Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Священномученик Александр Хотовицкий умел разрешить самый безнадежный конфликт

Сразу после Духовной академии сщмч. Александр был избран для миссии в Америку. Там он встретил святителя Тихона, позже избранного патриархом, а в те годы возглавлявшего Северо-Американскую миссию и ставшего о. Александру другом. В Америке о. Александр построил новый собор Николая Чудотворца, для чего ему пришлось ходить с кружкой и стоять с протянутой рукой у храмов в России

Отец Александр Хотовицкий. Фото: https://psmb.ru

Священномученик Александр Хотовицкий служил в Америке с 1895 по 1914 год. Общину раскалывали раздоры, на строительство храма не было денег, его инициативы часто были рискованными, а подходы к решению проблем нестандартными. Но в итоге о. Александр сумел построить величественный собор в Нью-Йорке, не имея поначалу ни средств, ни одобрения начальства, и создал 12 новых приходов на северо-востоке США. Память – 20 августа.

Зоркий глаз и легкое перо

Выпускника Санкт-Петербургской духовной академии Александра Хотовицкого летом 1895 года пригласил на служение в Америку епископ Алеутской и Аляскинской епархии Николай (Зиоров). Он искал надежные кадры для развития служения в США, и ему порекомендовали именно этого выпускника как одного из самых подготовленных и мотивированных.

Первые впечатления молодого миссионера были удручающими. Тесный, маленький, бедный храм святителя Николая, единственный в городе. На многонациональном приходе разлад: прихожане разделились на две воинственные группы, настоятель отец Евтихий не смог их помирить, к тому же настроил против себя главную покровительницу прихода, американку русского происхождения госпожу Макгахэм. Она подала на отца Евтихия в суд. Настоятель в срочном порядке вернулся в Россию, указав главной причиной в прошении об отъезде проблемы со здоровьем.

И при этом всем полное отсутствие обещанного жалования, что для псаломщика Александра обернулось решительной бытовой неустроенностью.

Однако вскоре владыка Николай рукополагает 24-летнего Хотовицкого, а в начале 1896 года назначает настоятелем Свято-Никольского храма в Нью-Йорке и редактором «Американского православного вестника», первого в Америке печатного издания епархии.

Работа над вестником отнимала много сил и времени, но епископ Николай не мог нарадоваться новому редактору: легкое перо, зоркий глаз и организаторские способности Хотовицкого быстро превратили «Американский православный вестник» в ведущее православное издание в Америке. Вестник рассылался во все университеты Соединенных Штатов, в Европе во все российские посольства и миссии, а также в Россию – некоторым иерархам, в академии, семинарии и т. п. Статьи его перепечатывались как в заграничных газетах, так и русских.

С 1902 года стало выходить ежемесячное приложение к журналу на английском языке (Russian Orthodox American Messenger), в котором переводились наиболее интересные для западной аудитории статьи. Отец Александр Хотовицкий был бессменным главой вестника вплоть до своего отъезда из США в 1914 году.

Говорите с позиции уважения

Слева – протоиерей Александр Хотовицкий с матушкой Марией. Справа – проводы С.Ю. Витте из церковного дома в Нью-Йорке
Слева – протоиерей Александр Хотовицкий с матушкой Марией. Фото: http://www.orthodox-canada.com. Справа – проводы С. Ю. Витте из церковного дома в Нью-Йорке. Фото: https://ruschurchusa.org

В первую очередь о. Александр принялся разрешать конфликтную ситуацию на своем приходе: староста прихода сфальсифицировал подсчет голосов при выборах кандидатов на новый срок на занимаемую им долгое время должность. Часть прихожан его поддержала – сказался деловой опыт старосты, а еще то, что он был владельцем мастерской, которая давала работу прихожанам. Он же постоянно поддерживал церковь пожертвованиями. Большая же часть прихожан была возмущена обманом. Но обе стороны вели себя не очень достойно – отправляли епископу жалобы друг на друга, а в храме даже не здоровались.

Отец Александр не стал говорить своим прихожанам о том, как важен мир среди тех, кто причащается от одной Чаши, и прочие правильные, хорошо всем известные слова. Он начал с того, что внимательно и уважительно выслушал представителей двух сторон, а потом тех немногих, кто занял нейтральную позицию.

Поблагодарил старосту за его помощь приходу. А потом принял неожиданное для всех решение: предложил назначить старосту почетным членом братства и торжественно наградить памятным знаком от имени братства. Староста – временная должность, а почетный член – на всю жизнь.

В итоге люди почувствовали себя не детьми в детсаде, которых пришел усмирять педагог, а неравнодушными членами одного прихода, хотящими всем добра, а храму – процветания.

