Православный портал о благотворительности

«Левушка, спаси Сибирь!»: как Леонардо Ди Каприо стал эко-воином

Своим примером актер пытается донести мысль – никаких сокровищ мира не хватит, чтобы спасти природу, если мы все за нее не вступимся

Леонардо Ди Каприо. Фото с сайта express.co.uk

В Гренландии текут реки и никто ничего не делает

Летом 2019 года, когда в Бразилии бушевали пожары и Леонардо Ди Каприо активно участвовал в спасении тропических лесов, поддерживая волонтеров деньгами и выступлениями, его инстаграм заполнили сообщения от неравнодушных россиян. Защитники природы просили актера поддержать кампанию по спасению Байкала, жемчужины Сибири: «Мы просим тебя по-братски, от имени всей России». Дело в том, что у актера – русские корни, его бабушка Елена Смирнова с материнской стороны родилась в России, эмигрировала с семьей в Германию, а уже оттуда в США. «Самые счастливые часы я провел со своей бабушкой, – вспоминал Ди Каприо в одном из интервью. – Ей столько всего выпало пережить: война, бедность, эмиграция, но она выжила! Была стойкая, веселая, с мощным неженским характером».

Но причина не только в том, что актер на четверть – русский. Он принимает экологические бедствия близко к сердцу, так как из-за съемок ему приходилось бывать в разных уголках Земли и он многое наблюдал своими глазами. Бескрайние горы мусора, плавающие в Атлантическом океане. Массовые убийства носорогов, тигров, акул и китов браконьерами ради наживы. Пожары, уничтожающие жизнь на много км вокруг. Гигантские облака метана, которые поднимаются со дна океана и часами висят в воздухе. Чудовищная жара и засуха. «Это страшно, – говорит Ди Каприо. – Я отправился в Гренландию, а там текут реки, будто это середина Гранд-Каньона. И никто ничего не делает!». Французский журнал Paris Match приводит цифру: в июле 2019 года за один день растаяло 11 миллиардов кубометров льда, и этот признак первого в истории планеты глобального потепления – дело рук человека. Вместо того чтобы сосредоточить усилия на восстановлении природы Гренландии, там организовали туристический бизнес: огромные лайнеры-небоскребы, набитые жаждущими посетить остров, могут вскоре хлынуть к его берегам, загрязняя и разрушая все вокруг. Уже в 2018 году в Гренландии побывали 80 000 туристов – это почти на 30 тыс больше, чем ее население.

В 1998 году актер создает благотворительный фонд Leonardo DiCaprio Foundation с миссией оказывать финансовую помощь зеленым активистам, а также подробно рассказывать о проблемах экологии, просвещать людей. За два десятка лет работы фонд вложил в защиту и восстановление природы более 100 млн долларов. Среди крупнейших программ фонда – борьба против вырубки лесов в Гватемале, очистка морского дна у греческого острова Андрос, выкуп детенышей диких животных редких видов, которых разводили для охоты в разных странах.Леонардо давно сотрудничает с Фондом Дикой природы (признан в РФ нежелательной организацией), ведет борьбу с браконьерством и китобойным промыслом, защищая животных как минимум в 50 странах. И это не только борьба за исчезающие виды животных, но сохранение их среды обитания – если вы сможете убедить общественность сохранить, например, тигров или носорогов, значит, вы должны защищать и среду их обитания – тысячи акров, чтобы они могли бродить и размножаться.

Мой выбор и мой долг

Ди Каприо в Индонезии. Фото с сайта lifegate.com

Актер выбрал очень сложную, противоречивую сферу благотворительной деятельности – в экологии сталкиваются интересы производителей и работников, бедность и богатство, крутятся огромные деньги и возникает масса вопросов. Например, почему жизнь знаменитостей не соответствует тому, к чему они призывают, почему деятельность некоторых фондов недостаточно прозрачна, откуда приходят и куда исчезают миллионы денежных средств?

Как «человек с громкоговорителем», Ди Каприо считает своим долгом использовать свою известность, чтобы сдерживать политику жадности крупных корпораций, загрязняющих природу, вступаясь за обездоленных людей, которые больше всего от нее страдают. «Все любят деньги, я тоже их люблю, но в конечном счете благодаря капитализму мы заперли себя в зависимость от нефти – и теперь ее невероятно трудно преодолеть, – говорит он. – Мы должны начать движение в глобальном масштабе. Силиконовой долине стоило бы сосредоточиться на разработке экотехнологий».

