Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Личный фотограф Дионисия

Работая над серией, Холдин отказался от традиционных методов «фотофиксации» фресок. Общепринятая схема фотографирования предполагает ночную съемку с искусственным освещением, исключающим изменчивую гамму естественного света. Подобный подход, по мнению автора, лишает изображение на фотографии воздуха, не передает ощущения пространства, в котором существует роспись, отображает живопись чересчур жестко и сухо



В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка фотографа и издателя Юрия Холдина (ее можно увидеть до 26 марта). Мастер обратился к монументальным росписям, выполненным иконописцем Дионисием. Более 10 лет он посвятил изучению и фотоотображению древнерусских фресок. За это время Холдин выполнил более полутысячи работ.


Экспозиция в Третьяковской галерее представляет около двухсот произведений из серии «Фрески Ферапонтова монастыря». Выставка в Третьяковской галерее проводится в рамках проекта «Свет фресок Дионисия – миру», включающего также четырехсотстраничный альбом «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого», другие печатные издания, просветительскую программу.


Работая над серией, Холдин отказался от традиционных методов «фотофиксации» фресок. Общепринятая схема фотографирования предполагает ночную съемку с искусственным освещением, исключающим изменчивую гамму естественного света. Подобный подход, по мнению автора, лишает изображение на фотографии воздуха, не передает ощущения пространства, в котором существует роспись, отображает живопись чересчур жестко и сухо.

Юрий Холдин сам рассказывает о своих работах посетителям выставки.


Холдин поставил перед собой задачу наиболее адекватно донести до зрителя те впечатления, которые возникают у посетителя храма от росписей Дионисия. Для этого он разработал уникальный авторский метод фотовоспроизведения фресок, который позволил ему работать днем. При этом выдерживается ровная однородная освещенность, постоянная колориметрия, правильный баланс цвета. При печати альбома за эталон цветовых соотношений во фресках собора Рождества Богородицы взято ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в летний солнечный день.


Для Холдина также важно передать целостный образ как отдельной фресковой композиции, так и всего собора. Он скрупулезно и корректно, соответственно иконографическому канону, организует каждую фотографию, не допуская искажения, усечения реальной композиции росписи. Мастер стремится донести до зрителя драматургию росписей. Создавая цикл, он как режиссер последовательно выстраивает изображение, моделируя движение зрителя по храму к фреске и вдоль нее.


Юрий Холдин выполнил кропотливую, почти энциклопедически объемную работу по фотоотображению цикла фресок Дионисия, охватывающего около 700 квадратных метров и состоящего из сотен сюжетов. Выставка не только передает впечатление от ансамбля росписей Дионисия в целом, но и позволяет увидеть с максимальным приближением детали фресок, расположенных на большой высоте в храме.

Молодые иконописцы приходят с мольбертами.


В состав выставки входят как фотографии фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы, архитектуры храма и монастыря, так и пейзажная и жанровая фотография, связанная с Ферапонтово, Сиверским озером, русским севером – той средой, в которой иконописец создавал свои росписи.


Подробное интервью с фотографом Юрием Холдиным читайте в скором времени на нашем сайте.

фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?