Реформа российской системы обязательного медицинского страхования толкает бездомных людей на верную гибель. Отныне больницы имеют полное право отказать лицам без определенного места жительства в госпитализации. У них нет медицинского полиса, а значит, государство не может оплатить их лечение. Зимнюю стужу пациенты без крыши над головой обречены встретить на улице.
С приближением холодов тяготы жизни бездомных людей становятся практически непереносимыми. Любая ночь рискует оказаться для них последней: измученный голодом и болезнями организм может просто не справиться с переохлаждением. Зимой люди, живущие на улице, стараются перебраться поближе к югу, или переждать морозы в приютах, или хотя бы отлежаться в больнице. Ворох диагнозов, преследующий практически каждого бездомного, дает им полное право пользоваться услугами здравоохранения. Однако в этом году перезимовать в клинике бездомные уже не смогут.
Лица без определенного места жительства, зачастую не имеющие даже паспортов, не говоря уже о полисах обязательного медицинского страхования, — не слишком желанные гости в больничных учреждениях. Хлопот с ними много, оформить их без документов невозможно. Однако в лютые зимние холода мало кто из медработников решался выставить их на улицу.
Как правило, таких пациентов направляли в специализированные больницы для бездомных (в тех регионах, где они есть), в центры социальной защиты или пробовали разыскать их родственников. Конечно, бывало всякое. В единичных случаях обитателям вокзалов и ночлежек отказывали в госпитализации, однако это было не только неэтично, но и преступно. Теперь же руководство ряда медучреждений может не брать к себе бездомных больных на законных основаниях.
«В последнее время прослеживается тенденция к ужесточению режима бюджетного финансирования лечебных учреждений. Следствием этого может быть то, что человеку без документов, подтверждающих его участие в программе обязательного медицинского страхования, будет крайне сложно получить даже самую необходимую медицинскую помощь», — говорит диакон Олег Вышинский, руководитель проекта «Автобус «Милосердие»», который с 1 ноября перешел на зимний режим работы.
Он признает, что за последние пять лет число бездомных на столичных улицах уменьшилось более чем в шесть раз, в том числе благодаря работе Департамента социальной защиты населения города Москвы. Однако законодательные нововведения могут свести на нет все эти достижения.
По слухам, бездомных пациентов теперь держат в клинике не более трех суток, после чего, вне зависимости от диагноза и стадии лечения, отправляют восвояси. В одной из столичных больниц корреспонденту «Милосердия.ру» сообщили, что принимают на лечение пациентов и без полисов. В другой, услышав, что речь идет о бездомных, дали понять, что не обрадуются таким посетителям, однако об условиях и сроках лечения лиц без определенного места жительства распространяться не стали.
Упомянутые тенденции продиктованы законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2011 года. В соответствии с документом обладатели медицинских полисов могут получать врачебную помощь на всей территории страны, а не только по месту регистрации. Чтобы это стало возможным, большинство медучреждений переводятся из муниципальной в государственную собственность.
Этот переход прописан в другом резонансном законе — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вступил в силу 22 ноября прошлого года). «Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года», — говорится в заключительных положениях закона.
Коммунальные медучреждения получают деньги из городского бюджета на ремонт, покупку оборудования и лечение «своих» больных. Когда больница переходит в подчинение субъекта федерации, меняется источник финансирования: государственный бюджет выделяет средства на обслуживание любого гражданина России по предъявлению полиса ОМС, а не только жителей данного района. Реструктуризация призвана сделать медицинскую помощь более доступной. Наверное, для кого так и есть. Но не для бездомных.
Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования на неработающих граждан уплачиваются из региональных бюджетов. Городская казна выделяет деньги на лечение бездомных только муниципальным больницам. При этом областные (краевые, республиканские) медучреждения финансирования на эти цели не получают ни копейки, а потому отказываются принимать на лечение лиц без определенного места жительства.
За последнее время в российских регионах произошло уже несколько громких скандалов, связанных с отказом в оказании медпомощи бездомным гражданам. В Челябинске бомжи по привычке обращаются со своими хворями во все городские больницы, однако некоторые из них уже переведены в областное подчинение.
В одном из таких учреждений бродяг оставляют в буквальном смысле на улице — в результате в прошлом месяце трое бездомных скончались на скамейках прямо под стенами больницы. Скандал дошел до депутатов местного совета, но и они расписались в собственной беспомощности: механизма выделения средств из муниципальной казны областным учреждениям не существует.
На Сахалине, между тем, произошла обратная ситуация: в областную больницу привезли бездомного, которого врачи приняли под свою ответственность и фактически оплатили лечение из своего кармана, ведь власти на содержание таких пациентов денег не дают.
В Хабаровске выписанные из больницы бездомные (опять же, без преувеличения) оказываются под ближайшим забором. После реформирования системы бюджетных учреждений и фактическом переходе больниц на самоокупаемость за счет страхования другой сценарий невозможен в принципе: в прошлом году на лечение бомжей одна из местных больниц потратила 6 млн рублей, другая — 4 млн, при этом ни казна, ни страховые компании не возместили им ни копейки.
В Министерстве социальной защиты края пожимают плечами: держать бездомных в медучреждениях всю зиму невозможно, а приют для бомжей в регионе всего один, да и то — только на 50 мест, тогда как претендентов — несколько сотен. В Воронежской области решить проблему взялись одним махом: власти предложили на зиму переселить всех бездомных из регионального центра в Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Вместо создания «дома ночного пребывания», о котором ходатайствуют волонтеры, всех бездомных постановили просто вышвырнуть из города.
Врачам региональных лечебниц в этой ситуации не позавидуешь: с одной стороны, клятвы Гиппократа еще никто не отменял, с другой — оплата лечения неучтенным больным при и без того весьма скудном финансировании грозит проверками и обвинениями в нецелевом расходовании средств. Медработникам жалко бомжей, но все, что они могут для них сделать, — посоветовать обратиться в муниципальную больницу. Впрочем, отечественному здравоохранению не привыкать находиться между молотом и наковальней.
Проблему с распределением людей, не имеющих крыши над головой, разумеется, должны решать не врачи и не социальные работники. Но этим приходиться заниматься именно им, да еще кучке добровольцев. Потому что больше некому. По недоброй традиции государство просто делает вид, что такой категории граждан попросту не существует. Недаром бездомных в волонтерской среде с горькой иронией прозвали «невидимками». Хоть сколько-нибудь внятных государственных программ социальной адаптации лиц без определенного места жительства в природе не существует.
На ситуацию влияет и весьма неоднозначное отношение в обществе к бомжам. Сиротам, инвалидам, пенсионерам и даже домашним животным в этом плане повезло куда больше. Одни исполнены к жалости к бездомным, другие полагают, что жизнь бездомных людей на улице — это в большинстве случаев добровольный выбор человека: он мог бы жить в приюте или у родственников, получить работу, если бы бросил пить.
Другие считают, что их во что бы то ни стало надо оставлять в больницах столько, сколько потребуется (особенно в зимнее время), а некоторые (особенно из числа пациентов этих больниц) — совсем не рады такому соседству; кроме того, они полагают, что деньги, выкраиваемые на лечение бомжей, разумнее потратить на других пациентов.
Однако в любом случае и сочувствующие и осуждающие должны признать, что проблему бездомных граждан следует решать на государственном уровне. И принцип «падающего — подтолкни» в этом деле — не самая лучшая стратегия для общества, которое привыкло называть себя цивилизованным.