Сегодня информацию о помощи ближнему можно разместить в интернете. 100 лет назад роль средств массовой коммуникации выполнял плакат. Пожалуй, самым известным примером плакатного жанра, о котором вы вспомните будет плакат времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет». Вспомнив его, вы легко сформулируете основные требования к плакату. Он должен содержать максимально краткую и доступную информацию, иметь яркий, запоминающийся художественный образ.
Молодой жанр плакатного, графического искусства появился в России на рубеже XIX–XX веков. В начале XX века одним из ведущих стилей в художественном искусстве был стиль модерн. Даже беглым взглядом оглядев плакаты, вы поймете к какому времени они относятся. Шрифт, цветочный орнамент в стиле ар-нуво, сочетания цветов, томные дамы в шляпках с лентами, кавалеры во фраках и цилиндрах. Черно-белое немое кино с неестественными эмоциями – все это признаки эпохи.
Афиша и декорации театральные и кинематографические, книжная иллюстрация, любимые в народе лубочные картинки (что-то вроде современных комиксов) задали направление развития русского плаката и привлекли к его созданию лучших российских художников, некоторые имена не очень известны широкой публике, так как художники оказались в эмиграции после 1917 года.
Изначально плакат выполнял функцию рекламы или анонсов культурных событий, постепенно стал появляется особый вид этого искусства – плакат благотворительный.
Как самостоятельное явление социальный плакат оформляется лишь в период Первой мировой войны.
Один из наиболее значительных плакатов «Всероссийский земский союз помощи больным и раненым…» 1914 года, принадлежит Константину Коровину. Возвышенный, торжественный образ Дмитрия Донского привлекает внимание к тексту, в котором большими буквами выделены слова – жертвуйте раненым. Более мелкими буквами мы можем прочитать, что требовалось собрать для раненых – теплая одежда, носильное платье, белье, обувь, пищевые продукты.
Константин Коровин, как и многие художники воспринял начавшуюся войну близко к сердцу, затянувшиеся военные действия угнетали его «до театров ли теперь, когда разыгрываются события на полях брани огромного мирового значения, между тем в зрительном зале любого театра места свободного не сыщешь. Все это потому, что мы насквозь пропитались театральщиной. Театр играет слишком важную роль в нашей повседневности и отвлекает от более важных общественных вопросов».
Сам Коровин, дождавшись отпуска, отправляется на фронт в качестве художника– наблюдателя, он мечтал собрать батальные сюжеты. Осенью 1916 года он назначается консультантом при штабе Юго-Западного фронта. Его идеи по маскировке войск и боевых позиций оказались очень толковыми, потому были одобрены военным министерством, что отдельно отметили в приказе по армии. После революции Константин Коровин пытался найти свое место в советской России, он продолжал и театральную и художественную деятельность, проходили его персональные выставки, в том числе и в Третьяковской галерее, но в 1923 году он вместе с семьей уехал за границу и в Россию больше не вернулся. Коровина считают одним из первых русских импрессионистов.
В благотворительном плакате наряду с былинными богатырями и славными витязями встречаются и реальные образы – это солдат раненый, увечный, вызывающий сочувствие зрителя или спокойно покуривающий в окопах или читающий книги. Плакаты на темы окопной солдатской жизни испытывали на себе влияние русской народной картинки, где такие сюжеты были чрезвычайно распространены.
Свой отпечаток наложили и приемы книжной графики. Отсюда – многофигурные композиции, обилие бытовых деталей, пейзажные мотивы, разнообразный фон, штриховая манера рисунка, следование натуре в цветовом решении. Заметны эти черты в работе Абрама Архипова «На передовых позициях работает только Красный Крест» 1914 года.
В 1863 году Дюнан основал в Женеве «Комитет пяти», позже преобразованный в Международный Комитет Красного Креста. Через год Комитет организовал конференцию, на которую прибыли представители многих европейских государств. Участники конференции приняли первую Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых в войнах.
В различных странах стали появляться национальные общества Красного Креста. В 1867 году к международному движению присоединилась и Россия: в империи было основано Общество попечения о больных и раненых воинах, которое в 1879 году получило новое название – Российское общество Красного Креста (также РОКК, Красный Крест). В России в момент появления Женевской конвенции уже существовали некоторые благотворительные организации, преследовавшие подобные гуманные цели. В 1896 году Анри Дюнан писал в Российское Общество Красного Креста: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Еe Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной».
