Православный портал о благотворительности

Легенда об отпевании учебных скелетов

Для подготовки профессиональных медиков на врачебном факультете Казанского Университета была необходима работа студентов в анатомическом театре. Но этот вопрос с самого начала сделался большой проблемой для университетского начальства. Многие современники считали, что мертвое тело непременно надо предать земле в соответствии с христианскими или мусульманскими обрядами, и научные исследования над ним вызывали споры

В советское время к тезису о том, что религия злейший враг науки прилагалось множество конкретно-исторических примеров. Эти примеры по сей день спокойно обитают на книжных полках, так что незадачливый школяр и сегодня может многое выдать о „мрачном средневековье« и „невежественных церковниках«. Среди аргументов в пользу умственной ограниченности Церкви фигурирует забавная история о том, как в Казанском Императорском Университете с пением панихиды хоронили экспонаты анатомического театра.

Эта история свершилась после 1819 года, когда Университет был ревизован Михаилом Леонтьевичем Магницким и неразрывно связана с именем ревизора. Друг Сперанского и прекрасно образованный человек, Магницкий, стал знаковой и противоречивой фигурой для наполненных мистическим духом времен Александра I. На посту попечителя Казанского Учебного Округа он проводил в жизнь программу синтеза веры и науки, собирался сделать христианство основой воспитания молодежи, но сам же дискредитировал свои убеждения интригами, формализмом и карьеризмом. Для либеральной критики и атеистической пропаганды знаменитый ревизор сделался удобным поводом покритиковать Церковь, а время его правления в памяти потомства обросло самыми диковинными легендами. О том, что же случилось с экспонатами анатомического театра, и правда ли казанское духовенство пело им „Вечную память« мы попросили рассказать знатока эпохи Александра I и истории Казанского Университета, доктора исторических наук Елену Анатольевну Вишленкову.

Для подготовки профессиональных медиков на врачебном факультете Казанского Университета была необходима работа студентов в анатомическом театре. Но этот вопрос с самого начала сделался большой проблемой для университетского начальства. Многие современники считали, что мертвое тело непременно надо предать земле в соответствии с христианскими или мусульманскими обрядами, и научные исследования над ним вызывали споры. Добыть тела для проведения исследований было трудно. Чаще всего это были неопознанные трупы, которые могла предоставить полиция.

Подготовка скелетов для обучения медиков осуществлялась методом вымачивания, то есть труп помещали в кадку с водой, где он должен был неделями вымачиваться до тех пор, пока мышцы не отпадут от костей. Для этого в 1815 году был куплен деревянный дом, на Подлужной Слободе близ реки Казанки, и в нем создано так называемое мацерационное заведение. Это была изба без окон, а рядом стояла избушка университетского служителя-инвалида, который жил там вместе с семьей. Служитель должен был каждую неделю выливать воду из кадки и заливать свежей водой, чтобы труп не стух. Естественно, что земля вокруг избы была пропитана трупным ядом, более того, часть отравленной воды могла попадать в Казанку. Вследствие отравления трупным ядом подряд умерло три служителя мацерационного заведения и жена одного из них.

В 1819 году Магницкий подверг ревизии все учреждения при Казанском Университете. Не обошел он вниманием и дом на Подлужной. Там в это время отмачивалось пять человеческих тел, труп медведя и лошади. Обнаружив, что практика вымачивания трупов привела к отравлению служителей, директор Университета, врач по профессии Владимирский, с согласия Магницкого, приказывает полностью уничтожить это деревянное строение, похоронить все останки, вылить воду и отказаться от мацерационного заведения. Очевидно, над этими останками была отслужена панихида, хотя я не обнаружила подтверждающих это архивных свидетельств.

Этот факт, который не вызвал никакого возмущения и никакой особой интерпретации у современников, получил мифическое значение в историографии начиная с конца XIX века и особенно в ХХ веке. Произошло это тогда, когда в российском интеллектуальном сознании свершилось разделение между ученым, который неизбежно должен быть человеком секулярным и верующим. Быть ученым и одновременно верить в Бога, казалось чем-то невозможным. Авторы разных научных и художественных книг о Казанском Университете произвольно опрокидывали представления своего времени в начало XIX века. Им казалось, что они с высоты своей эпохи обличают „мракобесие« и „реакцию« Магницкого. Между тем причины, по которым свершилось это легендарное захоронение останков, были исключительно утилитарными. Захоронение коснулось только мацерационного заведения, тогда как в одном из университетских домов продолжал работать анатомический театр, где были представлены скелеты животных и отдельные человеческие кости. Более того, в дальнейшем Магницкий немало способствовал заключению договора между Университетом и казанской полицией о поставке тел в анатомический театр.

Источник: Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал «Собрание»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version