Осенью родители задумываются о том, в какую школу пойдет их ребенок в следующем году. Для многих это событие настолько волнующее и непонятное, что беспокойство может перерасти в сильную тревогу или невроз и даже отразиться на ребенке. Рассказываем, как зачисляют в школу и какие моменты стоит учесть при выборе учебного заведения, в которое вы отправитесь в первый класс.
Как устроен процесс зачисления?
К процессу выбора школы можно подготовить себя заранее, как минимум за год: ежегодно в ноябре или декабре департамент образования каждого округа публикует приказом на будущий год список школ, закрепленных за каждой конкретной улицей (или номером дома). То есть у любого ребенка по месту прописки есть одна или несколько школ, которые обязаны принять его на обучение в первый класс. За год список существенно не меняется. Но посмотреть актуальный приказ перед подачей заявления на прием в первый класс стоит обязательно.
Зачисление в первый класс происходит в два этапа. Первый проходит с 1 апреля по 30 июня – он для тех, кто поступает в школу, закрепленную за ребенком по месту прописки. В эти же даты подают заявления родители детей, имеющие льготы (список льгот можно посмотреть, например, на портале Госуслуг).
Еще в первую волну зачисляют детей, посещавших детский сад, который вместе с этой школой входит в состав комплекса. Таких объединенных комплексов особенно много в Москве и других крупных городах. Для детей, посещающих такой садик, процесс зачисления в разы проще: они попадают в школу автоматически после подачи заявления. Также среди преимуществ такой системы – предварительное знакомство с учителем, потому что педагоги из начальной школы приходят в детский сад вести занятия у подготовительной группы.
В первую волну очередность подачи заявления не важна: в школы попадут все, кто ходит в садик, входящий в состав комплекса, или живет на закрепленной за школой территории.
Второй этап зачисления проходит с 6 июля по 5 сентября. Он для тех, кто хочет поступить в школу не по месту прописки и не ходил в детский сад комплекса, – к примеру, если закрепленная за вашим домом школа с математическим уклоном, а у ребенка явные способности к иностранным языкам, или хочется пойти в школу, которую хвалили знакомые. Тогда вы можете подать заявление и документы ребенка в другие школы и ждать оглашения списков на зачисление. Но возьмут его только в том случае, если в классах еще остались свободные места после окончания первой волны.
Поэтому если вы идете в «чужую» школу, то чем быстрее вы подадите заявление, тем более вероятно, что вы попадете туда, куда хочется.
О сроках и требованиях к зачислению в частную школу лучше узнавать на сайте конкретного заведения или напрямую по телефону, поскольку каждая школа устанавливает свои правила. Также зачастую частные школы дополнительно проводят отбор в первый класс, к чему нужно быть готовым. В государственных школах вступительные испытания для будущих первоклассников запрещены, кроме тех случаев, когда ребенок идет на программу «Эффективная начальная школа», которая предполагает диагностику.
На что влияет родитель в рамках государственной школы?
Если ребенок идет в негосударственную школу, то родители могут выбирать учебное заведение, а если школа государственная, элементов выбора гораздо меньше, но они тоже есть, поясняет нейропсихолог и образовательный коуч Анна Высоцкая. К примеру, если у школы несколько корпусов, можно написать заявление на имя директора для перевода в другой. Однако администрация может отказать из-за отсутствия мест. Перевести ребенка в класс к другому учителю можно таким же образом. «Некоторые школы занимают позицию коммуникационной открытости: устраивают мастер-классы, знакомят с учителями и дают право найти «своего» преподавателя для ребенка. Я бы отдавала предпочтение той школе, независимо от рейтинга, которая предлагает возможность познакомиться с учителями. Это несомненный плюс», – комментирует Анна Высоцкая.
По словам эксперта, родитель не в полной мере на что-то влияет, но кое-что он решать может. Например, нельзя изменить содержание программы обучения, но можно выбрать ее длительность – три года по программе «Эффективная начальная школа» (она есть не во всех школах и предполагает педагогическую диагностику ребенка) или четыре года по стандартной. Также в некоторых государственных школах есть классы с коммерческой составляющей, в которых меньше детей и своя внеурочная нагрузка.
Что можно выбирать в частных заведениях?
