Расскажу, что я для себя поняла про ад и рай и про Страшный суд. Масленица – это весело и вкусно, но в церковном календаре это время называется Неделей о Страшном суде.
Почему он Страшный и в чем будет суд? Для меня самое страшное в этом суде то, что время кончится, больше не будет возможности что-то поправить, передумать, переделать, переговорить, попросить и изменить.
Начать жить по-другому, с понедельника, – уже нет возможности, нет понедельника.
Кто нас судит? Справедливость? Не приведи Господь! Если по справедливости, то мы пропали! А судить нас будет Бог. Тот Бог, кто отдал за нас жизнь на кресте! Тот, кто нас задумал и дал родителям. Тот, кто есть Любовь! А как судит любовь? А так, что любовь «долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».
Казалось бы, ну вот и прекрасно! Мы все будем в раю. Но почему-то нет этой уверенности. Знаете почему?
А хотим ли мы этой любви? Хотим ли мы всегда, вечно в ней пребывать? И тут, я считаю, нужно честно себя спросить, и этот вопрос будет главным в понимании «куда я попаду: в ад или рай?» Вопрос этот звучит так: хочу ли я быть с Богом? Вечно. Всегда!
«Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал нам Господь в Евангелии. И любой верующий человек знает, что это так. Знает Бога и видит, как Господь посещает его душу. Это ни с чем не сравнимое мирное и светлое состояние, которого ждешь как самое дорогое на свете. Но как часто мы, испытавшие таинство общения с Богом, теряем все и живем, как не знающие этой благодати. Как часто мы говорим Богу: «подожди, я занят другим, я устал, я сам справлюсь, я не хочу». И Господь отходит, и ждет, и стоит при дверях души, ожидая когда отворят, когда позовут.
Что же получается. Мы не очень-то хотим быть с Богом? Всегда и навсегда? Почему же мы, зная, что Царствие Божие уже в нас, не ищем его, не строим в нем свой дом? Почему, зная все пути к Богу, не очень-то и хотим ими ходить?
Какие это пути? Где встретить Бога? Его можно встретить в молитве, в полноте своей Он – в церковных таинствах. Можно Его узнать в доброй беседе с людьми, которых мы любим, в детской радости. В чтении мыслей прекрасных людей, которые Его знали. В музыке композиторов, которые Его искали и для Него писали. В красоте природы мы можем увидеть Его безграничную фантазию. В науке – можем восхититься Его недостигаемой мудростью. В добрых делах можно почувствовать Его незримое присутствие. В беде и горе – Его сострадание и помощь.
Но как часто мы говорим Ему «отойди» и занимаемся своими делами. Сами предпочитаем решать свои проблемы. Сами знаем, как мы хотим жить, какие чувства испытывать, о чем с кем говорить и как проводить время.
Вот тут и выходит страшный ответ: мы не хотим быть с Богом навсегда. Мы сходим на литургию или позовем Его, когда нам нужно будет, когда что-то случится не то. А потом опять забудем.
А ведь Царствие Небесное, рай – это же Вечная литургия! Не полтора часа, а вечная! Вечная молитва! А ведь если мы этого не хотим, то это вечное присутствие Бога будет нам страшной мукой, будет нам адом…
Так кто тогда нас отправляет в этот ад? Разве Господь, который есть Любовь? Нет, не Он, а мы сами не хотим в Царствие Небесное, не хотим его в своей душе и в жизни вечной.
Но все не так плохо. Я ведь специально довела эту мысль до крайности. Я лишь хочу для себя и тех из вас, кто дочитал до этих слов и в целом согласился, предельно честно обозначить, что не Господь нас будет судить «таких несчастных», а сами мы роем себе яму ада.
Предлагаю остановиться, задуматься, пройти Великий пост в размышлении и наблюдении за собой. Но сначала надо простить. Простить всех: людей, себя и даже Бога. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед о прощении сказал: «Простить не значит забыть; простить – это значит с состраданием, с болью в душе сказать:
„Когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!«».
Простить нужно и Бога, если к Нему есть обиды и претензии. Себя тоже надо простить, но не в смысле забвения своих недобрых поступков. Понять свое несовершенство и подготовиться к честной исповеди перед Богом.
Затем надо научиться не накапливать зло. Для этого нужно выявить свои основные глубинные «страсти» – привычки поступать не по-доброму.
И наконец, надо позвать Бога в свою душу. Серафим Саровский говорил своему другу: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей небесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие».
Вот такой путь в рай. И мы уже в пути. Времени не так уж и много! Вот только куда идти – во многом зависит от нас.
P. S. Есть у меня такая еще мысль: если бы Господь хотел, чтобы у нас была четкая инструкция-тест «кто куда попадет», то Он наверняка дал бы ее нам, как молитву «Отче наш». Мы бы всё поняли, протестировались и жили бы спокойно. Поэтому, раз Он не дал нам такой однозначной инструкции и даже святые сомневались в своей участи, рискну предположить, что воля Его в том, чтобы мы не знали своего места в будущей жизни до последнего дня и до Страшного суда. Почему? Думаю, потому что и этот вопрос во многом зависит от нашей свободной воли, которую нам дал Господь.