Православный портал о благотворительности

Кукольный театр, игуменский кофе и листки с предсказаниями: зачем ходить в приходские кофейни?

В России появился новый тренд – кофейни при храмах и монастырях. Многие из них стали настоящими точками притяжения даже для неверующих горожан. Рассказываем все, что мы узнали о приходских кофейнях

В кафе «Остров Пасхи». Фото: Евгений Самарин

Старые добрые трапезные, конечно, тоже никуда не пропали, но латте на кокосовом молоке  и миндальные круассаны потихоньку становятся частью христианского мира. Но, похоже, дело совсем не в кофе, поскольку в этих кофейнях можно не только перекусить, но и насладиться тишиной в красивых интерьерах, посмотреть и обсудить культовый фильм Бунюэля, послушать лекцию о двунадесятом празднике и купить толстовку с православной символикой.

Хотелось показать, что Церковь – стильная и красивая

В кофейне «Остров Пасхи» посетителей удивляют авторские напитки: черный кофе с красной смородиной, сливовый матча-тоник и латте с тимьяном и кунжутным маслом. Фото: Евгений Самарин

Почти у каждой церковной кофейни есть своя изюминка.

Один из первых проектов – кофейня  Zvon – удивил москвичей, причем не только верующую публику. Кофейня  располагалась внутри настоящей старинной колокольни, представляете? Это колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, построенная в конце XVIII века. Пока ломались копья, можно ли кормить людей в колокольне, крошечная кофейня за короткое время стала любимым местом многих москвичей благодаря вкуснейшему кофе и приятной обстановке. Кафе не просуществовало долго, но вслед за ним появились и другие.

Кофейню на территории Высоко–Петровского монастыря открыла выпускница Российского православного университета Зоя Некрасова. «Петровская кофейня» расположена внутри монастырской стены. Проход сквозной: зайти сюда можно как с оживленной улицы, так и со стороны монастыря. Уставший паломник и модница–москвичка могут оказаться за соседними столиками, пить игуменский кофе, в составе которого эспрессо, какао на молоке и ванильный сахар, и листать свежие православные журналы.

Здесь радует глаз винтажная деревянная мебель, резные столики, подсвечники, старинные часы и в целом величественная обстановка – кафе расположено в Нарышкинских палатах, построенных в XVII веке. Но и розетка, чтобы зарядить смартфон, легко найдется. 

Концептуальное кафе «Изразцы» на территории Андронникова монастыря больше всего напоминает большую келью или настоящую монастырскую трапезную: побеленная кирпичная кладка, длинные деревянные столы и скамейки.

Есть витрина со старинными изразцами. Обстановка атмосферная – икона с рушником в красном углу, тяжелые железные кольца вместо дверных ручек, сводчатый низкий потолок.

Еще более удивителен интерьер кафе «Остров Пасхи» при храме Воскресения Словущего в Барашах.

– Есть стереотип, что при церквях все всегда должно быть очень простенько и очень скромненько – какие-то трапезные, пирожки, – говорит Евдокия Крылова, управляющая кофейней «Остров Пасхи». –  А мы хотели этот шаблон разорвать, показать, что и при храмах могут быть современные пространства. Хотелось показать молодежи, что Церковь – стильная, красивая, открытая для всех.

Да, никаких шаблонов тут действительно нет. Кофейня «Остров Пасхи» отличается от всех невероятной концепцией помещения. В кафе три зала. Первый, в стиле катакомб, где собирались первые христиане, и который может напомнить о полумраке Гефсиманского сада. Второй зал, который называется «Зал жен-мироносиц», – уютный, спокойный.

– Тишина и ожидание Христа, – объясняет задумку Евдокия Крылова. –  Оба они выходят в главный зал, посвященный Воскресению Христову. Заканчивается все Пасхой, ярко и радостно.

