Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Любите любое дело!

Сказать правду, обличить — это считается своего рода подвигом. Иван Грозный со своими опричниками одного убил, другого, третьего, а митрополит Филипп (Колычев) сказал ему: «Доколе ж кровь ты будешь лить?» Он что, не уважал царя? Уважал и был верным его служителем. Но когда он видел, что льется невинная кровь, он не мог молчать, потому что знал, что как глава Церкви он тоже отвечает за происходящее. Он знал, как опасно обличить царя, да еще в присутствии его приближенных — льстивых людей, которые только ему угождали. Однако пошел на это — и поплатился. Но правду отстоял

И у начальников, и у подчиненных бывает много претензий друг к другу. Как друг друга исправить? Или правильнее потерпеть? А если начальник — тиран? Если подчиненный — лентяй? Об этом мы беседуем с о. Георгием БРЕЕВЫМ, одним из старейших священников Москвы, духовником всех московских клириков.

Научись руководить собой

— Отец Георгий, как вам кажется, почему начальники и подчиненные бывают друг другом недовольны?
–. В обычной жизни утрачены правильные принципы. Как у нас когда-то начались революционные разрушения? Стали кричать — начальника нам не надо! Анархия — мать порядка, пусть господствует стихия! А где разум? Ведь у всего должно быть разумное начало, оно должно обуздать стихийные силы, положить им законы, дать им правильные отношения.
Структура любого человеческого объединения иерархична. В Церкви — святейший Патриарх, потом архиереи, настоятели храмов… Начальствующие лица появились сразу, как только возникло человеческое общество. Сначала главным был родоначальник — недаром у этого слова общий корень со словом «начальник». Отношения строились на священных принципах: начальник — не просто лицо, облеченное властью, он еще и Богом благословленный. Апостол Петр говорит: «всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет, 2, 17). Здесь выражены те духовные принципы, по которым и начальники, и подчиненные могут разумно и полезно строить здоровые отношения.
Подчинение — оно везде, даже в семье: «Жена да убоится мужа своего». Хотя мы понимаем, что это не тот страх: ты благоговей, ты почитай его как главу семьи. Причем дается аналогия: как Христос глава Церкви, так муж — глава семьи. И разве это плохо? А попробуйте — как трудно смириться: «Мне его слушаться, да он такой-сякой!» И возникает желание властвовать, быть первым. Господь сказал в Евангелии: если кто хочет быть первым — пожалуйста, не запрещается! Но ты будь тогда примером в первенстве: примером в любви, смирении, долготерпении, снисхождении, умении разумно вести дело. А если ты хочешь первенствовать, а за этим ничего, кроме эгоизма — «я хочу — и все», — это разрушительно.
Когда человек себя смиряет, тогда он способен разумно расставить свои отношения к другим, к себе, к Богу. Стяжи мир — и люди сами вокруг тебя будут этим миром заряжаться, поддерживать благоустроение. Ты должен внутренним благочестием убедить людей в том, что полезно и необходимо.
Господь прямо обрубил все стремления к власти, к начальствованию: «Всякий возносящийся смирен будет, а всякий смиренный будет вознесен». Т.е. ты сначала научись обуздать себя, потом ты научишься людьми правильно руководить. Но попробуй сначала собой руководить! Петр I говорил: «Я смирил стрельцов, Софью, шведов разбил, а себя я не могу никак смирить». Отсюда и беды всякие.

— Есть расхожее мнение, что власть портит человека…
— Да, это естественно. В житиях святых читаешь, как им предлагались большие посты, а они уходили. Власть дает большое право: сказал слово — и человек тебе должен подчиниться, потому что ты начальник. А какое слово ты сказал? Вот тут многие понимали, что власть дает чувство собственной высоты. Разум кичится и знанием, и положением. Я же не могу сказать себе, что я дворник, когда я генеральный директор крупного предприятия и у меня тысячи людей в подчинении!
Человек такого положения должен очень глубоко видеть разные взаимосвязи, решать со здоровых разумных позиций. Он оправдает любое доверие, если будет понимать: «Сегодня меня судьба занесла так высоко, а завтра, может, столь же низко опустит, если я зазнаюсь»

— А вы кому-то отказываете, когда приходят советоваться, идти или не идти на более высокую должность?
— Дело в том, что к священнику не пойдут, чтобы получить благословение на чисто эгоистический акт: «Батюшка, дай мне благословение, я хочу господствовать». Хотя один больной человек сказал мне: «Я на Бога ропщу, хулю Его, потому что я должен был бы императором стать». Ясно, что это проявление шизофрении. Я говорю: «Ну что ж ты, милый, сначала ведь надо было родиться в императорской семье, в каретках покататься, чтобы нянюшки сопельки тебе утирали, получить образование соответствующее. А ты-то откуда взялся, шустрый такой?»
Но бывают и такие случаи, когда человек приходит со смирением: «Батюшка, мне тяжело, я боюсь такой ответственности». Люди благочестивые заранее думают: а справлюсь ли я? а оправдаю ли доверие, которое мне оказывают? Разумный человек не думает: «Слава Богу, меня назначили, теперь я буду на положении божества, буду указы раздавать направо и налево», он понимает, как это ответственно. При таком отношении должность будет и ему, и людям на пользу.

— В наше время многие начальственные посты занимают женщины. Как вы к этому относитесь? Ведь им по природе несвойственно руководить.
— Я бы сказал, что женщина женщине рознь. Есть женщины высокообразованные, подготовленные, ответственные, разумные, волевые. Смотришь и иногда даже думаешь: «Боже мой, ей родиться бы мужчиной!..» Таким не вредно быть начальниками, и очень много примеров, как они хорошо дело устраивают — разумно и правильно. А есть женщины слишком эмоциональные — эмоций много, а понимания сути вещей не хватает.

Полностью читайте материал на сайте журнала «Нескучный сад»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?