Легкие деньги

Благотворительность притягивает не только людей готовых помогать, но и тех, кто решил на этом заработать. С чем сталкиваются благотворительные организации и как с этим борются

Благотворительность притягивает не только людей неравнодушных, готовых помогать, но и тех, кто решил на этом заработать. Почти каждая благотворительная организация рано или поздно сталкивается с тем или иным проявлением мошенничества, ведь получить деньги от фонда – занятие гораздо менее затратное, чем пойти и заработать их самому. Форм у этого мошенничества много: от полуправды и банальной кражи данных с сайта до незаурядных случаев с применением мюнхаузеновской фантазии. С чем сталкиваются благотворительные организации и как с этим борются, мы расспросили их сотрудников.

Сарра Нежельская, фонд «Помоги.org»

С прямым обманом мы не сталкивались, но были случаи, когда обращались семьи, в которых действительно есть больной ребенок, но при этом никто не работает: ни отец, ни брат, ни дядя. То есть люди решили сделать обращения в фонд своим заработком. Есть семьи, которые специально берут ребенка под опеку, чтобы получать пособия, различные льготы.

В большинстве случаев, мы отказываем в помощи тогда, когда понимаем, что человек просит не на какие-то необходимые вещи, а попросту на излишества – когда он не голодает, а рассказывает, что голодает и т.д. У нас есть целый пакет документов, которые необходимо собрать для обращения: анкета, история болезни, анализы и т.д. Если он полный, то мы начинаем рассматривать заявку, а на всякий спам, вроде: «Я Петя Иванов, мне нужна помощь, вот мой номер счета, пришлите деньги» мы вообще не реагируем. Чтобы проверить действительно ли человек нуждается, мы связываемся со специальными социальными службами, находим волонтеров на местах, чтобы они могли приехать и посмотреть, соответствует ли описание действительности. То есть идет проверка с разных сторон.

Была еще история: Евгений Мотовилов из города Ачинск Красноярского края скопировал с нашего сайта информацию о Ксюше Гусевой, которой мы оплачивали пересадку почки, и разместил у себя, хотя девочка была уже здорова. Естественно, счет был другой. Мы искали его повсюду, подключили наших волонтеров, наконец, его нашли, арестовали. Неравнодушные люди успели передать ему 60 тысяч разные. «Первый канал» снял о нем сюжет для фильма «Мошенники». Но в итоге ему все сошло с рук.

Ольга Голенко, фонд «Детские сердца»

У нас бывали случаи, когда использовали данные с сайта и размещали где-то еще в интернете. Потом нам писали наши дарители и говорили: «Проверьте, пожалуйста, это обращение». Мы проверяли, и оказывалось, что номер счета уже другой. Неизвестно, присылали ли на него какие-то деньги или нет, мы этого, к сожалению, проверить не можем.
Один раз к нам приходили из милиции, говорили, что какой-то гражданин действует от нашего имени и пытается провернуть какие-то махинации.
Был совсем интересный случай: нам звонили представители домов культуры в небольших селениях и спрашивали: «Действительно ли вы сотрудничаете с такими-то артистами?». Оказывается, в маленькие населенные пункты приезжала какая-то труппа и говорила, что хочет устроить цирковое представление, а все собранные средства с жителей города передать в фонд «Детские сердца». При этом они показывали «липовую» доверенность от нашего фонда, в которой подтверждалось наше сотрудничество. Когда директор одного из домов культуры прислал нам эту бумажку, мы увидели, что там ошибка на ошибке – все неправильно: и имя директора, и адрес и т.д.

Екатерина Бермант, фонд «Детские сердца»

Иногда просят оплатить лечение люди, у которых месячный доход позволяет самим это сделать, но врачи дают им наш телефон, говорят: «Есть такой фонд, позвоните». Это делается скорее по незнанию, из желания помочь. Некоторые думают, что мы тут сидим на мешках с золотом и всем его раздаем, а на самом деле все это собирается с миру по нитки для тех, кто действительно нуждается.

Татьяна Константинова, фонд «Живой»

Однажды молодой человек написал мне письмо, слезное, трогательное, что он недавно попал в беду, прикован к кровати и все у него плохо. Я стала проверять и увидела, что информация о нем уже есть на сайтах других фондов, и что 2 года назад он рассказывал все ту же историю. Я, уже будучи в курсе этой ситуации, написала ему письмо наводящее. Он, видимо, все понял и больше уже ничего не писал. Нельзя сказать, что это чистой воды мошенничество, скорее лукавство.

Был еще один момент: звонит мужчина и описывает целую историю про то, как он нуждается, что ему срочно нужно отдать кредит, что за ним чуть ли не бегают люди из банка… и попросил миллион рублей под проценты. Естественно, никаких денег мы ему не дали.

А есть совсем дикая история: мне буквально недавно на почту приходит письмо, а в нем видеоролик: абсолютно пустая комната, на голом потолке висит лампочка и петля. В кадре – мужчина с натянутой до глаз черной футболкой что-то невнятно мямлит про то, что жизнь у него не удалась, жена от него ушла, квартиру отбирают… А потом крупными, яркими буквами на экране высветился номер счета. Сказать он внятно ничего не мог, зато расчетный счет выглядел очень выразительно.