Подходов к обучению у частных школ множество, и вы можете подобрать школу для ребенка, исходя из своих ценностей, желаемого уровня образования и дополнительной нагрузки в виде факультативов, а также своих финансовых возможностей.
Анна Высоцкая предлагает упрощенно поделить частные школы на селективные (с отбором) и тьюторские (поведенческие). В селективных есть входная диагностика и тщательный отбор детей в соответствии с критериями, которые каждая школа формулирует для себя. Критерии отбора детей могут быть связаны не только с функциональной и когнитивной зрелостью, но и с социальными навыками ребенка, степенью учебной мотивации и навыками самоконтроля. Благодаря этому в школе получается однородная среда из отобранных детей.
Есть также тьюторские школы – они, наоборот, готовы работать с разными детьми и проводят не отбор, а набор. Такие школы спокойно воспринимают то, что дети могут приходить немного незрелыми и с определенными трудностями, потому что умеют обучать социальным навыкам.
По каким программам работают в России начальные частные школы
Нередко частное образование предпочитают родители, которым ближе альтернативные методы педагогики. Частные школы обычно декларируют индивидуальный подход, отсутствие оценок и гонки за рейтингом. Вот три часто встречающиеся программы негосударственных начальных школ.
Система Монтессори – это всестороннее и свободное развитие ребенка в подготовленной дидактической среде. Класс в такой школе не похож на стандартные кабинеты государственных школ – в нем не сидят за партами, а учитель не объясняет материал перед учениками у доски. Как правило, классы Монтессори большие, а пространство внутри имеет упорядоченную систему, в которой ребенок самостоятельно изучает привлекательные дидактические материалы и предметы в открытом доступе. Дети в классах разного возраста, чтобы младшие могли учиться чему-то у старших.
Монтессори-педагогика ориентирована на индивидуальный подход и свободу выбора во всем. Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, а учитель помогает только тогда, когда его об этом просят. В такой системе педагог – скорее помощник и наблюдатель, чем человек, преподносящий знания в привычном понимании.
Такая система больше подойдет тем, кто хочет, чтобы их ребенок развивался естественно и самостоятельно проявлял мотивацию к обучению. Подход Марии Монтессори формирует навыки индивидуальной работы, самоорганизации и умения завершать начатое.
Вальдорфская система провозглашает поэтапное развитие ребенка, где обучение происходит согласно его возрасту и развитию. Если в педагогике Монтессори ребенок обучается в дидактической среде еще до шести лет, самостоятельно играя, вальдорфская система старается продлить его детство и не стремится преждевременно обучать его чтению и письму. По вальдорфской методике ребенок до шести лет создает поделки и рисунки, развивая воображение и фантазию.
В вальдофском подходе центральное место занимает учитель, который проводит с детьми занятия, направляет их, но в то же время дает свободу творчеству и воображению. Большая роль отводится духовному воспитанию – дети изучают основы этики и местную религию, их знакомят с понятиями доброты и красоты. Классы часто оформлены в этностиле, из природных материалов и в лаконичном дизайне, который не отвлекает внимание ребенка обилием деталей. В качестве обучающих инструментов тоже используются материалы естественного происхождения: дерево, глина, шерсть, с минимальным количеством деталей, чтобы ребенок сам учился фантазировать. Благодаря вальдорфской педагогике ребенок развивает навыки командной работы, эмпатии и коммуникации.
Педагогика Реджио-Эмилия, как и система Монтессори, возникла в Италии, и она тоже способствует развитию у ребенка индивидуальности.
Философия Реджио-педагогики в том, что любая заинтересовавшая ребенка вещь или вопрос может стать исследовательским проектом. Отношения между учителем и учеником равные и партнерские, в которых они сотрудничают. Если ребенок задает педагогу вопрос, учитель сперва дает ему время подумать и поразмышлять самому, а потом предлагает ответ. Классно-урочная концепция заменена проектной деятельностью, где ребенок исследует то, что ему интересно, в сотрудничестве с учителем.
Кстати сказать, что ни в одном из перечисленных методов нет общей программы обучения для всех учеников и системы оценивания, потому что каждый предполагает индивидуальный подход. Лишь в Реджио-педагогике используется так называемое документирование, когда учитель фиксирует результаты ребенка с помощью фото, видео или записей, чтобы отслеживать его индивидуальный прогресс.
