Православный портал о благотворительности

Курсы для клириков и мирян под угрозой!

Cотрудники института – крупнейшие ученые, специалисты в своей области, собрались вместе со священниками, волонтерами, работающими с больными детьми, с родителями больных детей, чтобы поделиться опытом. Факт такого объединение вокруг общей проблемы уникален, и важно, чтобы инициатива развивалась дальше, не развалилась, не ушла в песок

«Курсы для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами» работали в Институте коррекционной педагогики в 2008/2009 году. И священники, и коррекционные специалисты, принимавшие в их работе участие, оценивают курсы как уникальное явление. Однако в этом году они под угрозой срыва из-за малого числа желающих их посещать….

– Идея создания таких курсов возникла на конференции «Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви» на Рождественских Чтениях 2008 года – рассказывает один из организаторов курсов, их куратор, физик-ядерщик Сергей Сошинский. – Идею выдвинул прот. Леонид Царевский, его предложение заинтересовало участников конференции, эту мысль поддержал директор Института коррекционной педагогики академик Николай Николаевич Малофеев. Через полгода было получено и благословение от священноначалия. Первые лекции состоялись в ноябре 2008 года, проходили в Институте коррекционной педагогики раз в месяц по вторникам, когда у священников больше всего свободного времени. Из мирян присутствовали коррекционные педагоги, волонтеры и родители больных детей.


Институт, в котором это происходило, – ведущий по данной проблематике в России, сотрудники института – крупнейшие ученые, специалисты в своей области. И вот они собрались вместе со священниками, с волонтерами, работающими с больными детьми, с родителями больных детей, чтобы поделиться своим опытом и услышать их опыт. Факт такого объединение вокруг общей проблемы и ученых, и священников, и волонтеров, и родителей больных детей, сам по себе уже уникален. Поэтому так важно, чтобы инициатива развивалась дальше, не развалилась, не ушла в песок. Ученые пришли в аудиторию потому, что поняли важность объединения профессиональных усилий с усилиями Церкви, педагогическую помощь детям с духовной помощью священников. Священники пришли слушать коррекционных педагогов, учиться у них, потому что понимали, что курсы – не отвлеченный разговор, а живой опыт, который они смогут прилагать в своей священнической практике.

Но и ученые тоже готовы были выслушать священников, познакомиться с их опытом помощи больным детям. Ведь на курсы пришли в первую очередь те священники, которые были уже знакомы с проблемой изнутри, понимали ее важность и сложность. Священники были готовы и учиться, и делиться своим опытом. Поэтому ряд бесед вели они (о. Владимир Климзо, о. Петр Коломейцев, о. Андрей Горячев), а ученые, психологи, ведущие специалисты России по коррекционной педагогике, их слушали. Такое объединение науки и Церкви – замечательный факт, он может служить примером для других областей, в которых соприкасаются «территории науки» и «территории Церкви».

– Почему же, если курсы уникальны и востребованы, в этом году возникли проблемы с набором слушателей?
– Парадоксально – именно потому, что курсы уникальные и нужные. Наше общество, в том числе церковное, не готово к принятию детей-инвалидов, не вполне сознает важность проблемы. Именно поэтому и возникает «непреднамеренный бойкот курсов». В этом смысле он совершенно закономерен. Тут сложилось несколько причин. Не все понимают значимость проблемы, тем более – не все готовы принимать в ней активное участие. О курсах мало кто знает, даже среди тех, кому они более всех нужны. Священники, которые год посещали курсы, все были приглашены мною лично, это те, о чьем интересе к проблеме я знал. Но так не может длиться долго, должны заработать другие механизмы привлечения слушателей. Несомненно священники перегружены и заботами своего прямого служения. И есть упомянутая психология отстранения от трудных тем: «Не хочу контактировать с несчастьем!» Даже на семинарах для православных семей, когда они посвящены теме детей-инвалидов, присутствуют почти исключительно те, кого это несчастье лично затронуло.

А между тем, каждого из нас глубоко касается тема больных детей, даже если в своей семье мы их не имеем. Я много раз убеждался, что не только этим детям нужна наша помощь, но что через этих детей приходит помощь нам самим, Божья помощь, в которой мы так нуждаемся!

Этот закон я испытал и на себе. В 1996 году я пошел помогать в психоневрологический диспансер, помогал там, когда мог, т.е. мое участие было малым. Для меня тогда это было потрясение – в ПНД были дети с тяжелыми нарушениями развития, каких прежде я никогда не видел. Но важным было не столько это потрясение, сколько то, что через этих детей я понял то, чего иначе не понял бы никогда. В частности и то, что не только мы нужны им, чтобы они могли жить, но и они нужны нам, чтобы мы могли жить как люди. И вот смотрите, что получилось. Называйте, если хотите, это случайностью, хотя я вижу в этом Промысел. Именно там, в ПНД, я встретил своего будущего духовника (о. Георгия Бреева), и это во многом изменило мою жизнь. И там же начался мой следующий этап жизни, связанный с работой в воскресной школе. Я понимаю это так, что к нам приходит отклик даже за малое участие в делах милосердия! И приходит он таким образом, как мы не могли даже и предполагать!

Так вот, из этого же ПНД, началась тянуться и ниточка, которая привела меня спустя много лет и к Рождественской конференции, посвященной детям-инвалидам, куратором которой я являюсь, и к курсам в Институте коррекционной педагогики, о которых мы сегодня говорим. Существует духовный закон: помогая нуждающимся, мы многое получаем через них в ответ. И это я вижу не только по себе, но и по судьбам многих других людей.

