К социальной работе минского прихода во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» относятся занятия лечебной верховой ездой (иппотерапией) на частной конюшне. Подробностями поделилась с нами владелец конюшни и инструктор по иппотерапии — Алена МОРОЗ, одна из старожилов приходского сестричества.
Занятия по иппотерапии проходят (конным клубом все это лучше не называть, официально они не зарегистрированы) в поселке Тарасово (с будущего года поселок относится к черте города). Здесь расположена конюшня на четырех лошадей, плац, комнатка, где можно переодеться и попить чай. Школа работает с понедельника по воскресение. В будние дни — с 16.00 до 21.00, по выходным — целый день. В постоянную группу детей, занимающихся иппотерапией, входят 20 человек. Работают инструктор — сама Алена МОРОЗ — и помощник. Иногда занятия проходят индивидуально, иногда — занимаются два ребенка одновременно. |
С больными детьми мы занимаемся уже шесть лет. Начали мы заниматься благодаря приходу во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и сестричеству. Иппотерапия — часть социальной работы, которой занимается приход. Я — член сестричества.
К сожалению, в Белоруссии специальность инструктора по лечебной верховой езде получить нельзя, и семь лет назад я поехала учиться на курсы иппотерапевтов в Москву, получила сертификат. И шесть лет назад круглый стол сестричеств милосердия Беларуси (так называется объединение белорусских сестричеств) выделил небольшой грант на год. В первую группу входили пятеро детей, только из прихода. Часть этих детей работали в приходских мастерских для людей с отклонениями в развитии, часть ходили в воскресную школу (приход целенаправленно окормлял детей с детским целебральным параличом и их родителей, устраивал для них встречи по субботам).
Лошади к тому времени у нас уже были собственные, гранта хватало только-только на их содержание. Сначала мы снимали помещение в конно-спортивном комплексе, но заниматься на одной площадке со спортсменами было, конечно, неудобно. Через год, когда это финансирование кончилось, нам пришлось перейти на самоокупаемость. Рядом с моим домом построили конюшню. Лошадей я держу для себя. А так как для лошади это не составляет особого труда, они по часу или по два в день занимаются иппотерапией. Мы стали существовать за счет пожертвований прихожан. Те, кто не может платить, занимаются бесплатно. Те, кто может — платят около 3,5 долларов за занятие. И еще мы начали брать детей не только из прихода, но и всех желающих. Сейчас у нас занимаются пятеро детей из прихода во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», остальные приходят по рекомендации знакомых или из городских поликлиник по направлению врачей.
С каждым ребенком мы занимаемся от 2 до 6 раз в неделю в зависимости от диагноза и рекомендаций невропатолога. Одно время у нас даже был свой врач, который консультировал детей. Сейчас работаем с связке с врачами, которые ведут детей и часто дети приходят уже с конкретными рекомендациями относительно занятий.
Иппотерапия полезна при различных видах заболеваний, не только при ДЦП. Этот метод улучшает общее состояние ребенка, исчезает атрофия мышц, нормализуется мышечный тонус, повышается подвижность суставов, координация движений, осанка. Дети, которые в пять лет даже голову еще не держат, начинают поднимать голову. Садяться. В принципе, на лошади могут заниматься дети с любой формой тяжести заболевания, даже те, кто передвигается в инвалидной коляске. Если ребенок не может сидеть, его кладут на лошадь. Существуют некоторые противопоказания, как то позвоночная грыжа, искривление позвоночника 2-ой степени и выше, ломкость костей, несвертываемость крови.
Мышцы лошади не только передают колебания человеку, но и как бы массируют его. Причем, поскольку температура лошади на полтора-два градуса выше, чем температура человека, получается своеобразный «массаж с подогревом» – интенсивный, глубокий, и в то же время щадящий. Езда на лошади позволяет неходячим детям пережить опыт прямохождения. При регулярных занятиях, во-первых, начинают работать и укрепляются мышцы, необходимые для ходьбы, во-вторых, в коре головного мозга формируется стереотип прямохождения. Тело и мозг ребенка готовятся к тому, что бы сделать первый самостоятельный шаг. Многие дети, страдающие церебральным параличом, могут ходить, держась за руку родителей, но когда пробуют сделать шаг без такой поддержки, тут же теряют равновесие. Более того, многие из них начинают бояться упасть, что также мешает начать им передвигаться самостоятельно. Верховая езда учит детей держать равновесие.
При многих формах церебрального паралича нарушается координация, точность и направленность движений, например, детям трудно взять с места небольшой предмет и перенести его в нужную точку. Верховая езда требует от ребенка максимальной сосредоточенности, и чтобы удержаться на лошади, ему постоянно приходится хвататься за гриву, седелку, причем делать это быстро и четко. На дальнейших этапах обучения – держать повод и управлять лошадью. Упражнения на развитие координации начинаются не раньше, чем через 10 минут после начала занятий верховой ездой, когда тело ребенка подготовлено, размято и промассировано. В этих условиях выполнить требования инструктора ребенку проще как физически, так и психологически – во-первых, координируя свои движения ребенок сможет усидеть на лошади, во-вторых, обычно упражнения предлагаются в форме игры и не вызывают отвержения у детей. При регулярных занятиях улучшение координации и тонкой моторики заметны уже через 2-3 месяца.
Лошадь для ипотерапии должна быть уравновешенная, спокойная. Ее специально обучают работе в детьми. Терапевтическая лошадь должна слушаться не всадника, а инструктора, идущего сбоку. Всаднику же она должна позволять делать все, что он хочет — ползать, садиться задом наперед, дотягиваться до хвоста, до шеи, чуть ли не под брюхом пролезать. Есть и свои физические характеристики для терапевтических лошадец: рост не ниже 150 см вхолке, потому что у более низких лошадей меняется характеристика шага, у лошади должна быть крепкая хорошо обмускуленная спина с невыраженной холкой, длинная шея, ровный, упругий длинный шаг.
Мы уже давно работаем, у нас хорошая репутация. А дальше начинает действовать «словесный телеграф» — ребенок приходит к своему врачу, врач замечает значительное улучшение состояния. Спрашивает, чем лечили, чем ребенок занимался? Отвечают — ходили на лошадь туда-то. А потом уже этот врач рекомендует и другим детям с подобными нарушениями обращаться к нам. За шесть лет через нас прошло более ста человек. Кто-то из детей занимаются у нас с самого основания школы. Им тогда было по полтора-два-три года, а теперь они уже подростки. Дети не из Минска берут занятия курсами — они приезжают два-три раза в год, берут занятия по 20 дней.
Заболевания, при которых показаны занятия лечебной верховой ездой: – нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, травмы спины и др.); – остеохондрозы, радикулиты; – сколиозы 1 – 2 степени; – нарушения умственного развития различной этимологии (задержка психического развития, олигофрения, синдром Дауна и др.); – речевые нарушения; – психические заболевания (шизофрения, аутизм, поведенческие расстройства и др.); – сердечно-сосудистые заболевания; – комплексные нарушения развития и др. заболевания |