Речь шла о деятельности сестeр милосердия Крестовоздвиженской общины во время Крымской войны (1853–1856). Общину основала Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича. Сeстры получили необходимую подготовку и отправились в действующую армию, где приняли участие в лечении и заботе о раненых и больных воинах. Постепенно РОКК стало одной из наиболее известных, влиятельных благотворительных организаций Российской империи.
Художник Абрам Архипов родился в рязанской деревне, мальчиком приехал в Москве и поступил в МУЖВЗ (здесь и далее – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. – Ред.). Его учителями были известные художники Саврасов, Перов, Маковский. Вначале своего творческого пути Архипов писал жанровые сцены из жизни крестьян своей родной деревни, потом, приехав на русский север, проникся невзрачной красотой северных пейзажей, а после 1914 года пишет русских крестьянок в яркой, красочной манере, в разноцветье и буйстве красных цветов. Это уже чистой воды русский импрессионизм, когда чувства художника, его восхищение увиденным превалируют над правдивым изображением унылой действительности. Именно поздние портреты русских крестьянок и принесли Архипову мировую известность, за них дают огромные суммы на крупнейших художественных аукционах. После революции жил в России преподавал живопись, писал жизнерадостные портреты крестьянок, стал членом академии художеств.
Среди благотворительных плакатов военного времени особое место занимает известная работа Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» 1914 год. В канун Первой Мировой Леонид Осипович был уже академиком Петербургской Академии художеств, одним из лучших портретистов и рисовальщиков своего времени. Через некоторое время после начала войны, власти Москвы заказали ему плакат для благотворительного сбора средств в пользу жертв войны.
Историю появления этого плаката художник отразил в своем автобиографическом сборнике «Записи разных лет». «Вчера, 13-го июля 1941 года, по радио сообщили, что СССР и Англия заключили дружественный союз между собою и подписали договор о взаимной военной и всякой другой помощи друг другу против Германии. И вспомнил я, как двадцать семь лет назад, также в конце лета, была объявлена война между Россией и Германией и тоже в союзе с Францией и Англией. Мы проводили лето в деревне, в том самом имении «Молоди», где я писал «Поздравление». Вспоминаю – в день объявления войны с нашего балкона мы видели, как крестьянские телеги одна за другой проезжали мимо усадьбы к мобилизационному пункту… Жуткая картина…
Через несколько дней ко мне из Москвы явился делегированный Московским муниципалитетом молодой фон Мекк и передал «просьбу города Москвы» нарисовать плакат для благотворительного сбора пожертвований в пользу жертв войны. Я дал слово, что сделаю. Чтобы не было в плакате «отсебятины», я просил прислать мне солдата в полной походной тогдашней амуниции, дабы иметь натуру и по ней проверить эскиз. Я решил выполнить плакат способом автолитографии: на литографском камне я сам нарисовал весь плакат; с него печатали так, что каждый экземпляр являлся как бы «оригиналом». Лучшего способа нет, если нужно отпечатать неограниченное количество экземпляров. Плакат, рисованный мной на литографском камне большого размера, изображал в немногих красках раненого. солдата, с белой повязкой на голове, который прислонился к стене и вот-вот упадет… Я никогда и представить себе не мог того успеха, который выпал на долю этого плаката, когда он был расклеен по всей Москве в день сбора пожертвований. Толпы стояли перед ним, бабы плакали… Сбором занимались известные артисты театров с Собиновым во главе, продавали за большие деньги открытки, отпечатанные солдатом».
Леонид Осипович выехал на лечение в Германию в 1921 году, с женой и дочерями. Умер в Оксфорде в 1945 году.
Вторгшаяся в жизнь России Первая мировая война принесла значительные бедствия. Страна столкнулась с проблемой беженцев, искалеченных, детей-сирот. Заботу о жертвах войны все больше брало на себя гражданское общество. Для сбора пожертвований организовывались благотворительные вечера, представления, праздники, лотереи, базары, проводились выставки и концерты, оформлялись подписные листы, разрешались кружечные сборы в храмах. В преддверии новогодних праздников устраивались кукольные базары. Но, если до войны базары собирали средства на родильные приюты, то зимой 1914–1915 годов плакаты призывали горожан жертвовать на подарки детям фронтовиков.
