«Борьба с курением – это та тема, которая смогла объединить и сплотить все прогрессивное мировое сообщество. Под эгидой Всемирной организации здравоохранения была принята «Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака», и на сегодняшний день ее подписали 168 стран мира, включая Россию, которая в 2008 году ратифицировала конвенцию», – говорит заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр-нарколог высшей категории Олег Талгатович Кутушев.
– Юноша или девушка, выкуривая свою первую сигарету, никогда не думают о том, что делают первый шаг к зависимости, которая будет сильно влиять на их жизнь и здоровье. Растиражированная мантра «Капля никотина убивает лошадь» их не особенно впечатляет, они уверены, что в любой момент смогут от курения отказаться. Я думаю, молодым людям полезно было бы знать о том, как быстро формируется зависимость от никотина. В какой момент молодой человек становится рабом табакокурения?
– Среди молодых людей 15-17 лет порядка 20% потребляют табак в разных видах. Это и обычные сигареты, и вейпы, и айкосы, и другие продукты.
Не всегда при этом речь идет о систематическом курении, подросток может это делать от случая к случаю. Тех, о ком можно сказать, что они курят в полном смысле слова, среди подростков примерно 9,5%.
Для них возникает реальная опасность развития никотиновой зависимости. К ней могут привести полтора-два года систематического курения, и тогда идея «я могу бросить в любой момент, если захочу» становится иллюзией.
Начинает работать механизм дофаминового подкрепления. Никотин обладает психоактивным потенциалом, связывается с ?-4 ?-2 ацетилхолиновыми рецепторами в различных отделах мозга, что приводит к освобождению дофамина, который вызывает чувство эмоционально-позитивного подкрепления. При этом быстро формируется потребность в повторном получении этого удовольствия, для чего требуется новая доза никотина, так как он выводится из организма в течение часа.
Таким образом, практически каждый час, мозг курильщика требует никотин, а перерыв в курении вызывает синдром отмены, комплекс очень неприятных физических и эмоциональных симптомов разной степени выраженности.
Так возникает тяга, которая формирует индивидуальный ритм курения, и незаметно для себя молодой потребитель табачной продукции становится пристрастным курильщиком, потребляющим больше пачки сигарет в день.
Не так давно были опубликованы рейтинги психоактивных веществ, среди них никотин по сумме различных факторов занимает третье место после героина и кокаина, а по скорости ее формирования является лидером, оставляя позади даже тяжелые наркотики.
Есть данные, свидетельствующие о том, что наркоманы часто начинают свой опасный путь с потребления табака. Таким образом, табакокурение плохо не только само по себе, но и является воротами для других аддикций.
Безопасное потребление табака – это миф. Легкие, слабые, женские сигареты – не более чем уловка табачной индустрии. Это относится не только к сигаретам, но и к другим носителям. Все они содержат никотин и развивают зависимость от него.
Надо заметить, что ограничительные меры по продаже табачных изделий подросткам работают. Курение среди подростков в группах 13-15 и 15-17 лет сократилось за последние годы более чем в два раза и это очень позитивная тенденция.
Но вот меры государственного регулирования бездымного табака в настоящее время мало эффективны: штрафы незначительные и нет ограничений на продажи.
Это очень печально, потому что любой вид бездымного табака в разы повышают риски рака полости рта, верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта.
Все, наверное, слыхали о насвае, а сейчас у молодежи набирает популярность снюс, измельченный увлажненный табак, который закладывают за губы. Он привлекателен из-за низкой цены и возможности незаметного для окружающих потребления.
Токсичные компоненты продукта нарушают когнитивные функции, память, внимание, молодые люди начинают хуже учиться.
Существуют многочисленные исследования, которые говорят, что 8 из 10 потребителей табака через электронные средства доставки никотина, через 1,5 – 2 года, становятся обычными курильщиками. Необходимо срочное регулирование этого рынка на федеральном уровне, как это уже сделали 64 страны, а 34 полностью запретили оборот электронных средств доставки никотина.
– Какие еще группы людей, помимо подростков, особенно уязвимы? Кому нельзя курить ни при каких обстоятельствах?
– Категорически нельзя курить беременным женщинам и женщинам, планирующим беременность, их риск хорошо изучен. Одно из расстройств, коррелирующих с курением матери – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Сильный токсический эффект табака на плод значительно увеличивает риски различных тяжелых врожденных заболеваний, приводящих к смерти или инвалидности ребенка.
Ни в коем случае не следует курить тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, от гипертонии до перенесенного инфаркта или инсульта.
Никотин является универсальным сосудистым ядом, он разрушает эпителий и способствует образованию бляшек, которые, в свою очередь, приводят к облитерирующему эндартерииту (а это может закончиться ампутацией ноги), инсультам, инфарктам. Известно, что прогноз длительности жизни человека, уже перенесшего какую-то сердечно-сосудистую катастрофу, напрямую связан с курением. Если он бросил курить, риск повторного инсульта или инфаркта снижается вдвое.
Еще одна группа болезней, являющаяся категорическим противопоказанием к курению, это заболевания органов дыхания: пневмонии, бронхиты, астма, обструктивная болезнь легких. Кстати, 90% раков легких и гортани напрямую связаны с курением. Для этой группы при отказе от курения также существенно улучшается прогноз длительности и качества жизни.
Я перечислил группы самого высокого риска, но еще раз хочу подчеркнуть: курение и любое потребление табачной продукции – это риск для всех курильщиков и чем раньше человек осознает его и прекращает курение, тем более качественной и продолжительной будет его жизнь.