С тех пор руководство епархии стало поручать отцу Александру улаживание конфликтов и на других приходах.

Вопиющий случай произошел в Филадельфии в 1905 году, когда члены приходского братства во время собрания с кулаками бросились друг на друга. Отец Александр выяснил, что настоятель этого прихода, которого переводили в другое место, должен был отдать крупную сумму группе состоятельных прихожан. Настоятель обещал отдать долг через три месяца, но группа состоятельных прихожан потребовала немедленного возвращения долга.

Отец Александр, как всегда, выслушав все мнения и не вставая ни на чью сторону, уговорил местных жертвователей погасить долг настоятеля. Конфликт был исчерпан.

Умейте вовремя сказать «нет»

Несмотря на свое миролюбие, отец Александр никогда не шел против своей совести. В 1897 году на него поступила жалоба в епархию о том, что священник не соглашается совершать венчание. При разборе жалобы выяснилось, что желающие венчаться держат у себя на квартире картежный клуб, ни разу не были на исповеди и ни разу не причащались, да и в храм не ходят и, судя по настроениям, не собираются ходить, но на церемонии венчания очень настаивают.

Епископ, разобрав дело, совершенно одобрил поведение своего священника.

Принимая серьезное решение, взвесьте риски и будьте готовы нести ответственность

Закладка собора в 1901 году
Закладка собора в 1901 году. Фото: https://ruschurchusa.org

Самым тяжелым во время миссии в Америке для отца Александра стало строительство новой церкви в Нью-Йорке. Маленькая домовая церковь больше не вмещала своих прихожан. К тому времени епископа Николая на месте главы русской епархии в Америке сменил новый архиерей – Тихон (Беллавин), будущий патриарх, священномученик, понимавший необходимость в новом соборе. С о. Александром они неоднократно посылали ходатайства в Россию, в Синод.

Отец Александр, поставленный главой комиссии по подготовке строительства, нашел три лота земли в хорошем месте возле Центрального парка. Решение надо было принять быстро – хозяин земли не хотел ждать возвращения владыки Тихона, объезжавшего приходы своей новой епархии.

Отец Александр взял ответственность на себя: не имея денег, помолясь Богу, подписал договор, по которому нужно было выплачивать в определенный срок весомые суммы платежей. А владыке Тихону написал: «Сознавая, что всякое промедление в этом случае связано с риском потерять возможность выгодного приобретения указанного, действительно единственного в своем роде участка земли, и уповая, что Ваше Преосвященство найдете мотивы, руководившие нами, уважительными и оправдывающими этот серьезный, но не предваренный официальным рапортом шаг, комиссия решила не медлить с подписанием контракта.

…Боюсь, что Вас огорчила наша поспешность в покупке земли и выдаче закладной; но, право, другого более благоприятного приобретения мы не имели никаких шансов сделать. Ныне же многократно и усерднейше просим архипастыря послать нашей церкви необходимые средства в день уплаты за землю денег.

Что дальше будем делать – не знаю. Архитекторы и контракторы устрашают цифрами, но если подумать, что эта постройка не на один день и что наша приходская публика множится и интерес к нашей церкви со стороны возрастает, то не хочется кончать дело кое-как, идя на спешку и дешевку, тем более что и на это денег нет».

Владыка Тихон внял прошению своего священника и запросил у Синода выделение дополнительных средств на постройку храма. Пока в столичных кабинетах шли переговоры, подходило время выплаты первого взноса. Отец Александр волновался и просил епископа – если вдруг что – помочь из средств епархиальной казны:

«Приближается срок уплаты первого взноса за землю для нашей церкви, и я не могу скрыть своего смущения при предположении, что Св. Синод может замедлить высылкою денег на этот предмет. Вся наша надежда в таком случае, что Вы, Ваше Преосвященство, найдете возможным покрыть это срочное обязательство заимообразно из епархиальных сумм… Конечно, мы последуем совету Вашего Преосвященства, выраженному в словах «были бы на первый раз стены да земля», и не станем тратить денег на что-либо придаточное, не столь существенное, до постановки здания вчерне;

но, Ваше Преосвященство, так дорога земля, так богата местная инославная церковная жизнь, так много мечтали все о величественном храме, что, право, не можешь расстаться с мыслью и надеждой возвести эти стены соответственно славе и величию церкви и родины, хотя и не в великих размерах».

Священник просил епископа Тихона отпустить его в Россию для сбора пожертвований на строительство церкви. На первый взнос Синод деньги перечислил, и отцу Александру дали отпуск для сбора средств.