Подход Реджио-Эмилия изначально предполагал обучение детей только до шести лет. Однако сейчас метод все больше распространяется на начальное звено и выше. В России Реджио-школы распространены в Москве и других крупных городах.
Какие критерии выбора школы?
Процесс выбора может стать причиной переживаний, особенно если родитель не до конца понимает, что действительно важно учитывать. О критериях, на которые можно ориентироваться, рассказала психолог лицея имени Софьи Нюберг и соавтор Telegram-курса поддержки родителей выпускников «Обнимемся, сестра» Ксения Ягодина.
Первый важный критерий – как далеко находится школа от дома.
Для ребенка 6–7 лет расстояние имеет большое значение – перемещения по пробкам с утра будет для него тяжелым мероприятием.
Второй – уровень образовательной программы. Программа «Эффективная начальная школа» – это «началка» за три года, «Школа России» – за четыре. По первой лучше идти тем детям, которым больше семи или даже семи с половиной лет, она для совсем зрелых, потому что уже в первом классе задает высокий темп. Вторая – это стандартная программа начальной школы.
Помимо сокращения срока обучения программы имеют и другие различия. Например, при обучении по «Эффективной начальной школе» уже со второго полугодия первого класса дети начинают получать оценки и изучать английский язык. Ученики, которые учатся по «Школе России», приходят к этому только во втором классе. Ксения говорит, что не всем детям будет комфортно учиться по трехлетней программе – родители жалуются на трудности с усвоением материала, часто мамам и папам приходится объяснять пройденные в школе темы еще и дома. И если у вас развитый ребенок старше семи лет и вы хотите идти на «Эффективную начальную школу», важно учитывать такие риски, в том числе трезво оценивая и собственные возможности.
Как выбирать учителя?
Третий критерий – возможность выбирать учителя. Хорошо бы, чтобы вы знали, кто набирает первые классы, потому что разные учителя подходят разным детям, поясняет Ксения Ягодина. Для этого можно поговорить с администрацией школы. Конечно, нет универсальных рекомендаций о совпадении учителя и ребенка, потому что все индивидуально, но родители должны примерно понимать, что подходит их ребенку. Он медлительный и спокойный? Или, наоборот, быстрый и эмоциональный? Требует особого внимания или легко будет двигаться в общем потоке?
Не нужно спрашивать у администрации и родителей, кто из учителей хороший, потому что хороший – относительное понятие, для всех разное. Лучше задавать конкретные вопросы: кто строгий, кто «теплый», кто никогда не повышает голос, кто энергичный и так далее.
По мнению образовательного коуча и нейропсихолога Анны Высоцкой, некоторым детям категорически не подходят так называемые «сильные» учителя. Они менее эмпатичны и больше переживают за конечный итог своей работы, поэтому перед ними часто не стоит задача выстраивания отношений, раскрытия личности ребенка и повышения мотивации. Если ребенок чувствительный, интровертивный, то чтобы вообще начать учиться, он нуждается в выстраивании доверительного контакта. Если ребенок достаточно амбициозный, не такой чувствительный и вместе с учителем ориентирован на результат – то ему можно идти к «сильному» педагогу. Но здесь еще важно выбирать учителя не только для ребенка, но и для себя: ведь вам придется с ним контактировать и выстраивать партнерские отношения.
Поэтому если в одной из школ вы можете повлиять на выбор учителя, рассматривайте ту, где есть такая возможность.
Ксения Ягодина добавляет, что познакомить ребенка с учителем удается далеко не всегда – это зависит от школы. И даже если есть возможность это сделать, нет никаких гарантий, что ребенок непременно попадет в класс к этому педагогу, потому что учитель, как и родитель, не влияет на процесс зачисления.
Как организовано школьное пространство?
Просто так зайти с улицы в школу и посмотреть, как там все устроено, конечно, нельзя, но можно это сделать на дне открытых дверей. Часто в такие дни сотрудники проводят экскурсии по школе, рассказывают об особенностях обучения и о правилах, также можно задать все интересующие вас вопросы.
Если есть возможность для ребенка познакомиться со школой – например, на подготовительных курсах, – то это лучший способ понять, подходит она вам или нет.
