У нас, священников, которые в течение длительного времени работают с личным составом, накопилось достаточно опыта в сфере окормления военнослужащих. И одна из главных задач нашей сегодняшней встречи состоит в том, чтобы поделиться этим опытом, рассказать о своих трудностях и радостях. Ни для кого не секрет, что в современной Российской Армии едва ли не основной проблемой являются неуставные взаимоотношения, или «неуставняк», как называют их сами военные. Об этом много говорится, эта тема регулярно освещается на страницах газет и журналов. Поэтому мне в своем кратком выступлении хотелось бы затронуть вопрос неуставных отношений и немного рассказать о своей работе в этом направлении.
В моем попечении находятся две войсковые части.
Одна принадлежит 12 Главному управлению Министерства обороны, другая относится к внутренним войскам. Естественно, что мне приходится работать не только с солдатами, но и с офицерским составом. Для того, чтобы моя работа была эффективна, да и просто удобства ради, я стараюсь работать отдельно с каждой категорией военнослужащих. С командирами рот, взводов, со старшинами, с сержантами старшего призыва, с сержантами младшего призыва, со старослужащими рядового состава и с молодым пополнением. Особое внимание, на мой взгляд, нужно уделять беседам с младшими офицерами, потому что именно они, а не командиры батальонов, полков или штабные работники по праву могут называться отцами-комадирами. Именно они имеют дело непосредственно с солдатами, знают все их сложности и проблемы. Впрочем, на мой взгляд, младшие офицеры, командиры взводов, командиры рот должны находиться на своих должностях не менее 5 лет. Это обусловлено тем, что со слов командиров дивизий, соединений, полков, батальонов вновь прибывшие молодые офицеры ведут себя ‘не как офицеры, прибывшие из военного училища, а, мягко говоря, как парни с дискотеки.
Решение проблемы неуставных взаимных отношений четко прописано в Евангелии. Так, в третьей главе Евангелия от Луки повествуется о деятельности Иоанна Крестителя, о людях, которые приходили к нему за советом. Евангелист, в частности, пишет: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14). Это три лекарства против неуставных взаимоотношений. Мы знаем, что очень часто старослужащие и молодые солдаты находятся в состоянии обиды друг на друга. Старым солдатам кажется, что молодежь ведет себя не так, ничего не хочет делать, не проявляет к ним должного уважения. Ну а младшие, естественно, не в восторге от поведения «дедушек». Конечно, старые должны передавать молодым свой опыт. Но делать это не кулаком, а личным примером. В некоторых случаях можно лишний раз отправить молодого солдата на зарядку, можно дать справедливую острожку, но бить или унижать человека недопустимо. Иоанн Креститель сказал и о клевете, которая так-же встречается сплошь и рядом. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда старослужащие, избившие юного призывника, обвиняют его в том, что он спровоцировал их на эту меру. И, наконец, последнее — довольствуйтесь своим жалованием. Это сегодня относится как к командирам, так и к солдатам. В нашей армии участились случаи вымогательства денег у молодых солдат со стороны офицеров и старослужащих. На фоне этого мрачного веяния даже бить стали меньше. Вместо того, чтобы дать молодому бойцу наряд вне очереди, дед говорит ему: «Давай-ка лучше положи 150 рублей мне на мобильник». Доходит до того, что с человека берут деньги за перевод в другую категорию, из призыва в призыв. Это могут быть суммы, равные трем, четырем тысячам, или, в зависимости от дохода родителей, могут быть и большие суммы.
Поэтому фраза «довольствуйтесь своим жалованием» актуальна сегодня в армии как никогда. Обида, клевета и сребролюбие — вот три корня, на которых, по моему глубокому убеждению, держатся неуставные отношения. Как мы видим из Евангелия, они существовали и раньше, тысячи лет назад, просто сегодня они облечены в современную форму. Почти двадцать лет назад, когда я сам проходил срочную службу, проблемы «неуставняка» были те же.
Материал «Вестника военного и морского духовенства» №2 (2005)