Присесть за столик – и наговориться всласть

По словам экспертов, проекты кафе при храмах благотворно влияют на имидж Церкви. Фото: Евгений Самарин

Но зачем вообще нужны такого рода заведения, даже если они и такие невероятные? Почему бы не посидеть в обычной кофейне? Ведь, строго говоря, православного кофе не бывает…

Тут дело вот в чем. На службе разговаривать нельзя, мы это все знаем. «Разговаривающим в храме посылаются скорби» – это грозное высказывание преподобного Амвросия Оптинского можно встретить на стенах многих храмов. Так и есть. Но что делать, если вокруг столько знакомых и уже родных лиц, но закончится литургия – и вы разбежитесь на целую неделю по мирским делам?

Ведь так здорово, когда можно заказать чайник ароматного напитка, с мятой или облепихой, присесть за столик – и наговориться всласть. А если есть какой вопрос к батюшке – и его пригласить, ведь тому же подростку или пока невоцерковленному взрослому в такой обстановке будет проще не чувствовать себя чужаком, да и беседа не будет казаться такой уж назидательной.

– Мне кажется, очень хорошо, когда у прихожан есть место, где они могут пообщаться после службы. Все-таки трапеза естественным образом является продолжением литургии, – считает протоиерей Федор Бородин. – В книге Деяний апостольских говорится о первых христианах. Они  ежедневно пребывали в общении, в преломлении хлеба. У нас это происходит во время литургии. Мы изучаем учение Христа в разных приходских форматах. Но где у нас общение?

Если мы вспомним древние патерики, рассказывающие о святых подвижниках, аскетах, мы увидим, что даже анахореты, живущие в пустыне, в отдельных кельях, по возможности приходили в монастырь в субботу к вечеру, молились на всенощном бдении, с утра причащались Тела и Крови Христовых на литургии, а потом оставались на  трапезу.

Братья друг друга видели, обсуждали что-то для себя важное – потому что Церковь живет и общением тоже. Когда человек считает, что можно прийти в храм, поисповедоваться, причаститься и уйти – это скорее похоже на традиции советского времени, когда было запрещено и опасно ходить в церковь. Но сегодня, слава Богу, совсем другая ситуация. И второй важный момент – выручка идет на ремонт и содержание храма.

Обед для постящегося

Открытая общинная трапеза за пожертвования в храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке: сделано с любовью. Фото: Павел Смертин

Одними разговорами сыт не будешь, поэтому важный вопрос – это меню таких точек питания. Современный ритм жизни почти немыслим без ланчей в городе и перекусов на бегу, но постное меню по адекватным ценам найти всегда непросто. Приходские и монастырские кофейни могли бы помочь постящимся, ведь именно по соседству с храмом есть надежда получить относительно недорогое постное горячее блюдо или сытный салат, а в маленькой кофейне выбрать пирожок с начинкой на свой вкус.

Для тех, кто держит пост, всегда  есть отдельные позиции в меню в кафе «Изразцы».

В кафе «Несвятые святые» на территории Сретенского монастыря есть постное меню, включающее первые блюда, горячее и десерты. В Великий пост ожидаются недорогие комплексные обеды полностью из постных блюд.

В кафе «Иона» при храме  Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, несмотря на скорее светскую атмосферу, постные блюда всегда помечены на витрине – долго мучиться выбором не придется. В любой день кофе могут сварить на обычном или любом альтернативном молоке.

Можно найти постные блюда и в «Архондарике».

Архондариком в греческих монастырях называется место, где встречают уставших путников, угощают их кофе, вином и лукумом. Вот и при храме Святых бессеребренников Космы и Дамиана на Маросейке появился такой дворик – где можно выпить согревающего чаю, купить выпечку, греческие сладости, вкусные оливки.

Условия скромные – навес и три столика. Но меню очень приятное, и в нем много постных позиций. А пирожки по традиционным греческим рецептам пекут этнические гречанки, вышедшие замуж за русских и живущие в Москве. Цены вполне милосердные – большой стакан кофе стоит меньше 200 рублей. Я взяла маленький цикориевый латте за 90 рублей, печенье «Курабьедес» за 90.

Осталась довольна.