Была еще одна значительная группа плакатов, обозначавшая проблемы детей в военное время. Это были дети военных, сироты, просто дети из бедных семей. Интересен плакат Браиловского «Куклы в пользу детей, сирот воинов». Перед нами кукольный театр, любимое детское развлечение. Занавес, пестрый задник и неизменные участники представления – Пьеро и Арлекин. Текст обрамлен игрушечными персонажами. Здесь и матрешка, мишка, обезьянка, персонажи комедии дель арте и фигурки солдата и сестры милосердия (примета военного времени!). О кукольном театре напоминают не только сами игрушки, но и фестончатый занавес по верху, и полосатый задник. Однако актерам кукольного театра невесело, они словно печалятся о судьбе детей-сирот. Подпись призывает: «Спешите принять участие в устройстве Рождественской продажи кукол и игрушек в пользу детей воинов». Игрушки словно печалятся и просят зрителя помочь развеселить детей и устроить им рождественский праздник.
Благотворительная выставка расположилась в здании Кустарного музея «В начале декабря открывается выставка распродажа кукол, в изготовлении кукол участвовала вся артистическая Москва. Имеются именные куклы всех московских театров, художников6композиторов ряда известны лиц. Весь сбор со входа на выставку и продажи кукол поступит в пользу осиротевших детей воинов». Сам художник, не прекращая педагогической деятельности (МУЖВЗ, Строгановское училище) и активного сотрудничества с Малым театром в Москве, большую часть времени проводил в Крыму. Там же встретил и 1917 год. В Москву Браиловские не вернулись: они покинули Россию на судне вместе с офицерами Врангеля. При себе у них было пять долларов и никаких вещей. На родине творчество Браиловского было забыто на долгие годы.
Такой же художественный прием использовал неизвестный художник, а плакате 1915 года «Помните, как вы были детьми!» Елочная ветка с единственной игрушкой и горящая свеча – лаконичная и трогательная просьба украсить деревце.
Плакат «Русской армии – артисты Москвы» выпущен в начале 1915 года. В нижней части плаката расположен актуальный текст: «С 18 января мы начинаем сбор табаку для нашей доблестной армии. За пожертвованиями будем приезжать на квартиры. Кроме того, на масленице для усиления сбора мы устроим разнообразные концерты. Посетите их! Москвичи, откликнитесь на наш призыв! Артисты Москвы».
В верхней части изображена античная маска трагедии в окружении арматуры (военных трофеев), перевитой лентой.
Этот благотворительный плакат создан талантливым художником эпохи модерна Николаем Андреевым, имя которого хорошо известно старшему поколению нашей страны по портрету Ленина, изображенному на партийных билетах. Однако скульптор и график Н.А. Андреев (1873–1932) был до революции и педагогом Строгановского училища, и театральным художником.
Увлечение театром и работа в нем сказались на решении плаката. Дело в том, что Андреев в это время работал над портретами артистов Московского художественного театра, в частности, над декоративной маской-портретом ведущей актрисы театра М.Н. Германовой. Майоликовая маска с чертами Германовой и стала прообразом маски трагедии в плакате.
Сбор самих пожертвований осуществлялся «Союзом артистов Москвы – русской армии и жертвам войны» следующим образом. Участники сбора на подводах, оснащенных флагом и трубой (трубили, чтобы привлечь к себе внимание), объезжали районы города.
Останавливаясь у каждого дома, артисты обходили квартиры и торговые помещения. Москвичи жертвовали табак, папиросы, сахар, мыло, деньги. От сбора было получено 87 тысяч рублей деньгами, 13 тысяч фунтов табака, 4 тысячи коробок спичек, 1,5 тысячи папирос… В феврале Союз организовал сбор средств на покупку белья, обуви и мыла к празднику Пасхи.
Благотворительный концерт «Артисты Москвы – русской армии и жертвам войны» был устроен в ноябре 1915 года в здании цирка братьев Никитиных в Москве. В нем принимали участие М. Ермолова, И. Москвин, М. Андреева, В. Качалов. Также союзом был издан небольшой благотворительный альбом автографов артистов театров, среди которых были настоящие звeзды своего времени: балерины Большого театра А. Балашова и Е. Гельцер, солист М. Мордкин, художник А. Бенуа, балетмейстер А. Горский, М. Ермолова, Ф. Комиссаржевский, И. Москвин, К. Станиславский. Помещались в альбоме и коллективные напутствия от артистов, оркестрантов и многих других.