Например, мать троих детей Светлана считает, что подготовка к школе нужна не столько для получения новых знаний, сколько для выбора учителя и знакомства со школой: «Важно познакомиться с устройством школьной жизни, важно учиться сидеть и слушать, даже знать, где туалет, важно. Тогда в первый класс ребенок пойдет без стресса – ведь ему знакома обстановка, учитель, он знает, где раздевалка, спортзал, столовая. Он будет чувствовать себя увереннее», – считает она.
Важное и не очень
Существуют критерии, которые неочевидны, но они тоже влияют на как минимум комфортное нахождение в школе. Еще на стадии дня открытых дверей надо обращать внимание на то, как работники школы идут с родителями на контакт. Поскольку ребенок будет адаптироваться в новой среде, важно, чтобы вас могли услышать, если возникнут трудности.
Также необходимо доверять своим ощущениям: если в школе неприятно пахнет (и не только в туалетах), стоит подумать, будет ли комфортно там учиться. Посмотрите на общий тон сотрудников школы – уважительно ли обращаются с детьми и учениками в целом.
Внимательно изучите отзывы, но перерабатывайте их через призму своих ценностей. Иногда люди оставляют плохие комментарии о рейтинговых школах, которые их чем-то обидели, но при прочтении понимаешь, что критикуют школу за то, что тебя совсем не волнует. Поэтому каждый отзыв лучше читать и осмыслять.
Однако часто родители большое значение придают вещам, которые в реальности не влияют на качество обучения и комфорт ребенка в школе. Например, некоторым родителям важно оснащение школы. Да, где-то висят электронные доски, где-то – меловые, где-то новее компьютеры, но на качество образования это совершенно не влияет. Также школа может не выглядеть новой и модной, но это может не быть проблемой, если при этом школа чистая.
Еще родители часто концентрируются на учебных пособиях и учебной программе, хотя это не так важно – многое зависит от учителя, ребенка и их взаимодействия. Для хорошего педагога программа – это некая канва. Он обучает навыкам, а не работает только по учебнику. Поэтому содержание программы переоценено, а личность учителя важно ставить на первый план.
Родители не учитывают такой фактор, как физиологическая и психологическая зрелость ребенка, а больше фокусируются на навыках – что он умеет перед походом в школу. Но это менее значимо.
Как влияют на выбор школы особенности ребенка?
Чтобы подобрать среду и учителя, которые будут хорошо сказываться на мотивации ребенка и результатах его обучения, очень важно смотреть не только на саму школу, но и на самого ребенка и его личностные особенности. Если самая прекрасная школа и ваш ребенок не будут соответствовать друг другу, он может замкнуться в себе, начать плохо учиться или просто чувствовать себя некомфортно.
По словам Анны Высоцкой, в первую очередь надо учитывать психологическую зрелость будущего первоклассника.
Если это ребенок младшего возраста и он еще импульсивный, подвижный, то школа с очень жесткими рамками и дисциплиной, которая строго относится даже к передвижению по классу во время урока, ему не подойдет – он будет перегружаться и все силы тратить на то, чтобы усидеть.
Возможно, детям, которые идут в школу в более младшем возрасте, требуется среда с большим количеством интерактива на уроках и переключением деятельности, наличием перерывов и пауз.
Важно понимать, что если ребенок приходит в школу незрелым, то ему нужно будет уделять время работе с помогающими специалистами – нейропсихологами или логопедами, и тогда школа должна предоставлять такую возможность. Если родители решают, что ребенок будет посещать специалистов где-то еще, это тоже должно встраиваться в его расписание, и важно, чтобы школа была менее требовательной и не занимала весь день ребенка разнообразными занятиями.
Ксения Ягодина говорит, что для комфортной адаптации ребенка в школе и последующей успешности важно, чтобы вы понимали, какой темп у вашего ребенка. Бывают медленные дети – им нужен терпеливый учитель, потому что поторапливание приводит только к тому, что они еще больше замедляются. Медлительность ребенка не проблема, и она не влияет на его интеллектуальные возможности, это просто особенность его темпа. Это означает, что важно его поддерживать, подбадривать и не торопить.
