Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Льготы многодетным: есть или нет?

Коллизии же между федеральным и региональным законодательством разрешает Конституционный Суд РФ. Если мы хотим, чтобы закон работал, необходимо взывать к правосудию если мы считаем, что наши права нарушены или ущемлены. Рассуждения же на тему правомерности или незаконности того или иного закона реальной пользы нам не принесут

Александр, здравствуйте. Не могли бы Вы подсказать, есть ли у меня шанс получать льготы по Указу Президента РФ № 431 от 05.05.1992 г. (в ред. 2003 г.)? Наша многодетная семья, 6 детей (5 в возрасте до 16 лет), живёт в Великом Новгороде. 17.01.2005 г. Новгородская областная дума приняла закон № 394-03 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области». По этому закону льготы многодетным семьям значительно сокращены: отменены бесплатные завтраки и обеды детям в школах и др., возраст детей, считающихся членами многодетной семьи, установлен в 16 лет (уч-ся в школе – 18 лет).
Не противоречит ли это мировым и общероссийским нормам, считающим ребёнком лицо в возрасте до 18 лет? Неоднократно обращались во всевозможные инстанции, нам отвечают, что это в рамках действия одного закона, что противоречия между Указом Президента РФ и областным законом нет, потому что федеральным законом полномочия по финансированию социальных вопросов переданы на региональный уровень.
Я посмотрела в интернете практику ФАС, выходит, что вроде бы финансирование льгот многодетным осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Да и Указ Президента всё же действующий. Почему же мы не можем пользоваться льготами по Указу Президента? Очень надеюсь на Вашу помощь, заранее благодарна. Татьяна Бродовская, многодетная мама.


Уважаемая Татьяна! По Вашему вопросу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сообщаю следующее:

Во-первых, Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 установлены меры социальной поддержки многодетных семей. Согласно этому Указу органам исполнительной власти областей и других субъектов Российской Федерации в частности постановлено установить для многодетных семей:
скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, – от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
– оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
– обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
– содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
– при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

При этом следует отметить, что отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществление вышеуказанных мер не является основанием для отказа в их предоставлении (Решение Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. № ГКПИ03-139).

Во-вторых, относительно того, что якобы «федеральным законом полномочия по финансированию социальных вопросов переданы на региональный уровень», следует заметить, что это не соответствует действительности, так как расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся и расходы по социальной поддержке многодетных семей, финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (статья 85 Бюджетного кодекса РФ).

В-третьих, согласно ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие указанные сферы, могут приниматься как на федеральном (всероссийском), так и на региональном (областном) уровне.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Коллизии же между федеральным и региональным законодательством разрешает Конституционный Суд РФ.
Таким образом, если у Вас есть основания полагать, что Ваше право нарушено Законом Новгородской области, Вы имеете право обратиться с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ (с мая 2008 г. он располагается в г. Санкт-Петербурге). Это право Вам предоставляет действующее законодательство Российской Федерации. Вы вправе действовать самостоятельно либо через представителя по доверенности или через адвоката по ордеру. Поймите меня правильно, если мы хотим, чтобы закон работал, необходимо взывать к правосудию если мы считаем, что наши права нарушены или ущемлены. Рассуждения же на тему правомерности или незаконности того или иного закона реальной пользы нам не принесут.

В-четвертых, в соответствии с частью 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ (СК РФ) ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации (в том числе и в областных законах), должны соответствовать настоящему Кодексу (ч. 2 ст. 3 СК РФ).

Таким образом, возможно предположить, что установление Законом Новгородской области «возраста детей, считающихся членами многодетной семьи, в 16 лет» противоречит нормам СК РФ.

В-пятых, по вопросу получения льгот Вам необходимо в письменном виде обратиться в местные органы соцзащиты. В том случае, если Вам будет отказано, а Вы посчитаете отказ незаконным, то согласно главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ Вы вправе обжаловать действия органов соцзащиты, которые выражаются в письменном отказе, в районный суд по месту нахождения этих органов.

В-шестых, в своем вопросе Вы не указываете, обращались ли Вы с письменным заявлением к местным или областным властям за разъяснением той нормы права, на которую Вы ссылаетесь. Если Вы не обращались с письменным заявлением, то рекомендую Вам обратиться, с тем чтобы Вам был предоставлен мотивированный ответ в письменном виде со ссылками на нормы действующего законодательства (этот ответ также возможно обжаловать в суде), так как мое личное суждение о коллизии, правомерности или неправомерности того или иного закона реальной пользы Вам не принесет.

Если Вам будет необходима юридическая поддержка по конкретным действиям, мы постараемся Вам помочь.

С уважением, А. Морозов

Православный юрист on-line!
На Милосердии.ru
Теперь на нашем сайте вы можете задать свои вопросы православному юристу, специализирующемуся по земельному, жилищному, семейному, трудовому законодательствам, Александру Морозову, который проводит бесплатные юридические консультации для прихожан при храмах в Успенском благочинии. Ответы на наиболее интересные и общезначимые вопросы мы опубликуем на сайте.
Вопросы задавайте по адресу info@miloserdie.ru с обязательной пометкой «ПРАВОСЛАВНОМУ ЮРИСТУ». Рекомендуем вам для начала ознакомиться с архивом вопросов, на которые уже были даны ответы.
Если наша инициатива оправдает себя, будет создан специальный почтовый ящик для вопросов А.А. Морозову, о чем будет также помещено объявление на нашем сайте.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?