Дорогу осилит идущий

Обер-прокурор просил срочно представить в Св. Синод смету будущего строительства и план самой постройки, чтобы члены Синода рассматривали вопрос выделения нужной суммы. Дело поручили отцу Александру, но оно представлялось как замкнутый круг: «Чтобы составить смету, надо иметь план постройки; чтобы составлять планы, надо знать вперед размер суммы, которой мы можем располагать; чтобы взять денег под залог купленной земли, надо начать стройку, иначе дадут пустяки, так как и нами стоимость земли еще только наполовину почти выплачена…»

Но не прошло и недели, как священник вместе со своими помощниками сделал предварительный план постройки и представил его епископу: «В целях уяснить себе все-таки хотя приблизительную стоимость постройки мы состряпали неофициально чертежи церкви (два этажа) и дома (четыре этажа) и представляем их снисходительному вниманию Вашего Преосвященства. (Приятно удивляет демократический стиль общения епископа и священника, акцент на само дело, а не на витиеватые обороты. Именно после Америки владыка Тихон, переведенный на Нижегородскую кафедру в России, отменил в своей епархии земные поклоны, положенные по традиции перед архиереем у клира. – Ред.)

Под церковью – братский читальный зал, школа, типография и вообще помещения приспособительно к разным функциям приходско-миссионерского дела. Примыкающий к этому этажу церкви этаж дома – включает в себя столовую, кухню, прачечную и проч. Выше этаж – архиерейское помещение; еще выше, два этажа – причтовое… Над церковью предполагаем большой купол – не слепой и два малых, как башенки для колоколов».

Епископ все одобрил, а отец Александр объявил конкурс архитекторов на лучший проект. Его выиграл Иван Викторович Бергезен.

Извлекайте пользу из огорчивших вас обстоятельств

Православная община во время закладки нового собора в 1901 году
Православная община во время закладки нового собора в 1901 году. Фото: https://ruschurchusa.org

Перед отправлением в Россию за сбором средств отец Александр составил трогательное воззвание для российской аудитории:

«Так ужели ли стомиллионная православная Русь, столь богатая доброхотами, не в силах воздвигнуть здесь (в Нью-Йорке. – Ред.) свою православную церковь? Ужели же величайшее христианское государство не найдет в себе силы в столице Нового Света создать достойный своего величия и значения храм во славу исповедуемой им православной веры?»

Но владыка Тихон предупредил священника, что его надежды могут оказаться несбыточными.

В России о. Александру была назначена аудиенция ни много ни мало как у самого государя императора Николая II, но царская семья неожиданно уехала из Санкт-Петербурга.

Однако обер-прокурор Победоносцев успел передать свою краткую записку императору о цели приезда священника из Нью-Йорка. Император визировал: «Я жертвую от себя 5000 рублей на это важное христианское дело».

Отец Александр, с одной стороны, был расстроен тем, что не смог лично встретиться с государем, но он быстро нашел плюсы в письменном его ответе: «…Для нашего дела этим была выиграна возможность цитировать слова государя «важное христианское дело», что могло придать нашему делу известность и привлечь жертвователей».

Люди не помогут – Бог поможет

В Синоде отцу Александру заявили, что решение о выделении необходимой суммы еще не принято и нет сведений, когда вопрос будет решен. Батюшке посоветовали начинать собственный сбор. В Синоде по прошению епископа Тихона должны были еще выдать отцу Александру 500 рублей на дорожные расходы, но священнику сказали: «Берите деньги из собранных пожертвований».

В душе у о. Александра пробежал холодок, но он лишь попросил владыку Тихона увеличить время командировки.

Возвращаясь из Петербурга, в вагоне поезда до Ораниенбаума совершенно неожиданно отец Александр встретил протоиерея Иоанна Кронштадтского. «Всероссийский пастырь» пригласил отца Александра к себе домой, подарил ему подрясник, дал 200 рублей на строительство церкви и написал в книге пожертвований напутствие: «Благослови, Господь, эту книгу и труд, на которые эти пожертвования испрашиваются…»

После встречи с отцом Иоанном у смущенного и расстроенного отца Александра в душе укрепилась вера в то, что собор все же будет построен: «Он очень меня ободрил», – позже писал священник владыке Тихону.

Сбор средств на храм в далекой Америке пошел трудно. Как нищий, с протянутой рукой, отец Александр часами стоял у храмов и просил прихожан помочь православным в США. Искал богатых людей и со слезами уговаривал их внести посильное пожертвование.

А потом писал епископу:

«Право, не только письмом, но даже и на словах не изобразишь той нравственной тяготы и муки, какую переживаешь изо дня в день при этой командировке. Тяжело вспомнить».

Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Житомир принесли много разочарований, по ночам священник как ребенок плакал в подушку, но не сдавался. А потом снова радостная встреча: в Крыму отец Александр побывал в гостях у своего бывшего епископа Николая, и тот пожертвовал на строительство храма 1400 рублей и дорогую утварь.

Когда отец Александр снова прибыл в Санкт-Петербург, ему сообщили, что решение вопроса о выплате субсидии на строительство храма откладывается до будущего года. Он писал епископу Тихону:

«Я был убит. Все поздравляют с удачнейшим сбором, а мне тяжело собираться в дорогу, так как с собранной суммой далеко не уедешь. Всего к тому времени поступило на наш храм около 55 (теперь больше) тысяч. Дали бы к этому субсидию хотя бы за 25 лет, уехал бы с легким сердцем. А так – плакать впору, что часто и бывало».

И снова священник действует. Он обращается с просьбой к обер-прокурору, чтобы в ближайший церковный праздник Богоявления был объявлен сбор пожертвований по всем храмам. Победоносцев не просто отказал, но при этом задел за больное: «Что нам Америка? Что нам Нью-Йорк? Это мера исключительная даже у нас, а теперь особенно…»

Однако разговор услышал первенствующий член Св. Синода митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и прямо на заседании синклита провел соответствующее решение. Сбор был успешным. Теперь со спокойной совестью можно было отправиться в обратный путь.

Люди не помянут – Бог помянет

Построенный собор в 1910 году
Построенный собор в 1910 году. Фото: https://ruschurchusa.org

«Плавание наше оказалось весьма бурным, тяжелым, как и все десятимесячное скитание по Руси; приехали усталыми, разбитыми. Хорошо, что последний подарок Св. Синода поддержал бодрость и отогнал уныние», – писал о. Александр с дороги епископу Тихону.

В отчете перед Синодом епископа Тихона говорилось: «На постройку нью-йоркской церкви настоятель ее священник А. Хотовицкий проводил в отчетном году сбор, Высочайше разрешенный, в России; собрано им на сей предмет до 60 тыс. рублей, во главе жертвователей стоит покровитель и ревнитель Православной веры государь император, пожертвовавший 5 тыс. рублей». К августу 1902 года было собрано 93 449 рублей, что составило больше половины всех затраченных на новый храм средств.

Отцу Александру пришлось вникать во все тонкости строительства. Не раз он просил архитектора упрощать проект в некоторых деталях, чтобы уменьшить стоимость работ.

Был объявлен конкурс среди строительных фирм на подряд строительства храма. Его выиграла одна из лучших фирм США «Джон Дауни и сыновья».

В мае 1902 года прошла торжественная закладка первого камня, на которой было много важных гостей. Отец Александр отправил телеграмму в столицу от имени епископа Тихона: «Счастлив сообщить радостную весть. Сегодня совершена закладка русской церкви в Нью-Йорке. Богу слава, а родине привет».

Однако первым в Петербург прибыло донесение российского консула Теплова, в котором тот все заслуги приписывал себе. Царь написал резолюцию: «Прочел с удовольствием. Дай Бог успеха этому делу». Отец Александр поделился недоумением по поводу поведения Теплова только с другом-епископом, а с Тепловым продолжал себя вести уважительно и приветливо. Это помогло священнику не потерять поддержку консула в дальнейшем процессе стройки.  

23 ноября 1902 года состоялось торжественное освящение нового собора, названного, как и старый, во имя святителя Николая. Отец Александр: «Просто не верится, что еще так недавно на этом же месте, где ныне возвышается благолепнейший русский храм, уныло глядели водруженные природой девственные скалы…

По общему признанию местных экспертов архитектуры, новая православная церковь – одно из красивейших зданий в Нью-Йорке и единственное в таком роде и стиле».

Война. Америка на стороне Японии

После начала Русско-японской войны (1905) симпатии многих американцев оказались на стороне Японии.

Отцу Александру подбросили анонимное письмо, в котором предупреждали о том, что хотят взорвать Никольский собор в Нью-Йорке. Об этой угрозе упоминали и городские СМИ, но отец Александр не паниковал:

«Я же думаю, что это злостная шутка с целью отбить прихожан от церкви, ослабить их патриотизм… К счастью, на народ это раздутое помимо всяких стараний моих дело не произвело паники и все почти как обычно пришли в храм в воскресенье».