Не только про еду

В кафе «ANTIПA»: выпить вкусный кофе – это хорошо, а послушать лекцию об истории района, в котором находится храм священномученика Антипы Пергамского, – еще лучше. Фото: Павел Смертин

Интересно, что приходские кофейни – это не только про еду. Как говорится, не латте единым.

Кафе-трапезная  «ANTIПA» в Колымажном переулке давно стало местом притяжения верующей молодежи. Не пугают их даже высокие цены в меню (моя скромная по размерам бриошь стоила почти 600 рублей) и  дорогой мерч (толстовки, футболки и шоперы с символикой храма по космическим ценам). Впрочем, молодежь  охотно покупает мерч: все эти вещи помогают не только нести православие в массы, но и выделяться среди толпы.

Дизайн разработан самими прихожанами. Да, это целый бренд, который объединяет кафе, модный маркет, лекторий и даже газету.

В кафе приятная обстановка: белоснежные стены, арочные окна, минималистичный интерьер. Вечером перед очередным мероприятием столы сдвигаются – и мозаичные элементы на них объединяются в единое целое.

– Я в этом храме с рождения. Я не пришел, меня на руках принесли, – рассказывает Антип Щенников, управляющий кафе «ANTIПA». – Когда я родился, этот храм передали Русской Православной Церкви. Родители (отец впоследствии стал настоятелем) решили вот так символически меня назвать. В чем отличие «ANTIПA» от других православных кафе? Мы, наверное, все-таки были одними из первых. Отчасти задали тренд. Но я не про то, что мы, мол, выбрали путь, а другие за нами повторяют! Просто совпали обстоятельства, и все получилось.

У кафе «ANTIПA» получилось и организовать разнообразную жизнь вокруг кафе. В самое ближайшее время всем желающим предлагается посетить фортепианные концерты, присоединиться к просмотру и обсуждению фильма (к которому можно заказать чай и калач с маслом), прослушать лекцию о Сретении, посмотреть кукольный спектакль о Рождестве, примкнуть к мастер-классу по мозаике и насладиться электронной музыкой в исполнении управляющего кофейней.

Чтобы посетители не путали кафе и сакральную территорию, организаторы попытались все пространства разграничить: на дверях храма, например, висит листок с просьбой со стаканчиками не входить.

Есть интересные активности и в «Острове Пасхи».

В кофейне «Остров Пасхи» три небольших зала. По задумке создателей они раскрывают с разных сторон смысл Воскресения Христова. Зал в стиле катакомб. Фото: Евгений Самарин

– У нас можно забронировать зал для проведения мастер-класса, книжного или киноклуба, – говорит управляющая кофейней Евдокия Крылова. –  Часто обращаются прихожане московских храмов или такие проекты, как «Orthodox House», «Фавор», «Никея». Записывают у нас подкасты, проводят библейские завтраки, играют в игры.

Кафе, названное в честь известной книги «Несвятые святые»  и, по сути, являющееся если не ее музеем, то логичным продолжением, – это настоящий островок тишины и спокойного отдыха. Кругом – неоновое море Лубянки, отовсюду звучит музыка – а здесь, в полуподвальном помещении одного из зданий Сретенского монастыря, легко спрятаться от суеты. В залах уютно, стильно и много винтажных мелочей вроде виниловых пластинок.  

Фотографии на стенах в красивых рамках – это отсылка к книге митрополита Тихона (Шевкунова), но какой интересный ход! Святые смотрят на нас с фотографий, а не с икон. Будто напоминание, что последняя глава книги еще не написана – и новые святые ходят среди нас. Живые, вполне обычные на вид. Тоже, может, чай с пирожными пьют.

По воскресеньям в «Несвятых святых» бывают пастырские встречи со священником (нужно узнавать заранее). 

В «Петровской кофейне» популярны лавандовый раф и цитрус-кофе. Но особенно хвалят игуменский кофе. Фото: Евгений Самарин

Мой любимый меренговый рулет  здесь  особенно прекрасен. И всего 170 рублей за порцию! Примерно столько же стоят и другие пирожные – точнее, кусочки тортиков, по-домашнему вкусных.