Вместе с никотином человек вдыхает порядка 7000 токсичных веществ, более 50 канцерогенов и мутагенов. Согласитесь, уж больно высока цена за такое удовольствие.
– Из этого логически втекает следующий вопрос: есть ли эффективные стратегии отказа от курения?
– Простых и легких способов освободиться от зависимости нет. Важную роль играет тот факт, что у курильщика существует как физический, так и психологических компонент зависимости.
Физическая зависимость сохраняется примерно около одного месяца и выражена у разных людей по-разному. Психологическая же сохраняется до полугода, связана с многочисленными динамическими стереотипами, и изменить их – очень непростая задача.
Например, курильщик тянется за сигаретой вместе с чашкой кофе или после еды, он может закуривать каждый раз, когда садится в машину или выходит из нее, он курит в компании или после выпитого алкогольного напитка, и так далее. Попадая в ситуацию, в которой он привык курить, человек испытывает особенно сильный позыв, и это доставляет массу неудобств при отказе.
Именно сочетание обоих компонентов зависимости делает избавление от нее таким трудным.
По статистике, более 70% заядлых курильщиков хотят отказаться от этой вредной привычки, и в среднем человек делает на протяжении жизни 6-9 попыток отказа. Из них 44-50% предпринимают такие попытки ежегодно, но увенчиваются успехом они лишь в 4-7% случаев.
Для 93%, то есть для абсолютного большинства, это очень сложная задача, и справиться с ней самостоятельно у них не получается. Этим людям определенно нужна медицинская помощь.
Эффективность отказа напрямую зависит от мотивации. Американский ученый Джеймс Прохазка выделил ряд стадий роста у курильщика мотивации отказаться от своей вредной привычки и описал их при помощи метафор.
На первом этапе человек подобен страннику. Он считает, что никакие риски его не касаются, у него свой особый путь и он будет курить и жить вечно.
Странник превращается в путника, когда сталкивается с проблемами личными или близких и начинает периодически задумываться о рисках. Это 75% курильщиков, которые теоретически хотели бы бросить, но еще не готовы к решительным действиям.
Путник, превращается в философа, когда начинает искать путь отказа от курения, начинает читать специальную литературу, вести разговоры с бывшими курильщиками, анализировать их советы и даже предпринимать попытки бросить, и, как мы знаем, 4-7% из них успешны в течении года воздержания.
Философ превращается в стратега, когда выбирает стратегию и тактику отказа и действует в соответствие с ней. Если он получает помощь врача, принимает препараты, снижающие тягу к курению и неприятные ощущения синдрома отмены, его шанс на успех многократно повышается. Еще лучше, если у пациента будет длительное психотерапевтическое сопровождение, которое позволит сформировать новые поведенческие стереотипы без потребления табачной продукции.
Интересны такие цифры. Краткий совет врача, например, просто сообщение пациенту о том, что его медицинская проблема связана с курением, повышает вероятность того, что он бросит курить, на 10%. Это может произойти уже в поликлинике на первичном приеме.
Если курильщик попал в специализированный кабинет по отказу от курения или к врачу, хорошо владеющему актуальными знаниями и техниками, если специалист готов предложить стратегии, например, никотинзаместительную терапию, то вероятность отказа от курения в такой ситуации повышается до 30%.
Если же пациент принял помощь и начал курс препарата, эффективность которого доказана в клинических исследованиях, если он смог довести курс, длящийся 3-6 месяцев, до конца, то его шанс избавиться от никотиновой зависимости повышается до 42-51%. Мы оцениваем результат как успешный, только когда пациент не курит уже в течение года.
Повторюсь: ключ к решению проблемы – это сочетание собственной мотивации пациента и квалифицированной медицинской помощи.
– Тогда остается выяснить самое главное, как найти такую помощь?
– Москвичам повезло. У нас принят согласованный и научно обоснованный Единый алгоритм в оказании медицинской помощи курильщикам, причем бесплатно в государственных учреждениях департамента здравоохранения города Москвы.
Сейчас в любой московской поликлинике или Центре здоровья существуют кабинеты и школы отказа от курения, где курильщикам со средней степенью зависимости помогают выбрать тактику прямо на месте. Лиц с высокой степенью зависимости от табака с сопутствующими заболеваниями направляют к нам в Центр профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей, являющийся филиалом Московского научно-практического центра наркологии. Наш адрес: г.Москва, ул.Армавирская 27/23, район Люблино, телефон: 8-495-657-27-03.
У нас в Центре принимают высоко квалифицированные наркологи, психологи и даже рефлексотерапевты, так что добро пожаловать.
– Это хорошая новость для москвичей. А что делать тем, кто живет в других городах и весях нашей страны?
– Если вы позвоните по телефону горячей линии по отказу от курения – 8-800-200-0-200, вам помогут определить маршрут. В интернете есть много полезных ресурсов, например, «Общее дело», «Так здорово», журнал «Независимость личности».
Хочу предостеречь читателей этого интервью, планирующих бросать курение, от распространенной ошибки. Частные клиники, рекламируя свои услуги, иногда доходят до того, что гарантируют 120-процентный успех.
У человека создается впечатление, что ему самому не придется прикладывать никаких усилий, все за него сделает врач при помощи какого-то сверхэффективного метода, и он готов выложить большую сумму за такую услугу.
Не ведитесь на такие предложения: легких способов бросить курить не существует.
Выбирайте специалиста, который честно обрисует вам перспективы метода, объяснит, что это процесс длительный и нелегкий, и успех во многом зависит от вашей мотивации и воли, от готовности приложить усилия для достижения этой важной цели.
Становитесь стратегом, бросайте курить, формируйте здоровые жизненные стереотипы и будьте счастливы.