Православный портал о благотворительности

Легко ли стать героем кино?

Искусство художника в том, чтобы найти особую точку, а не просто сказать: как прекрасен сад или как прекрасна наша жизнь! Идеальная драматургическая формула, например, в фильме «Баллада о солдате». Солдат получает отпуск и рвется к маме. Но он то тут задержится, то там задержится, потому что не может пройти мимо чужого несчастья. Так мы узнаем все о его характере, характере русского солдата. Просто путь до дома, но в нем практически целая жизнь — для того, чтобы в итоге приехать на три минутки к маме

В конце прошлого года вышел документальный фильм «Первая высота» о ребятах из Ковалевского детского дома, уже известного читателям нашего журнала. Что и говорить, фактура для кинематографа очень подходящая: учреждение владеет одним из лучших скалодромов России, ребята вот уже несколько раз покоряли Эльбрус и даже впервые в истории отслужили на его вершине Литургию – ведь директор детдома – священник. Однако на одной фактуре настоящее кино не вытянешь: необходима «фишка», творческий режиссерский взгляд. Об этом корреспондент «Нескучного сада» Андрей КУЛЬБА беседовал с режиссером фильма Андреем ПАВЛЕНКО, Санкт-Петербург.

СПРАВКА:
Андрей Павленко родился в Мурманске в 1968-ом г. Окончил Ленинградский институт кино и телевидения (мастерская игрового и неигрового кино Семёна Давыдовича Арановича). Снял фильмы «Свидание» (приз фестиваля студенческого кино «Начало», 1996 г.), «Симфония Жанну» (приз фестиваля «Вертикаль», 2005 г.), «Первая высота» (приз Юрия Половникова на фестивале «Фрески Севера») и т.д. Работает на студии «Леннаучфильм».

На 10 минут старше
— Каждый ли человек может стать героем документального кино?

— Героем фильма может быть только тот человек, который чем-то выделяется из общего ряда. Что-то с ним не то: или он совершил подвиг, или предательство — какой-то поступок. Но в то же время, конечно, каждый человек — это вселенная, особый мир, который может быть режиссеру интересен.

Герц Франк, режиссер замечательного фильма «Старше на десять минут» понял, что можно снять кино про то, как искусство воздействует на обычного зрителя. Камера в его фильме показывает лицо маленького мальчика, который смотрит какое-то представление. То, что там происходит, мы не видим, но сам мальчик за 10 минут картины не просто стал чуть старше, он на наших глазах из одного человека превращается в другого. Мы видим, как он умеет чувствовать, плакать, любить. И в этом сконцентрированном кусочке вместе с мальчишкой переживаем все: отчаяние, страх, боль, любовь, радость, спасение. То, что не переживаем, может быть, за несколько лет рутинной жизни.

А вот другой случай. У нас китаец учился у нас на курсе. Он привез несмонтированную курсовую работу. Материал на 2 часа 50 минут, очень интересный. В нем было какое-то движение китайское, очень странные долгие кадры — с фонариками, драконами, со всеми атрибутами китайской жизни. Была история — старик едет в большой город из своей деревушки, чтобы проведать сына. По пути этого старика, наивного, деревенского, обыгрывают в карты, он теряет все деньги и, приехав в город, скитается по столовым, ночлежкам. В конечном итоге он возвращается домой, так и не встретив сына. В этой истории был глубокий смысл, был талантливый взгляд режиссера. Но 2 часа 50 минут — затянуто. Потому что вот сидит старик и кушает, его снимают и снимают. Потом он едет и едет. И т.д. Мы понимали, что около трех часов в таком духе никто не будет смотреть. Решили сократить минут до 30, оставить историю. Но выбросить ничего не удалось, пропадало обаяние чужой китайской жизни. И, оказалось, что когда изначала нет какой-то режиссерской установки, даже из интересного материала сделать кино не получается.

Так что на ваш вопрос нет ответа, по большому счету. Но из 100-летней практики кинематографа понятно одно: если нет какой-то своей истории, своей формулы, сделать кино почти невозможно. Есть соблазн — особенно для тех, кто только начинает, — подумать так: вот возьму обычную рядовую жизнь и превращу ее в искусство. Буду снимать труд шахтера или будни детдома, а потом из этого сделаю кино. Как правило, ничего не получается, для кино необходимо центральное событие, поворот. Это как рассказать хорошую историю — нужна ключевая фраза, ситуация, после которой все становится ясно.

Более того. Художественный руководитель «Леннаучфильма» Валентина Ивановна Гуркаленко говорит: каждый следующий кадр должен быть неожиданным для зрителя. Только тогда факт наблюдения превратится в факт искусства. Если, скажем, задача снять прекрасный парк, то одной панорамой слева-направо не ограничишься. Искусство начинается тогда, когда начнешь отбирать: вот эта именно ель, именно этот узор ветвей. Надо будет выделить что-то, снять крупно, заметить какую-то синичку, странную тень на снегу.

Мне режиссер Андрей Кравчук, автор фильма «Итальянец», показал одну очень интересную точку в Летнем саду, посредине Лебяжьей канавки. Отсюда отчетливо видно сразу 4 или 5 дорожек сада. Если поставить камеру в этой точке, в кадре все время будет что-то происходить: по одной дорожке движется мама с коляской, по другой — навстречу ей двое людей и т.д. Искусство художника в том, чтобы найти особую точку, а не просто сказать: как прекрасен сад или как прекрасна наша жизнь! Идеальная драматургическая формула, например, в фильме «Баллада о солдате». Солдат получает отпуск и рвется к маме. Но он то тут задержится, то там задержится, потому что не может пройти мимо чужого несчастья. Так мы узнаем все о его характере, характере русского солдата. Просто путь до дома, но в нем практически целая жизнь — для того, чтобы в итоге приехать на три минутки к маме. По такой формуле можно было бы снять и документальный фильм, потому что она очень жизненная.

Неснятый шедевр о пропавшей корове
— А про детдомовцев нельзя снять фильм с какой-то фишкой — как в «Старше на 10 минут» — чтобы он производил на всех впечатление и запоминался?

Читать дальше


Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version