Еще я заказала большую кружку Печорского клюквенного чая. Огромные ягоды смотрелись очень  аппетитно в прозрачной кружке. 

К напитку  прилагался сюрприз –  модная записка с  «предсказанием» от старцев.  Говорят, посетителю всякий раз попадается именно та цитата, которая необходима человеку в данный момент.

Посмотрим!

 «Дар Божий – чудесная свобода человеческая – всегда ставит нас перед выбором: через все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца.

Особенно ценно перед Богом не только покаяние словом и осознание греха, но покаяние делом – потерпеть скорби за прошлые свои беззакония».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Прямо в точку! Спасибо!

Осторожно: книги!

Кофейня «ANTIПA» со всеми активностями появилась благодаря настоятелю храма Андрею Щенникову, бывшему актеру Мастерской Петра Фоменко. Фото: Павел Смертин

Буккросинг – давно известное и многими любимое движение, своего рода круговорот книг. Люди оставляют прочитанные книги в общественных местах, специально оборудованных, чтобы другие тоже могли с ними познакомиться. И ищут что-то новенькое для себя.

Кафе при храме – отличное место, чтобы открыть для себя мир православной литературы, впервые почитать Евангелие или полистать современные издания.

В «Перезвоне» (так после ребрендинга называется кофейня Zvon, которую создавала команда Евдокии Крыловой) много полок с книгами, их можно читать, пока отдыхаете в кофейне. Бариста пояснила, что это не буккросинг, ничего нельзя уносить, даже если положишь взамен книжку из своей сумочки.

Что ж, сегодня культурный отдых!

Я принялась изучать содержимое полок – и была неприятно удивлена, натолкнувшись среди житий святых, книг по азам православия и пасхальных историй на издание из серии «Трансерфинг реальности».

Потом, уже изучая фото в своем смартфоне, натолкнулась еще на некую «книгу-медитацию» в жизнерадостной обложке. Вряд ли дело в злом умысле, но стало грустно – получается, даже под сенью старинного храма уже не укрыться от эзотерики, давно ставшей частью поп-культуры.

Рядом с кафе «Иона» тоже есть буккросинг с православной литературой. Уносить книги, ничего не кладя взамен, не благословляется, но есть выход – книгу можно взять с собой в кафе, полистать  там в спокойной обстановке, а потом вернуть на место. Сотрудники храма внимательно просматривают все томики, чтобы посетителю в руки попадали только полезные книги. Здесь всегда можно найти молитвослов, есть и художественная литература.

В кафе «Несвятые святые» можно полистать одноименную книгу митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) или другие книги из радостной «зеленой» серии монастырского издательства.

Дать  красивую дорогу к Церкви

Кафе «ANTIПA» одинаково популярно среди православных прихожан и среди невоцерковленной московской публики. Фото: Павел Смертин

Каждый из этих, гастрономических на первый взгляд, проектов – прежде всего миссия во внешнюю среду. Ни в одном таком  кафе не делят людей на верующих и неверующих и рады любому посетителю.

– Неважно, насколько ты верующий человек, – мы спокойно и по-доброму расскажем и о себе, и о нашей вере, о Боге, –  приглашает всех желающих к разговору Евдокия Крылова из «Острова Пасхи».

Если у посетителя возник вопрос к батюшке, бариста подскажет, что делать.

– Может ли человек, пришедший просто выпить кофе, зайти в храм, поговорить со священником? Конечно, – уверен Антип Щенников. – Часто бывает, что люди приходят в кафе один раз, второй, третий. И  тут они слышат: тут вообще-то храм есть. Здесь? Рядом? Так люди заходят в храм, задают вопросы. И иногда остаются в Церкви. Такие случаи у нас тоже были.

Так же считает протоиерей Федор Бородин.

