И у начальников, и у подчиненных бывает много претензий друг к другу. Как друг друга исправить? Или правильнее потерпеть? А если начальник — тиран? Если подчиненный — лентяй? Об этом мы беседуем с о. Георгием БРЕЕВЫМ, одним из старейших священников Москвы, духовником всех московских клириков.
Научись руководить собой
— Отец Георгий, как вам кажется, почему начальники и подчиненные бывают друг другом недовольны?
–. В обычной жизни утрачены правильные принципы. Как у нас когда-то начались революционные разрушения? Стали кричать — начальника нам не надо! Анархия — мать порядка, пусть господствует стихия! А где разум? Ведь у всего должно быть разумное начало, оно должно обуздать стихийные силы, положить им законы, дать им правильные отношения.
Структура любого человеческого объединения иерархична. В Церкви — святейший Патриарх, потом архиереи, настоятели храмов… Начальствующие лица появились сразу, как только возникло человеческое общество. Сначала главным был родоначальник — недаром у этого слова общий корень со словом «начальник». Отношения строились на священных принципах: начальник — не просто лицо, облеченное властью, он еще и Богом благословленный. Апостол Петр говорит: «всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет, 2, 17). Здесь выражены те духовные принципы, по которым и начальники, и подчиненные могут разумно и полезно строить здоровые отношения.
Подчинение — оно везде, даже в семье: «Жена да убоится мужа своего». Хотя мы понимаем, что это не тот страх: ты благоговей, ты почитай его как главу семьи. Причем дается аналогия: как Христос глава Церкви, так муж — глава семьи. И разве это плохо? А попробуйте — как трудно смириться: «Мне его слушаться, да он такой-сякой!» И возникает желание властвовать, быть первым. Господь сказал в Евангелии: если кто хочет быть первым — пожалуйста, не запрещается! Но ты будь тогда примером в первенстве: примером в любви, смирении, долготерпении, снисхождении, умении разумно вести дело. А если ты хочешь первенствовать, а за этим ничего, кроме эгоизма — «я хочу — и все», — это разрушительно.
Когда человек себя смиряет, тогда он способен разумно расставить свои отношения к другим, к себе, к Богу. Стяжи мир — и люди сами вокруг тебя будут этим миром заряжаться, поддерживать благоустроение. Ты должен внутренним благочестием убедить людей в том, что полезно и необходимо.
Господь прямо обрубил все стремления к власти, к начальствованию: «Всякий возносящийся смирен будет, а всякий смиренный будет вознесен». Т.е. ты сначала научись обуздать себя, потом ты научишься людьми правильно руководить. Но попробуй сначала собой руководить! Петр I говорил: «Я смирил стрельцов, Софью, шведов разбил, а себя я не могу никак смирить». Отсюда и беды всякие.
— Есть расхожее мнение, что власть портит человека…
— Да, это естественно. В житиях святых читаешь, как им предлагались большие посты, а они уходили. Власть дает большое право: сказал слово — и человек тебе должен подчиниться, потому что ты начальник. А какое слово ты сказал? Вот тут многие понимали, что власть дает чувство собственной высоты. Разум кичится и знанием, и положением. Я же не могу сказать себе, что я дворник, когда я генеральный директор крупного предприятия и у меня тысячи людей в подчинении!
Человек такого положения должен очень глубоко видеть разные взаимосвязи, решать со здоровых разумных позиций. Он оправдает любое доверие, если будет понимать: «Сегодня меня судьба занесла так высоко, а завтра, может, столь же низко опустит, если я зазнаюсь»
— А вы кому-то отказываете, когда приходят советоваться, идти или не идти на более высокую должность?
— Дело в том, что к священнику не пойдут, чтобы получить благословение на чисто эгоистический акт: «Батюшка, дай мне благословение, я хочу господствовать». Хотя один больной человек сказал мне: «Я на Бога ропщу, хулю Его, потому что я должен был бы императором стать». Ясно, что это проявление шизофрении. Я говорю: «Ну что ж ты, милый, сначала ведь надо было родиться в императорской семье, в каретках покататься, чтобы нянюшки сопельки тебе утирали, получить образование соответствующее. А ты-то откуда взялся, шустрый такой?»
Но бывают и такие случаи, когда человек приходит со смирением: «Батюшка, мне тяжело, я боюсь такой ответственности». Люди благочестивые заранее думают: а справлюсь ли я? а оправдаю ли доверие, которое мне оказывают? Разумный человек не думает: «Слава Богу, меня назначили, теперь я буду на положении божества, буду указы раздавать направо и налево», он понимает, как это ответственно. При таком отношении должность будет и ему, и людям на пользу.
— В наше время многие начальственные посты занимают женщины. Как вы к этому относитесь? Ведь им по природе несвойственно руководить.
— Я бы сказал, что женщина женщине рознь. Есть женщины высокообразованные, подготовленные, ответственные, разумные, волевые. Смотришь и иногда даже думаешь: «Боже мой, ей родиться бы мужчиной!..» Таким не вредно быть начальниками, и очень много примеров, как они хорошо дело устраивают — разумно и правильно. А есть женщины слишком эмоциональные — эмоций много, а понимания сути вещей не хватает.
Полностью читайте материал на сайте журнала «Нескучный сад»