Леонардо Ди Каприо тоже критикуют за «большой углеродный след». Он часто использует огромные яхты для отдыха и частные самолеты для передвижения по миру – не самые экономичные и экологичные способы путешествовать. Например, ему не могут простить, что однажды он вылетел на частном самолете из Канн в Нью-Йорк (чтобы произнести речь и получить экологическую награду), а затем вернулся обратно в Канны. В то же время огромные средства, которые собирает благотворительный фонд Ди Каприо, плюс его личные пожертвования в какой-то мере компенсирует эпизоды «неэкологичного» поведения. Так, гала-концерт «Кино против СПИДа» в Нью-Йорке, куда он так спешил из Франции, собрал более 24 млн долларов.

Ди Каприо в Гане. Фото с сайта lifegate.com
Мечтал стать морским биологомУ него было счастливое детство в абсолютной бедности, но родители делали все возможное, что бы он этого не заметил, –  читали ему книги, водили в музеи, показывали фильмы – они не зацикливались на том, что мы бедны, вспоминал Ди Каприо. Только попав по счастливому стечению обстоятельств в элитную начальную школу («выбрали мексиканского ребенка, индийского и меня»), он понял, как по-разному устроена жизнь даже в одном городе. «Школьного автобуса не было, поэтому мама возила меня через весь город, тратя на дорогу три часа в день, – говорит Ди Каприо. – И я увидел, что существует другой мир. Понимаете … моей игровой площадкой была свалка. Может быть, не стоит об этом говорить. Но я узнал, как живут другие люди, меня пригласили в гости друзья – я увидел бассейн и подумал: у вас есть бассейн? С водопадом? Серьезно?» Это было открытием».

В его детстве был еще Музей естествознания, где Лео пересмотрел все доступные фильмы о природе и решил – если не получится с актерством, станет морским биологом.

Леонардо Дикаприо понимает – что бы он ни делал, найдутся те, кто будет говорить: «Да что он в этом понимает?». «Я ставлю себя на их место – что бы я чувствовал, если бы кто-то проповедовал мне о проблемах? – говорит актер. – Поэтому я стараюсь никому не навязывать свои убеждения, просто делюсь тем, что считаю очень важным, делаю все, что в моих силах, чтобы привлечь внимание. Некоторые будут предвзяты и не воспримут всерьез мои слова, но это мой выбор и мой долг».

Как-то он беседовал с известным социологом Наоми Кляйн – более двадцати лет в своих книгах, в том числе «No Logo. Люди против брендов», она ведет хронику эксплуатации людей и природы и не отделяет одно от другого. На вопрос Ди Каприо: «Что мне сказать моим зрителям, тем, кто мне доверяет, – могут ли они внести реальный вклад в спасение планеты?» Кляйн ответила, что каждый из нас по отдельности мало что может сделать, чтобы остановить изменение климата.

Реальный поворот к лучшему – реформа всей нынешней мировой экономической системы, в которой глобальные корпорации и экономически развитые государства подавляют страны третьего мира, используют их ресурсы и не дают развиваться, ставя прибыль во главу угла, не думая о последствиях. Важно понять, что бедность, расизм, военные конфликты и насилие против природы связаны между собой. Равенство базовых прав и возможностей, достойная оплата за труд, доступное жилье, чтобы люди могли заботиться о своих семьях, чистый воздух и здоровое питание неотделимы друг от друга.

А пока Ди Каприо продолжает делать то что считает необходимым. Поток комментариев в его инстаграме с просьбой спасти Байкал привлек внимание международных СМИ, о катастрофической ситуации вокруг уникального озера в Восточной Сибири написали ведущие медиа. В июле 2019 года актер основал еще одну некоммерческую организацию Earth Alliance – вместе с Лорен Пауэлл Джобс, вдовой покойного Стива Джобса, и магнатом-инвестором Брайаном Шетом. Ее главная цель – восстановление и защита амазонских лесов, «легких» Земли. В 2019 году в Амазонии было зарегистрировано рекордное количество пожаров: 72 843 пожара в период с января по август, что на 84% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

В заявлении Earth Alliance говорится: «Уничтожение тропических лесов Амазонки приводит к быстрому выбросу углекислого газа в атмосферу – разрушая лес, мы уничтожаем экосистему, которая ежегодно поглощает миллионы тонн выбросов углерода, и является одним из лучших средств защиты планеты от климатической катастрофы». Ди Каприо перечислил пожертвования в размере 5 млн долларов различным некоммерческим фондам и группам, которые занимаются спасением тропических лесов.

Горит в Ярославле, а бабушка умирает в Москве

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version