Русофобские настроения нарастали, а отец Александр сетовал: «Как тяжело, Господи, как тяжело! – В этот час не дышать родным воздухом и быть вынужденным слышать и видеть, как срамят нашу родину здесь ложными наветами, как травят и травят без конца бедных русских людей, заброшенных сюда, – те, кому нужно бесчестить Россию, кому нужно вылить на нее свою злобу и яд корыстного сердца! <…>

Да неужели же вся, вся Америка забыла прошедшую дружбу России и ее услуги в тяжелое время?! Неужели все доброе в ней потемнено, покорено этой стихийной враждой заведомых недругов Руси, побеждено погоней за долларом и не могут противостоять честные люди гнусным наветам?

…Нет, нет, слава Богу!  И спасибо вам, добрые наши друзья, поспешившие нас успокоить, нам посочувствовать и нас уверить, что – против нас не американцы, по крайней мере не те, кто в состоянии подчинить свои страсти чувству правды и истины!»

Тот, кто сейчас против тебя, может стать твоим сторонником

Внутреннее убранство собора. Современный вид
Внутреннее убранство собора. Современный вид. Фото: https://ruschurchusa.org

После окончания военных действий в США на мирные переговоры в Портсмуте прибыла российская делегация во главе с премьер-министром С. Ю. Витте. Именно он долго препятствовал строительству храма в Нью-Йорке. После общения с отцом Александром граф Витте сказал:

«И кратковременное знакомство с работниками православной церкви в Америке утвердило меня в радостном сознании, что при самых маленьких средствах и даже при чуждой обстановке можно делать успешно пастырское дело и достигать именно того положения церковного дела, которое надо считать нормальным и желательным».

На прощание Витте сделал духовенству щедрые подарки: 5000 долларов на нужды церквей, 2000 долларов на издание православного богослужебного сборника на английском языке и несколько сот долларов двум новым приходам – словно хотел этим загладить свою неподдержку в прошлом православной миссии в Америке.

В Москве

В 1914 году отца Александра отправили служить в Финляндию, а через три года – в Москву. Его бывший епископ и близкий друг стал патриархом, а отец Александр был его главным помощником и ключарем храма Христа Спасителя.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году отца Александра арестовали и отправили в ссылку на Крайний Север. В 1936 году он был освобожден и служил в Москве. Сохранились воспоминания одного из прихожан:

«Высокий седой священник, тонкие черты лица, чрезвычайно интеллигентная внешность. Седые подстриженные волосы, небольшая бородка, очень добрые серые глаза, высокий громкий тенор… четкие вдохновенные возгласы. Своим обликом он напоминал целый ряд священников-беженцев из западного края. У отца Александра было много прихожан, очень чтивших его… И сегодня помню глаза отца Александра. Казалось, что его взгляд проникает в твое сердце и ласкает тебя. Это же ощущение было у меня, когда я видел святого патриарха Тихона…»

19 августа 1937 года отца Александра расстреляли как врага народа. Священномученик Александр Хотовицкий был прославлен в 1994 году.

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

1. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского : документы // сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург : Сатис, 2014.

2. Всеподданнейший отчет по ведомству Православного Исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб., 1898.

3. Дымова М. Г. Миссионерский журнал «Американский православный вестник и его роль в отражении духовной, культурной и общественной жизни русских американцев» // Вестник СПбГУКИ (Санкт-Петербургского государственного университета культуры). 2012. № 2 (11). С. 91–95.

4. Ефимов А. Б., Ласаева О. В. Алеутская и Северо-Американская Епархия при Святителе Тихоне. М. : ПСТГУ, 2012.

5. Печатнов В. В. Жизнь российского духовенства в Америке конца XIX в. (по материалам переписки обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцева) // Концепт: философия, религия, культура. 2021. № 4. С. 41–61.

6. Печатнов В. В., Печатнов В. О. Русский епископ в Америке «позолоченного века» // Вестник МГИМО. 2021. Т. 14. № 1. С. 7–30.

7. Печатнов В. О., Печатнов В. В. «Главный русский храм Америки». Из истории СвятоНиколаевского кафедрального собора в Нью-Йорке // История : электронный научно-образовательный журнал. 2021. № 11 (109).

8. Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. 1898–1907 гг. / сост. А. В. Попов. Санкт-Петербург : Сатис, 2010.

9. Св. Александр (Хотовицкий). Миссионерский период Православной церкви в Америке 1896–1909 / под ред. Г. М. Солдатова. Т. 1–3. Minneapolis, Minnesota : AARDM PRESS, 1998.

10. Симонова А. В. Негасимая свеча православия. К 100-летию Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке // Слушай, Америка! М., 2002.

11. Цыпин В., прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 7/8. С. 98–104.

12. Цыпин В., прот. Сщмч. Александр Хотовицкий // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2011.  С. 484–485.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?