Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Леонид Рошаль: Психологическое состояние детей ужасное

Около тысячи детей удалось вывезти из Южной Осетии по мирному коридору, открывшемуся в понедельник. Большинство маленьких беженцев находятся в ужасном психологическом состоянии: они напуганы, голодны и простужены Материал газеты “Труд”

Около тысячи детей удалось вывезти из Южной Осетии по мирному коридору, открывшемуся в понедельник. Большинство маленьких беженцев находятся в ужасном психологическом состоянии: они напуганы, голодны и простужены. Из зоны войны вернулся в Москву председатель комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению, директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии доктор Леонид Рошаль. В интервью «Труду» Леонид Михайлович рассказал о ситуации, которую застал в Осетии.

– Леонид Михайлович, долгое время жители Цхинвали не могли выбраться из обстреливаемого города. Вам удалось попасть туда, чтобы на месте оценить обстановку и оказать необходимую помощь?

– К сожалению, проехать в Цхинвали мы так и не смогли, потому что там не прекращались обстрелы – людям, которые пытались выбраться оттуда, стреляли даже в спину. Только в понедельник открыли мирный коридор и население смогло выбраться из подвалов и покинуть разрушенный город. Сейчас из зоны боевых действий удалось вывести около тысячи детей. Некоторые из них лишились своих родителей. Дети очень напуганы.

– Сколько детей нуждаются в медицинской помощи, есть ли раненые?

– Сейчас очень трудно назвать точное число раненых. Коридор открыт еще совсем недолго, и беженцы продолжают прибывать в Северную Осетию. Раненых детей пока нет. В республиканскую детскую больницу Владикавказа поступили 50 ребят, половина из них госпитализированы, а остальные в госпитализации не нуждались. Им оказали необходимую помощь. В основном у всех психосоматические заболевания, то есть те, которые зависят от психологического состояния. А оно у детей ужасное. С ними работают психологи, во вторник в Северную Осетию вылетели еще 17 специалистов, в том числе 6 детских психологов, ждут вылета во Владикавказ 6 врачей из Ростова. Много детей с простудными заболеваниями, особенно с ангиной. Это неудивительно, ведь они сутками прятались от бомбежек в сырых подвалах.

– Кто сейчас оказывает помощь этим детям, справляются ли врачи?

– Я побывал во всех больницах, расположенных рядом с зоной конфликта – и во Владикавказе, и в Беслане, и в военных госпиталях. Все готовы в случае необходимости принять пострадавших и раненых. Одна владикавказская больница, как показали события в Беслане, может принять одновременно до 260 человек. Уровень подготовки персонала тоже довольно высокий – уроки той трагедии не прошли бесследно. К тому же на помощь осетинским медикам отправились известные специалисты. Они обладают большим опытом оказания помощи детям при катастрофах и войнах в различных странах мира.

Так, в республиканской больнице сейчас работает бригада нашего Московского института неотложной дет-ской хирургии и травматологии во главе с руководителем отделения гнойной хирургии Валерием Митешем, руководителем отделения нейро-травмы Жанной Семеновой и заведующим отделением травмотологии Сергеем Никешовым. Врачи работают в очень напряженном режиме. Кроме своей непосредственной работы члены бригады успевают еще проводить практические занятия и читать лекции для местных коллег по современным методам лечения ран и раневой инфекции, тяжелой черепно-мозговой травмы и современным принципам лечения костной травмы. Несколько российских врачей отправились непосредственно в Южную Осетию. Там сейчас развернуто два мобильных госпиталя Минздравсоцразвития России. Один из них – прямо на территории республиканской больницы. Единственная проблема – в больницах региона не хватает оборудования и специальной техники, но российский Минздрав обещал поставлять все необходимое.

– Леонид Михайлович, каковы ваши личные впечатления от увиденного не только как профессионального хирурга, но и как человека?

– Чтобы оценить ситуацию и понять, что происходит в Южной Осетии, не нужно даже ездить туда – достаточно посмотреть кадры, которые показывают наши телеканалы. Все без прикрас и преувеличения. Война – это ужасно, и состояние людей, выбравшихся из обстреливаемого города, довольно тяжелое. Россия делает все возможное, чтобы помочь.

– А вы сами намерены вернуться в Осетию?

– Конечно, я нормальный человек и гражданин. Если моя помощь там будет необходима, я сразу же вылечу туда. Сегодня о такой необходимости речи пока не идет. Специалисты, которые работают там, справляются. Дальше будем ориентироваться по обстановке. Если ситуация стабилизируется и в течение 3-4 дней не будет увеличения числа нуждающихся в медицинской помощи, то наши врачи вернутся в Москву. Сами понимаете, здесь тоже очень много работы. Но если ситуация станет напряженнее, то они и дальше будут помогать владикавказским коллегам, я тоже отправлюсь туда. Кроме того, при необходимости пострадавших готовы принять российские больницы и медицинские центры.

Леонид Рошаль, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии

Родился 27 апреля 1933 года в городе Ливны Орловской области.

В 1957-м окончил 2-й Московский медицинский институт (МОЛГМИ) по специальности «педиатрия». В течение 20 лет проработал в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте (МОНИКИ). В 1981 году возглавил отделение неотложной хирургии и травм детского возраста НИИ педиатрии РАМН.

В 1990 году стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах, в 1993-м – членом совета директоров Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф (WADEM), в 1997-м – экспертом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). С 2005-го – в составе Общественной палаты России.

В 1988-м участвовал в спасении детей во время землетрясения в Армении. В 2002 году вел переговоры с террористами, захватившими Театральный центр на Дубровке. В 2004-м вел переговоры с террористами в Беслане.

В 1996 году журналисты назвали Рошаля «Детским доктором мира». В 2005-м он получил звание человека года в Европе. Автор 216 научных статей и 7 книг. Женат, есть сын.

Солнцева Татьяна

См. также: Как помочь беженцам из Южной Осетии

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?