– Кофейня, даже такая маленькая, как наш «Архондарик», это прежде всего миссионерский проект, – рассуждает протоиерей Федор Бородин. – Ведь благодаря нашему дворику на территорию храма заходят люди, которые никогда здесь не были.  Начинают задавать вопросы, слышат трансляцию богослужения, заглядывают в храм. Так бариста становится практически миссионером – ведь он может предложить зайти в храм, помолиться. И бывает, что дорога в храм для человека начинается со вкусного пирожка, с добрых глаз продавщицы, с душевного разговора.

Кроме того, в Москве много кофеманов. И плохой кофе для них – это как сигнал «стоп». А хороший, вкусный – приглашение к знакомству. Мы рады соответствовать. У нас отличный кофе. Вы попробовали?

«ANTIПA» – именно то кафе, где одинаково комфортно и прихожанам, и «светским» людям. Антип Щенников  говорит, что идея у них была простая:

– Мы хотели, чтобы люди чаще приходили в храмы. Ведь человек чувствует зов к Церкви, к Богу, но может этого даже не осознавать. Но его ждут! Мы подумали, что можем хотя бы дать человеку какую-то красивую дорогу к Церкви. Понятное для городского жителя место – это кофейня. Чтобы все было привычно, чтобы не было испуга.

Управляющий кафе «ANTIПA» Антип Щенников: «У нас нет прямой цели приводить людей к Богу, но посетители могут запомнить христианское отношение к себе. И захотят познакомиться с этим миром поближе». Фото: Павел Смертин.

В кафе «ANTIПA» проникаешься мыслью, что даже богемной молодежи, девочкам с синими волосами и мальчикам с татуировками, есть место в Церкви – такой же вечно молодой, живой и преисполненной радости.

– Упора на молодежь изначально не задумывалось, – замечает управляющий. – Просто, видимо, была дыра в этом вопросе. Мы прочувствовали и сделали. Мы хотели как–то сразу показать, что мы все на одной волне, мы вас всех ждем.

Не только мы занимаемся развитием молодежи, конечно, сейчас таков общий церковный посыл. Все пытаются молодежи привить религиозные ценности. Но у нас в умах не было специальных манипуляций: так, настраиваемся на молодежь. То есть у нас нет прямой цели приводить людей к Богу – но посетители могут запомнить христианское отношение к себе. И захотят познакомиться с этим миром поближе. Это ли не здорово?

Евдокия Крылова, которая открывала и кофейню «Иона» при храме  новомучеников и исповедников Российских в Строгине, говорит, что оно изначально задумывалось как тихая пристань, место, где человек может спрятаться от городского шума и побыть в спокойствии и тишине.

– Но получилось наоборот – очень людно и довольно шумно, ведь кафе находится в проходном месте, постоянно какие-то компании заходят. Кто-то ворчит: слишком ярко, слишком шумно, должно быть скромнее, и музыки не должно быть. А другие хвалят, благодарят, особенно видя, сколько к нам приходит молодежи.

У кафе «Иона» очень интересная специализация. Молодые люди любят его… за возможность сделать отличное селфи, поскольку в помещении очень гармонично выстроен свет.

Однажды я увидела в ленте фото известной молодой писательницы – и сразу поняла, где оно сделано, ведь только здесь в солнечную погоду лучи заполняют и расцвечивают пространство так, что изначально холодные цвета превращаются в нежную пастель.

Требований к религиозности сотрудников нет

В кафе «Остров Пасхи» варят кофе обычные бариста. Фото: Евгений Самарин

Управляющие церковными кофейнями говорят, что цели приводить людей к Богу у них нет. Но они понимают, что посетители могут запомнить христианское отношение к себе и захотят познакомиться с этим миром поближе. А они и не против.

Впрочем, несмотря на это, управляющие не собираются отбирать персонал, исходя из стажа церковности или знания Закона Божия.

– Изначальных требований к религиозности сотрудников у нас нет, просто берем профессионалов, – формулирует общую точку зрения Антип Щенников. –  Мы хотим, чтобы у нас все было на высшем уровне, чтобы мы не разочаровывали, не расстраивали гостей, которые привыкли к хорошему уровню сервиса, вкуса и всего прочего.

