«Где тут про Лазаря», – спросил Соню Раскольников, а потом попросил прочесть всю главу о воскрешении Христом Лазаря – прежде чем пойти и признаться в убийстве бедной старухи. Зачем-то понадобились студенту, разрешившему себе убить человека, эти евангельские слова.
Живой свидетель
Лазарь, еврей и фарисей, сын Симеона фарисея, родом из Вифании, был другом Христа. Иисус не раз останавливался в его доме и, как говорит евангелист Иоанн, любил Лазаря и сестер его – Марфу и Марию.
Однажды Лазарь заболел и умер. Его похоронили и оплакивали. Дали знать Христу, правда, Он и так уже все знал, но при этом не спешил ни утешить сестер, ни побывать на могиле друга. Христос сообщил апостолам о смерти Лазаря не совсем понятно: «Лазарь, друг наш, уснул», выждал три дня, а на четвертый пошел к осиротевшим сестрам.
В доме Лазаря все горевали. Марфа же, услышав, что Христос идет к ним, вышла Ему навстречу. Она верила, что Иисус – Мессия, Сын Божий и может все. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», – говорит она Христу. А далее следует очень важный диалог Бога и человека, от которого напрямую зависело будущее умершего Лазаря:
«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа отвечает: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Веришь ли сему?
Марфа отвечает: так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Святые отцы на этом диалоге ставят акцент:
и от веры Марфы зависела судьба Лазаря! Не от одного только могущества Господнего. Богу нужна рука навстречу, вера навстречу, чтобы чудеса не падали на голову человека, как камни, а были бы частью его сердца, надеждой, упованием.
И вера Марфы не посрамлена: воскресает четырехдневный покойник. Уже разлагающийся, зачервивейший, как, не брезгуя важным здесь натурализмом, отмечают святые отцы.
Казалось бы, ну, воскрешал уже Иисус умершую дочь Иаира, умершего сына Наинской вдовы – в чем сенсация? А она есть: евангелист Иоанн недаром пишет, что Иисус не сразу пошел к Лазарю, а святые отцы симфонично добавляют: Иисус ждал его смерти и тления. И вот когда Лазарь целиком находится во власти смерти и ада, Господь подходит к его гробу.
А в толпе прибывших оплакивать Лазаря уже слышатся слова: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?». Люди надеются.
И тогда Иисус начинает молиться. Зачем? Разве Он Сам не сможет? Нет, Ему важно показать людям, что Он – Сын их же Отца Небесного, а Сын и Отец – одно. Что Сын ничего не творит от Себя, но как говорит Ему Отец. Он – тот самый Мессия, которого они давно ждут.
Христос воскрешает Лазаря той самой силой, которой воскрешен будет каждый из нас. Той самой силой, которой воскреснет Сам Он уже через несколько дней. И Лазарь становится свидетельством: Господь в силах оживить тела, подвергшиеся любой степени тления, в том числе и тех, кто издавна находится во гробах, сухие кости которых ждут будущего воскресения.
Здесь прекращается и давний спор фарисеев и саддукеев о воскресении:
еще буквально два-три века назад мысль о воскресении человека для всех иудеев была не бесспорна.
Она приходила в их мировоззрение постепенно, не как обетование, а как надежда в словах иудейских мудрецов. Саддукеи-эллинофилы, перенявшие скорее карикатуру, а не оригинал греко-римской культуры, в своем заемном скептицизме ни в какое воскресение не верили, недаром они пытались поставить Христа в тупик дурацкими вопросами про вдову семи мужей – кому она станет женой на Небе?
А вот фарисеи, при всех недостатках, в воскресение верили, хотя и никаких четких указаний на этот счет в Писаниях не имели. Но видя своими глазами выход из гроба хорошо знакомого им четыре дня назад помершего человека, которого они же хоронили, а теперь своими руками снимали с него пелены – они удостоверяются не только в возможности воскресения человека, но и в божественности Того, Чьим словом Лазарь из мертвеца сделался живым.
Впоследствии о Лазаре известно, что после Воскресения Христа он уехал на остров Кипр, где поставлен был от апостолов епископом. К нему на Кипр приезжала Богоматерь и подарила вытканный ею омофор. Жил Лазарь по воскресении, по разным источникам, 15–30 лет, на Кипре и умер – до всеобщего воскресения.