Плакат, который дал свое название выставке нарисован художником Георгием Пашковым для Московского совета детских приютов. На плакате мы видим сказочную Жар-птицу с призывом купите подснежник. Георгий Пашков происходил из семьи иконописцев, работал как художник декоратор и использовал в этом плакате фольклорные мотивы, чтобы привлечь внимание зрителя к проблеме и сбору средств для московских детских приютов.
Еще один художник импрессионист Сергей Виноградов автор плакатов 1915 года «Москва русским воинам в плену» и «На помощь жертвам войны».
Плакат «На помощь жертва войны» повторяет композицию его довоенной картины «С борзыми едут», изменилась левая часть изображения. На картине в левой части всадник с борзыми собаками, а на плакате композиция меняется на месте всадника изображен деревенский дом и раненый солдат, вокруг него собрались односельчане и слушают его рассказы о войне. На втором плакате, призывающем помогать пленным солдатам, на перднем плане стоит погруженная в грустные думы женщина в русском костюме на фоне московского Кремля.
Тема военного плена в Первой мировой войне особенно остра. Около 8 миллионов человек в ходе войны стали военнопленными, русских военнопленных было 1,5 миллиона солдат и офицеров провели в германском плену от нескольких месяцев до 8 лет, пленные возвращались в Россию вплоть до 1922 года. В Германии русские военнопленные страдали от голода, положение ухудшалось к 1917 году, но действия Красного Креста и международных организаций позволили избежать большой смертности.
Представители Красного Креста контролировали соблюдение решений Гаагской конференции 1907 г. о содержании военнопленных, добивались посещения лагерей, организовывали переписку военнопленных с родственниками и получение ими посылок. Деятельность МККК в годы войны получила международное признание и в 1917 г. была отмечена Нобелевской премией мира.
Большая часть пленных была задействована на принудительных работах, рабочий день доходил до 20 часов в день. Иногда это были совершенно бессмысленные действия, призванные истощать силы пленных. В таких условиях случались массовые побеги, более 200 тысяч человек бежали из германских и австро-венгерских лагерей, например, такой побег совершил будущий маршал Тухачевский.
Сергей Виноградов был одним из инициаторов основания и проведения выставки работ общества «36 художников» в 1901 году, участвовал в основании «Союза русских художников» в декабре 1903 года. Виноградов, который вышел из Товарищества передвижников, был избран в комитет Союза. Виноградов обладал безукоризненным вкусом и пользовался репутацией знатока и ценителя французской живописи. В 1902 году в Париже Виноградов консультировал Михаила Морозова.
После 1917 года Виноградов пытался встроиться в новую действительность и даже принимал участие в оформлении московского Кремля к первой годовщине революции. Однако, конструктивизм и другие авангардные течения он не принял, а выставки реалистической живописи в Москве больше не проводились. Чтобы помочь бедствующим художникам, Виноградов взялся за организацию выставки русского искусства в США. В декабре 1923 года картины отправили морем в Нью-Йорк. Больше тысячи работ, почти сто авторов. Выставка привлекла большое количество посетителей, но продалась лишь десятая часть работ. В СССР Виноградов не вернулся. Во время подготовки выставки, оказался проездом в Риге и решил поселиться в Латвии.
В Латвии художник быстро добился признания и уважения. Он печатал воспоминания о встречах с деятелями российской культуры: от Толстого и Шаляпина до Поленова и Левитана. Проводил персональные выставки и выставки своих учеников. Умер в Риге 5 февраля 1938 года от воспаления легких. Похоронен на Покровском кладбище в Риге.
Плакат 1916 года рассказывает о благотворительных столовых открытых под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Обращает на себя внимание обыденность происходящего на плакате. Небольшая комната, стол. За столом мать с детьми, раненый солдат, старик, семья с детьми. На заднем плане видим приходящих и уходящих людей, кто-то беседует с работником столовой, интересно, что несколько человек разглядывают плакат на стене, видимо там важная информация, кажется, что художник изобразил свой собственный плакат, композиция в целом похожа. Таким образом, рядовая повседневная история показывает зрителю картину общественных изменений и призывает откликнуться на эти проблемы. Автор плаката художник Г. Алексеев. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Автор одного из первых бюстов Ленина (1919), установленного в ряде советских городов, и первой статуи Ленина «Призывающий вождь».
Плакаты стали для нас страницами летописи, в них, как в зеркале, отражается эпоха, становится ближе и понятней. Кроме исторических событий в этом зеркале времени мы видим и себя, поэтому так важно знать свою историю и поддерживать традиции.