– Расскажите о самых важных темах, затронутых на курсах раннее.
– Рассказать в интервью содержание всех бесед, которые были на курсах, даже кратко упомянуть их – просто невозможно.
В своей беседе директор института академик Николай Малофеев раскрыл, во-первых, на чем базируется интерес ученых-дефектологов к опыту Церкви: есть вопросы, на которые не могут ответить никакие ученые, какими бы титанами в своей области они ни были: «Зачем этому ребенку приходится нести такое?! И как относиться ему к своей тяжелой ноше?» Цель, которая должна, по его мнению, объединить ученых и священников: партнерство во благо этих детей. Он сформулировал три основания, на которых, по его мнению, стоит специальное образование (т.е. образование детей с ограниченными возможностями): христианское милосердие, гражданское право и специальные знания, позволяющие помогать этим детям. Именно в этом порядке. Большая часть его лекции была посвящена постепенному прорастанию в истории христианского милосердия сквозь традиционное языческое отношение к слабым и увечным, как не заслуживающим жизни.



И совершенно удивительным был рассказ Н, Н. Малофеева об истории возникновения специальных школ для тяжело умственно отсталых детей в России. Переломным моментом было чудо внезапного исцеления тяжело больного, умиравшего мальчика Коли Грачева, начавшегося явлением ему Божьей Матери, и совершившегося окончательно после поднесения его к указанной ему Царицей Небесной, иконе. Мальчик в дальнейшем стал иеромонахом, настоятелем храма, построенного по распоряжению Синода в память об этом событии. А его сестра Екатерина Грачева, на которой лежал подвиг ухода за братом, стала «знаменитым советским дефектологом» (как поименована в энциклопедии), а на самом деле – монахиней в миру, заложившей начало работы с умственно отсталыми детьми в стране, привлекая для этого других монахинь.


В свою очередь автор многих книг по детскому аутизму, доктор психологических наук, проф. Ольга Никольская рассказала аудитории о проблемах аутичного ребенка (и взрослого аутиста тоже), о его незащищенности, о подводных камнях, о которые легко разбивается его жизнь. Священникам приходится встречаться с такими детьми, и не всегда они знают, как поступать. Известны случаи (не единичные), когда священник отказывался причащать аутичного ребенка потому, что не правильно понимал его поведение, видел в нем не больного, а не умеющего себя вести. Священник, побывавший на занятии Никольской, никогда не допустит такой ошибки.

После лекции, посвященной проблемам слепых (ее провела Венера Денискина заведующая лабораторией Института по проблемам слепых и слабовидящих детей), настоятель Никольского храма села Лямцево Домодедовского района священник Александр Трушин, сделал при входе в храм лестницу с перилами, а края ступенек выделил ярким цветом, чтобы плохо видящие люди не запинались. В самой церкви он прокрасил яркую дорожку от входа до солеи, чтобы плохо видящие люди могли сами подойти и приложиться к иконе. Но самое главное – по словам о. Александра, произошли изменения в нем самом, и даже в проповедях он стал чаще обращаться к теме милосердия к больным людям.


Ирина Соломатина, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики, в своей лекции рассказала о слепоглухих людях. В частности она указала простой способ общения с таким человеком через начертание букв на его ладони (слепоглухой должен быть, конечно, к этому подготовлен). И вскоре после этого занятия, священник – тот же о.Александр Трушин, имел возможность воспользоваться этим простым методом общения во время принятия исповеди!

Татьяна Зыкова, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением слуха, в своей лекции рассказывала об особенностях психики людей, с детства имеющих глухоту, о трудностях их встраивания в социум слышащих, о трудностях восприятия абстрактных понятий. Доктор педагогических наук, профессор Галина Чиркина говорила о детях, имеющих нарушения в развитии речи и поэтому трудно социализируемых. Но и глухим детям, и имеющим речевые нарушения, можно эффективно помогать, если своевременно организовать эту помощь. Часто именно священник может оказаться тем, к кому мать больного ребенка обратится со своими тревогами. И если он вооружен знаниями, он сможет дать совет. Судьба ребенка кардинально изменится к лучшему. На курсах давались адреса, по которым надо обращаться с теми или иными проблемами.

Во встречных выступлениях священник Владимир Климзо делился своим уникальным опытом создания реабилитационного лагеря для детей-инвалидов в Ярославской области, священник Петр Коломейцев говорил об опыте реабилитации детей с проблемами в развитии через их вовлечение в искусство, в театральное действие. Прот. Андрей Горячев, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья бывшего Симонова монастыря, окормляющий православную общину инвалидов по слуху и зрению, сделал сообщение «Опыт приходской работы со слабослышащими» , говорил об организации богослужения для глухих .
Все лекции были записаны и выложены в Интернете как в видеоформате, так и в аудиоформате.
Завершились курсы прошлого года записью на радио «Радонеж» цикла бесед (более двадцати), в которых ведущие специалисты Института коррекционной педагогики и священники – участники курсов, рассказывают широкой аудитории о проблемах, связанных с детьми с ограниченными возможностями. Беседы с сентября выходят в эфир каждый понедельник между 20.15 и 20.45.
По всем вопросам, связанным с курсами, можно обратиться к Сергею Анатольевичу Сошинскому: kursydeti08@yandex.ru

Беседовала Елена ТЮЛЬКИНА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version