Бог создавал человека Своим другом
Митрополит Антоний Сурожский: «Эта дружба, которая существует между нами и Им, сделана еще более тесной в крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.
И часто-часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит, страшной смертью пораженный, – четверодневный друг Господень».
Действительно, личность Лазаря еще святые отцы толковали иносказательно, как символ нашей природы в целом или как образ человеческого ума.
Под сестрами Лазаря Марфой и Марией они подразумевают людскую плоть – это «Марфа» и душу – «Мария». Плоть – «Марфа» – действует в нас посредством дел; а душа – «Мария» – посредством желаний, действий, мыслей.
При этом наша природа и наш ум, порабощенные грехом, по сути, мертвы и потому нуждаются в духовном воскресении, подобном воскресению Лазаря. Конечно, воскресить нас может только Господь. Но наши собственные душа и тело могут стать участниками возрождения.
«Лазарь, воскресая, во второй раз рождается для земной жизни. Но теперь он приходит не из материнской утробы, а из самых глубин гроба. Гроб, прежде вмещавший в себя одну лишь мертвенность, стал для Лазаря началом и источником жизни. Прежде истлевавшее тело Лазаря вышло из этой родившей его могилы целостным и обновленным», – отмечал церковный писатель первохристианской эпохи.
И каждый человек, пройдя через страдания, через ад, который немало людей встречает уже здесь, на земле, с Богом имеет возможность все это вынести и родиться снова.
Не бойтесь, только верьте!
Именно благодаря поразительному воскрешению Лазаря Христос стал известен всему Иерусалиму. Потому и встретил Его весь город как Царя, постилая свои одежды и пальмовые ветви Ему под ноги.
Но это же чудесное воскрешение стало причиной ареста Христа и Его распятия. Иудеи испугались, что после такого непостижимого события «все пойдут за Ним». Они решили убить не только Христа, но и Лазаря как живое доказательство правды Христа.
Но ведь Христос обо всем этом знал заранее. Святые отцы говорят, что чудо воскрешения Лазаря Христос специально сотворил в преддверии Своих страданий – чтобы Его ученики, видя Господа униженным, оплеванным, а потом висящим на кресте, как последний из преступников, знали: Его Крест не свидетельство Его немощи. Если было бы нужно, к Нему сошли бы мириады ангелов воинства небесного. Но все это происходит по Его воле и воле Отца ради спасения человеков.
Иоанн Златоуст: «Спаситель, много и часто беседуя с учениками о Своем страдании, видел, что они цепенеют и ужасаются таких слов, считают предуказываемое страдание более следствием слабости, нежели Домостроительства, и трепещут. Поэтому, когда уже приближается страдание и готов водрузиться Крест, Он воскрешает умершего Лазаря, чтобы самым делом научить учащихся, что Крест и смерть не следствие слабости, чтобы убедить присутствующих, что Он повелевает смертью и вызывает душу, отрешившуюся от земных уз.
Господь предначертывает на Лазаре Свое трехдневное Воскресение… в преддверии Креста желая ослабить страх учеников и укрепить их веру».
Пальмовая суббота
Петр Малков: «Время возникновения и распространения в Православной Церкви обычая праздновать Лазареву субботу относят к IV–V векам. Первоначально этот праздник отмечался в Иерусалиме. В древней церкви в день Лазаревой субботы совершалось крещение многих христиан: в первые века крестили только в главные праздники; одним из них была Лазарева суббота.
Поначалу в ряде поместных церквей (например, в Константинополе) Лазарева суббота также называлась «пальмовой»: здесь совершалось прославление сразу двух событий евангельской истории – воскрешения Лазаря и входа Господня в Иерусалим, продолжавшееся и на следующий – воскресный день.
Позже сложилась повсеместная практика совершать два эти церковные торжества раздельно в предшествующие пасхальным торжествам субботу и воскресенье. Вероятно, церковное воспоминание воскрешения Лазаря непосредственно перед богослужением Входа Господня в Иерусалим, накануне, впервые получило распространение в Александрии.
Тропарь Лазаревой субботы и следующего за ней Вербного воскресения один и тот же:
Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.