Но нет ничего радостнее для меня, когда кто-то из ребят, поработав какое-то время в кафе, подходит, задает духовные вопросы, приходит на службу, крестится, причащается. Я крестный отец одного из своих сотрудников. Могу сказать, что у меня почти все работники кофейни стали прихожанами нашего храма. Все заходят, все молятся. Недавно двое сотрудников «ANTIПA» обвенчались, а ведь пришли когда-то два нерелигиозных человека! Это очень радостно.

Мы же община!

Когда литургия завершилась, откуда ни возьмись, прямо в храме появились столики и скамейки, угощение, вкусно запахло кофе. Фото: Павел Смертин

Возможно, вы так и не прониклись идеей православных кафе – мол, где Церковь, а где эклеры с трехзначной цифрой на ценнике. Но мы, кажется, обнаружили  новый тренд!

…В московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке заканчивалась воскресная служба. Уже пропели 33-й псалом, настоятель сказал проповедь, присутствующие приложились к кресту, причастники прочитали благодарственные молитвы.

Но народ не расходился. И  когда литургия завершилась, откуда ни возьмись появились столики и скамейки, разные угощения, вкусно запахло кофе. Да, прямо в храме. Трапезная-то  внизу есть, там супчик можно поесть, что-то еще, но не все прихожане там помещаются. Отдельного здания у прихода нет. А хотелось продлить радость литургии. Вот как раньше, в древности.

Так появилась идея каждое воскресенье организовывать импровизированную кофейню прямо в храме.

Есть у нее и название – «Евхаристос» – благодарение с греческого.
Спрашиваю, кто автор идеи. Говорят – все.

– Храм – это про службу, про литургию, – говорит Павел. – Но это еще и пространство для общения. Мы же община!
Замысел активных прихожан оценил весь храм, и с радостью поддержал настоятель.

«Евхаристос» – это значит «благодарение». Фото: Павел Смертин

Важная часть этого проекта – кофемашины. Капсульный кофе дает возможность быстро напоить большое количество человек. Ароматно, вкусно, быстро. А еще очень кстати, если встал спозаранку, отстоял службу и до дома еще далеко!

Меня предупреждают, что люди, отважившиеся организовать подобную кофейню в своем храме, должны понимать, что аппарат может внезапно сломаться, поставив под угрозу успех мероприятия.

– И что делать?

– Маму звать.

– Чью?

«Мамой кофемашин» называют прихожанку Наталью – она умеет ловко и быстро найти и починить любую неисправность. Но вообще четких «должностей» в этой импровизированной кофейне нет. Каждый может встать «за прилавок» и заваривать чай, раскладывать еду по тарелкам или убирать мусор. Ценников здесь нет, только пожертвования, объем которых каждый выбирает самостоятельно. Все идет на храм.

Открытая общинная трапеза за пожертвования в храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке: все радуются и не хотят расходиться. Фото: Павел Смертин

Павел и Наталья рассказали, что для первой трапезы закупили готовые закуски в супермаркете. Но к ним почти никто не притронулся. Попробовали принести домашнюю еду. И  это всем понравилось. Это открытие и легло в основу «концепции».

Каждый приносит на общий стол что хочет. В итоге выбор получается не хуже, чем в обычном кафе. Румяные пирожки, сырники, бутерброды и конфеты – все разлетается часа за полтора. Остатки с радостью заберут бабушки, поделятся прихожане и с бездомными.

А люди все не расходились, улыбались, беседовали о том о сем.

Я смотрела на прихожан и все думала: зачем им такие сложности? Приготовить еды, привезти, поставить столы, накрыть, кофемашины, тарелки, стаканы, сахар, ничего не забыть, убрать, помыть, вынести мусор… А через неделю все сначала… Столько суеты! Какой в этом смысл? И почему, кстати, они такие радостные?  

Присмотрелась и поняла, почему это отличная идея. Не в кофе, конечно, дело. И не в пирожках, даже если ты проголодался. Просто главный ингредиент всех блюд в этой кофейне – это любовь. И это здорово.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version