Еще один случай произошел буквально на днях, я до сих пор не сложила единого мнения о том, что же это на самом деле было. Пришло письмо, я его открываю – там документы, документы и как обычно вордовский файл, где люди описывают свою историю, суть проблемы. Всегда в таких рассказах кроме фактов еще очень много эмоций – это, в общем-то, понятно: человеку плохо. И вот я читаю это письмо и у меня, знаете, де жа вю: где-то я уже это видела. Так как я каждую историю ищу и проверяю в интернете, я взяла те куски текста, которые меня насторожили, и забила их в поисковике Яндекса. И что вы думаете – мне выпали эти куски – они один в один содраны из историй наших других больных: девушки и молодого человека, которым мы уже помогли. То есть далеко ходить не стали. При этом в письме есть медицинские документы, фотография мальчика на больничной койке. Я написала ему письмо, попросила прислать недостающие документы и в письме задала вопрос: сам ли он писал этот текст или кто-то ему помогал. То есть я завуалировано дала понять, что эту историю я прочитала. Буквально через 10 минут после того, как я отправила письмо, мне перезвонил этот мальчик. Он разговаривал очень спокойно и доброжелательно, уточнил про документы и все – мы распрощались, он пошел
эти документы получать. Я не стала дублировать этот вопрос по телефону, потому что
решила, что если это не мошенники, и мальчик просто по глупости это сделал, то зачем
его дергать – ему и так плохо. А сегодня звонил папа этого мальчика – представился так,
по крайней мере, у него очень молодой голос… Он тоже поговорил со мной по поводу
документов и они оба отчалили с намереньем эти документы сделать и мне представить.
Честно говоря, я не знаю, что думать по поводу этой истории, я написала сотрудникам
дружественного фонда из того города, откуда эти заявители и попросила проверить эту
информацию, съездить туда. Вот так, жду продолжения.

Георгий Попов, фонд «Дети земли»

Года два назад была история с мошенничеством. На сайте Яндекса есть раздел с платными объявлениями, мы там тоже размещаем информацию о нашем фонде. И один раз мы обнаружили там фонд с похожим названием – «Дети России». Зашли на их сайт – дизайн был полностью скопирован с нашего, объявления о помощи те же, адрес электронной почты тот же, а счета переделанные. Я тут же связался с компанией, которая отвечала за их хостинг, и через 2 дня сайт закрыли.

А недавно нам отправляли запрос представители правоохранительных органов г. Самары и Калининграда: три года назад мы помогли девочке из Липецка Гале Саранцевой, а теперь какие-то люди сделали миллионную рассылку по электронной почте с просьбами помочь этой девушке, хотя она выздоровела несколько лет назад.

Елена Мулярова, фонд «Подари жизнь»


Были случаи, когда появлялись сайты, пытавшиеся что-либо делать от нашего имени, но как правило, это сайты, сделанные на коленке, с кучей ошибок. Мы внимательно следим за тем, что происходит в сети, а также это делают наши волонтеры и друзья, поэтому все подобные случаи удается пресекать в первые же дни – письмом провайдеру или в службу техподдержки.

Владимир Берхин, фонд «Предание»


Три года назад мы были еще неопытны и иногда давали деньги на руки в обмен на чеки о покупке какой-то вещи. И одни люди просто подделали чек на оплату печки (им нужна была печка), причем подделали очень хорошо, если специально его не изучать, то и не догадаешься. Они нам прислали фотографию купленной печи, а поскольку мы в печах ничего не понимали, все было хорошо, пока не появился человек, который в этом разбирался. Он сказал: «Эта печка не может столько стоить». Он нашел телефон этого магазина, позвонил туда, и ему сказали: «В этот день не было покупки на 16 тысяч, была только на 1 600». То есть они просто добавили лишний нолик. Мы поняли, что если человек очень хочет обмануть, он обманет. Если это профессионал, то он может пойти зарегистрироваться как юрлицо и выдавать себя за какую-то клинику. Поэтому мы и другие фонды стараемся сотрудничать с хорошо проверенными людьми и организациями. Есть ряд уже известных клиник, реабилитационных центров, поставщиков оборудования, которым мы доверяем.

К нам неоднократно обращались люди, которых мы просто ловили на том, что они мошенники. Понять, что это мошенники достаточно несложно: они всегда требуют деньги на личные счета, срочно и почти всегда на что-то такое, за что невозможно отчитаться, скажем, на взятку – «нам чтобы добиться чего-нибудь от чиновников нужны деньги, чтобы заплатить взятку». Было письмо, где рассказывалось, что собака загрызла у соседей овечку и теперь хозяевам собаки нечем расплатиться за эту овечку. Понятное дело, что тут отчетности никакой не будет, кроме странной расписки от соседа. Зачастую мошенники обещают деньги обязательно вернуть – когда приедет богатый родственник или пройдет война в Грузии – что-нибудь такое. Хороший способ проверить просителя – это связаться с сортрудником местной социальной службы, спросить знает ли он их, а если не знает, чтоб съездил и посмотрел. Большая часть мошенников отсеивается, когда узнают, что деньги на личные счета переводиться не будут.

Был случай, не у нашего фонда, у другого, с многодетными семьями. Выяснилось, что эти просители (несколько семей), грубо говоря, одна «тусовка», одна группа людей, которые, когда к ним приехали проверяющие, начали просто друг друга «топить». Они говорили: «Вы им помогаете, а нам не помогаете, а у них на самом деле машина и кожаный диван они недавно купили». Это очень неприятно.

Бывают случаи, когда родители, собрав деньги, тратят их на что-то другое – машину или что-то подобное. Некоторое время назад был случай: благотворитель передал женщине 100 тысяч на больного ребенка, а потом выяснилось, что ребенка то ли у нее нет, то ли он не больной.

Распространены случаи, когда пытаются сделать вообще «фальшивого» ребенка: берут фотографию одного, документы другого, все это в графических программах ретушируется…При современном развитии технологий это не так сложно, поэтому если фонд, не особенно тщательно относиться к проверке данных, обмануть его не так сложно.

Алена ГЕТМАН

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version