Стать добровольцем гораздо проще, чем кажется. Иногда достаточно написать пару строк в интернете — и все: ты — доброволец. Именно так и случилось с нашим героем. Знакомьтесь: Борис РЫЖОВ — создатель и старейший участник православного народного движения «Курский вокзал — бездомные дети».
Как рождаются народные движения
Борису Григорьевичу 53 года, он родился в Перми. Окончил 8 классов средней школы, один раз даже оставался на второй год. Много путешествовал. Работает инженером. Волонтерскую деятельность от коллег скрывает. Отец взрослого сына |
В 2006 году, 19 января, я шел домой поздно вечером. Мороз был очень сильный, крещенский. В такие морозы в метро много бездомных и беспризорников. Детвору эту я не первый раз в жизни видел, но почему-то в этот раз я решил: надо бы их покормить. Вначале пришла мысль утром взять горячей еды и поехать на Курский вокзал, там их много. А потом решил написать на сайт диакона Андрея Кураева (признан в РФ иноагентом) в форум. Хотел найти в интернете одного-двух сочувствующих, чтобы вместе на вокзал идти. Написал я буквально три строчки, оставил свой телефон и лег спать. Я даже не представлял, что этот мой порыв кончится… созданием народного движения. Наутро мне позвонили. Собралась группа человека четыре. Тогда в основном женщины откликнулись, у нас в движении и сейчас женщин больше. Мы приготовили дома еды, какой-то каши с сосисками, по баночкам разложили. И на метро привезли сумки на вокзал, раздали детям. Все у нас получилось. И радостно так все вышло, с таким подъемом, с вдохновением. Дети не удивились, их на вокзале часто подкармливают, в основном различные сектанты. Поели, сказали «спасибо». А потом стало это дело развиваться, появлялись новые участники, кто-то уходил. Мы провели собрание и выбрали руководителя — Рустама Исламгулова. Так возникла наша организация. Поначалу хотели помогать только детям. Но к нам стали подходить взрослые, и очень много. Мы пытались как-то этого избежать, честно скажу. Но у нас этого не получилось: во-первых, совесть не позволила, во-вторых, это невозможно. Мы решили кормить и взрослых. И одним вокзалом не ограничились: сейчас у нас несколько точек в разных местах, где мы почти каждый день кормим голодных. Люди приходят разные, чаще всего с несложившейся судьбой, у которых по жизни «из рук все падает». Много таких, кого обманули: отняли квартиру, документы. Много работяг, которые приехали на заработок в Москву. Кого-то мы отправляем домой, кому-то оказываем юридическую помощь. «Москва — город жестокий», — так они говорят. Но порой, чтобы спасти человека, достаточно малости — например, дать ему возможность позвонить домой. Среди обращающихся к нам примерно половина приходит со словами: «Украли паспорт — помогите доехать до дому». Такого человека можно посадить на поезд, но… не исключено, что уже через неделю снова встретишь его на вокзале. О многих наших подопечных мы начинаем узнавать правду только года через полтора общения. У них такая психологическая защита — несколько уровней вранья. Почему я не бросил этим заниматься? Отчасти по инерции. В таких случаях это хорошее свойство. А еще — есть такое жестокое средство: представить на месте этого человека своего, ну пусть не сына-дочь, но хотя бы — родственника. Ведь христиане все друг другу — братья.
Обратить в христианство, а не в язычество
Известный всем соцработникам афоризм про рыбу и удочку применим не только к кормлению, но и к окормлению. Мы — православное движение. Разумеется, мы не имеем права на окормление, но в какой-то мере — как-то миссионерствовать должны и можем. Так вот, мы должны не столько давать уже готовый результат чьего бы то ни было духовного труда или подвига, сколько пробудить потребность и способность к такому поиску и труду. Человеку не нужен ответ, если у него нет вопроса. И остается обрядоверие, спекуляция. Я, мол, Боженька, — Тебе, а уж Ты — мне. Мол, что я получу, если уверую? Избежать наказания, выиграть кучу денег в игровом зале, «от пуза» есть, не толстея, меньше работать и слаще жить и тому подобное? Мне кажется, что вере должна предшествовать именно потребность в высшем, некая жажда. Хотя бы минимальное умственное любопытство. Иначе выходит язычество с христианским лицом, а это хуже, чем язычество примитивное. Потому что примитивный язычник еще имеет перспективу стать христианином. Гораздо меньше шансов, мне кажется, у язычника, вооруженного цитатами и через них убежденного в том, что он христианин.
Раздача вещей подопечным. В центре – руководитель движения Рустам (в крещении Рустик) Исламгулов
Собаки, голуби и люди перед Богом
Давно всматриваюсь в симбиоз бездомных людей и собак. Взаимной пользы меж ними — почти никакой. Почему они тянутся друг к другу? Возможно, и те и другие получают и отдают то, что недополучили и недоотдали… А любовь «благополучных» хозяев к холеным мопсам — не тот ли самый симбиоз? Вокзал — жизненное дно, но и тут можно увидеть, узнать этот последний крик любви. Не ищем ли и мы, восполнить какую-то неполноту, кормя голубей, собак и… бездомных? А сами говорим: «Вернуть обществу рабочие руки».
Они, как правило, врут, как дышат. Но надо понимать, что их вранье — это не наше вранье, у них свой, больной, ими же самими изуродованный мир, в котором они отгораживаются от нас враньем как забором… А впрочем, не так ли и мы порой перед Богом?
…Наверное, только вера позволит вынести, смириться с неразрешимой дилеммой — с одной стороны, они безнадежны, но, с другой стороны, мы не можем не пытаться им помогать.
Контакты православного народного движения «Курский вокзал — бездомные дети» Телефоны: 8 (495) 648-58-48, 8 (495) 746-32-09, 8-926-118-01-88, 8-903-251-71-00, 8-905-548-17-48, 8-963-659-92-29.
Сайт: http://www.besprizornie.ru.