Православный портал о благотворительности

Лекарства — всем!

Сегодня бесплатные лекарства в полной мере есть только у больших начальников, заключенных и военнослужащих

Проблема лекарственного обеспечения в России назрела давно. Особенно хорошо об этом знают льготники, которые, приходят в аптеку с «социальным» рецептом и не могут получить то, что в рецепте предписано. Минздрав всерьез обеспокоился этим аспектом здравоохранения и обещает к 1 декабря текущего года представить стратегию лекарственного обеспечения до 2020 года. Этой теме и была посвящена пресс-конференция в «РИА Новостях» 24 сентября.

Главная задача новой стратегии — создать такую систему лекарственного обеспечения, при которой государство компенсировало бы работающим россиянам 50% от стоимости лекарств, купленных по рецепту врача. Это должно произойти уже к 2016 году. Задача номер два — сохранить существующие льготы, точнее сделать так, чтобы эта система наконец-то заработала, и льготники могли без очередей и других проблем получать то, что им положено. Об очередности задач можно поспорить, но факт остается фактом.

«У нас с лекарствами вообще проблема, – заявил Василий Власов, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, – Даже в стационарах, где исторически все лекарства были бесплатными. К примеру, только треть онкологических пациентов сегодня получают адекватную бесплатную химиотерапию. Ситуация совершенно нетерпимая для России».

Сегодня бесплатные лекарства в полной мере есть только у больших начальников, заключенных и военнослужащих, объяснил Власов: «То есть либо те, кто должен хорошо жить, либо те, кто в силу обстоятельств не могут выйти на улицу, зайти в аптеку и купить то, что нужно».

Несмотря на то что 2005 году была принята система комплексного лекарственного обеспечения для льготников, имеющих право на социальную помощь, работает она очень плохо. «Нашим льготникам пообещали все возможные лекарства, но денег на них нет, объяснил Власов. – Человек приходит в аптеку с рецептом, его записывают в очередь, очередь «стоит» неделями, рецепт теряет свою силу, человек идет за новым. Бесконечный процесс. Нет целостной единой отлаженной системы, и нет денег».

Главное, чего ждет экспертное сообщество от новой стратегии лекарственного обеспечения — соответствия научным основаниям. Кому сколько чего полагается и почему именно им и именно это. «Не должно быть снова такого, чтобы гражданам пообещали все, а потом отправили стоять в очереди», – заявил Власов.

Святослав Плавинский, заведующий кафедрой педагогики, философии и права ГБОУ ВПО СЗГМУ им И.И. Мечникова, объяснил, как исторически строилась система обеспечения лекарствами пациентов. «Наша система здравоохранения — прямая наследница советской. А она сформировалась в 1920-1930 годы как бесплатная. Исторически стационарное лечение было бесплатным, а амбулаторно-поликлиническое — частично обеспечиваемым. Дело в том, что в то время фармацевтической промышленности как индустрии не существовало. Для понимания: до 1920-х годов прошлого века одним из основных методов лечения всех заболеваний было кровопускание. Лекарства готовили сами врачи. Все и замыкалось на том, чтобы врач мог оказать бесплатную помощь пациенту. Фармацевтическая индустрия сформировалась после войны. Появились разнообразные лекарства. А бесплатность системы так и осталась. И в итоге получилось следующее. В стационаре — все. В поликлинике — совет. И люди или шли и покупали лекарства, или ждали обострения и получали бесплатную помощь в больнице. И развилась система, когда все рвутся в стационар, где бесплатные качественные лекарства».

В рамках новой стратегии стационарное лечение так и останется бесплатным. Серьезные изменения ждут амбулаторно-поликлиническое лечение. «Дать всем все невозможно и это нужно понимать, – говорит Плавинский. – И не верить таким обещаниям. Ни у одной страны не хватит бюджета, чтобы обеспечить всех лекарствами. Реально есть два пути. Обеспечивать необходимыми лекарствами отдельные категории граждан или категории больных определенным заболеванием. Оба начала в России уже есть. Лекарства для более чем двадцати заболеваний финансируются из бюджета. И есть льготники, которые делятся на две категории — федеральные и региональные, – и отсюда все проблемы. Федеральные льготники получают лекарства вне зависимости от региона из федерального бюджета, а региональные получают лекарства в зависимости от обеспеченности региона. Санкт-Петербург, к примеру, богатый регион, а соседняя Псковская область — не богатый. Получается несправедливость».

Несколько лет назад, рассказал Плавинский, была распространена ситуация, когда пожилые люди специально переезжали в другие регионы, чтобы получать более качественное лечение. Поэтому еще одно ожидание от новой стратегии лекарственного обеспечения — одинаковые права граждан всей страны вне зависимости от региона. Пообещали, допустим, 40 лекарств выдавать без проблем всем — и это должно бесперебойно работать. Хотя бы 40. «Эти лекарства люди должны, зайдя в аптеку, получать как билет в метро — сразу и на месте», – сказал Власов.

Ну и последний аспект — сами лекарства. Во всем мире в социальной сфере ориентируются на так называемые «дженерики» – воспроизведенные лекарства на основе какого-то действующего вещества. Грубо говоря, аналоги патентованным дорогим лекарствам. Во всем мире они значительно дешевле оригиналов. Более того, они только в этом случае и могут быть зарегистрированы официально — если дешевле. «У нас дженерики производятся в сараях, имеют неизвестный состав и по цене почти не отличаются от патентованных, – объяснил Власов, – И эту проблему тоже нужно решать».

Все эти предложения внесены в проект стратегии лекарственного обеспечения населения России экспертным сообществом. Какой эта стратегия будет в итоге — узнаем 1 декабря.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version