вещах.
За рулем
Любоначалие, например, часто проявляется, когда человек ведет машину. Незаметно для себя человек оказывается в положении, когда ему подчинено довольно большое пространство жизни. Он рулит, в прямом смысле слова.
И вот это руление подспудно человека захватывает так, что он считает, что если рулит он, то все остальные должны в обязательном порядке уступать ему дорогу, а он никому ничего не должен.
И он будет яростно бибикать, подрезать, мигать дальним светом, называть всех козлами. Картина, знакомая многим, я думаю.
При этом во всех других ситуациях и отношениях этот же человек может вести себя вовсе не по-лидерски. На работе он может быть вполне тихим сотрудником, который во всем подчиняется своему, например, очень жесткому начальнику.
Более того, тихий сотрудник может как раз любить сильную руку и всячески декларировать свое личное почтение перед диктаторской системой правления. Но как только он садится за руль, в нем просыпается маленький диктатор.
Мы – не рабы, рабы – не мы?
По самой своей природе любоначалие – рабское чувство. Чувство не раба Божьего, а низменное, забитое, завистливое, жадное до власти, пусть самой малой, подленькое чувство, которое может проявляться в самых малых вещах. И человек бывает деспотом по отношению к тем, кто слабее его или каким-то образом ему подчинен.
Диктатором может быть управдом или консьержка в доме. Есть даже специальное выражение – «синдром вахтера», когда маленький человек, облеченный маленькой властью, всласть самоутверждается над теми, кто оказался от него зависим.
Это может проявиться в человеке совершенно неожиданно, только дай повод.
Получается, он как бы отыгрывается за свое постоянное рабство на тех, на ком безопасно. Это свойство дедовщины. Всякая дедовщина построена на принципе: «Я был рабом, меня унижали, я ненавидел всех как раб, а теперь буду отыгрываться на тех, кто не может себя защитить».
Пример, противоположный любоначалию, дает нам Сам Христос. В Евангелии Господь не просто говорит: Кто из вас хочет быть первым, будет вам слугой. Я пришел к вам, не чтобы Мне послужили, но чтобы Самому послужить. Христос действует: идет и моет ноги ученикам.
И в этом действии – дух смиренномудрия, благородства, щедрости, внутренней свободы.
Великий пост, если мы проходим его правильно, должен приблизить нас к образу, который дает нам Христос: к образу служащего, уступающего, дающего место для жизни другому.
Власть или любовь?
Пушкин очень точно назвал дух любоначалия «змеей сокрытой». Ведь человеку может казаться, что у него этого духа нет.
Мы, люди церковные, все с удовольствием принимаем на себя образ внешнего смирения: с радостью говорим, что ни в чем недостойные, непотребные рабы Божии.
Но при этом сохраняем жесткий дух и желание все время потеснить другого, занять то место, которое считаем своим по праву, и начинаем с этого места свысока смотреть на других.
На самом деле у человека есть два способа возвыситься: рабский и евангельский.
Первый: возвысить себя, унизив других. Это путь фарисея, который самовозвышался за счет мытаря, говоря: Спасибо, Господи, что я не такой, как этот мытарь.
Второй – путь Закхея, которышки из Евангелия, который, чтобы ему стать «больше», для начала смирился с насмешками и как мальчишка залез на дерево, чтобы видеть проходящего Христа. А когда увидел Христа, что-то таинственное произошло в его душе, он вдруг понял, в чем истинное богатство: не в собирании денег, очевидно, раньше дававших Закхею, которого презирали другие, иллюзию власти, защищенности, а в отдавании от сердца.
Почувствовав это, Закхей смиряется по-настоящему: из скряги-мытаря он превращается в щедрого и доброго, пожелавшего вчетверо воздать тем, кого обидел.
Закхей перестал быть рабом любоначалия и стал рабом Божиим, благородным и щедрым, потому что встреча со Христом, подлинная, а не только событийная, открыла ему – в чем главная ценность жизни: в любви, а не во властвовании.
Ведь власть, стремление к власти нередко являются лишь искаженной потребностью в любви. И если с любовью не получается, человек начинает властвовать. «Не любят, так хоть пусть боятся».
Чем меньше в сердце человека любви, тем больше он стремится повелевать, хотя бы так ощущая свою «значимость», свое присутствие в жизни.
Учитесь властвовать собою
Но неужели стремление ко власти никогда не бывает к добру? Ведь человек может чувствовать в себе потенциал лидера и желать власти для того, чтобы делать добро? У него может получаться делать это добро, да еще в больших масштабах, да еще и вдохновлять людей на доброе дело!
К сожалению, это еще одна великая иллюзия. Желание власти никогда не приводит к хорошему, если только это не стремление властвовать собой.
Пока человек не научился властвовать собой, не понял, что им движет, зло или добро, он, даже придя к власти с благими намерениями, будет уклоняться в неправду. Не родятся от осинки апельсинки. Желание властвовать, начальствовать – это желание превосходить, первенствовать, здесь нет любви, а раз ее нет, доброго плода дело не принесет.