Медленный темп начинает вредить ребенку, только когда появляются оценки. В первом классе его скорости, чтобы он успевал писать контрольные, достаточно. Любая работа рассчитана на средний темп, и он, возможно, не успеет сделать все, но это не означает, что он не сделает ничего. А вот дальше будет сложнее, особенно если нет понимания с учителем по этому поводу.
Кроме медленных детей есть дети истощаемые, у которых быстро заканчиваются силы. По образовательному стандарту первоклассники учатся 21 обязательный час (четыре дня по четыре урока, один день – пять), но школы часто используют дополнительные часы, которые у них есть, и увеличивают количество уроков.
Если вы знаете, что ваш ребенок относится к тем, кто быстро и легко устает, то вам нужно смотреть, как представлены в школе обязательный и необязательный компоненты, чтобы понимать, посильна ли для него будет нагрузка.
Еще одна важная составляющая – когнитивные особенности ребенка. Сейчас очень много когнитивно незрелых детей, не готовых к обучению грамоте, и детей с риском дислексии и дисграфии – им нужна логопедическая поддержка и больше времени для автоматизации навыков, иногда индивидуальная работа с учителем.
У первоклассников с гиперактивностью и/или дефицитом внимания свои требования к школе. Детям с незрелой регуляторной сферой, с СДВГ очень важно количество учеников в классе и то, сколько внимания учитель может уделить каждому ребенку. Им нужен малочисленный класс и, возможно, учитель-помощник или тьютор на уроке. Такой ребенок должен всегда находиться в поле зрения учителя, а детей с СДВГ не может быть больше одного или двух в классе. Если рассматривать частную школу, нужно быть уверенными, что там умеют работать с такими детьми.
Еще одна особенность детей, влияющая на условия обучения, – социальная незрелость. Первоклассников с несформированными психосоциальными навыками (с расстройствами аутистического спектра или просто социально незрелых) довольно много. Такому ребенку требуется тьюторский подход и большее количество взрослых в школе – персонал помимо учителя, который сфокусирован не на обучении, а скорее на воспитании и присмотре, координации взаимодействия детей.
«Вообще, в выборе школы нет ничего сложного – просто родителям нужно трезво оценивать своего ребенка, ведь школу нельзя подобрать индивидуально под его психологические особенности. Стоит понимать, в каком формате ребенок будет максимально гармонично себя чувствовать и эффективно учиться», – поясняет эксперт.
Какие обстоятельства жизни семьи стоит учитывать?
Помимо критериев школы и особенностей ребенка важно учитывать, в каких обстоятельствах сейчас находится семья. Если в статусе «все сложно» – родители разводятся или они очень заняты на работе и у них ни на что нет времени, то это может сильно влиять на выбор учебного заведения.
Ксения Ягодина считает, что семье, в которой много детей, выбирать школу стоит так, чтобы не снизить качество жизни всех ее членов, иначе это может плохо сказаться на всех.
К примеру, есть прекрасная школа, в которую ребенок может попасть. Но она далеко, и это заставляет ломать логистику и режим остальных членов семьи. А если есть еще маленькие дети, то это дополнительно усложнит всем жизнь. В итоге может оказаться так, что такая школа не стоит усилий всей семьи.
С этим согласен и отец четырех дочерей Алексей. Он рассказал, что они с женой выбирали школу по принципу «минимизации издержек». У них не было возможности отвозить девочек в разные места, поскольку Алексей много работает. «Мне кажется, нужно трезво оценивать свое время и силы, особенно если детей больше двух и вы живете далеко от школы. Все-таки родитель – такое же важное звено в этой системе обучения, как и ребенок», – отмечает многодетный отец.
Родителям правда важно оценивать собственные силы, соглашается Анна Высоцкая. В ситуациях, когда они очень много работают, можно однозначно рекомендовать частную школу, если семья располагает средствами, причем школу полного дня, полупансион. Тогда это заведение становится дополнительным ресурсом, которое не высасывает силы, а восполняет их.
Часто работающий родитель думает, что ребенок сделает большую часть уроков на продленке, а дома ему лишь чуть-чуть помогут. Но так происходит далеко не всегда, и отношения между родителями и ребенком портятся, потому что по вечерам взрослые вынуждены быть тьюторами для своего ребенка. К тому же государственные школы часто ждут от родителей сильной вовлеченности и того, что родители на пятьдесят процентов разделят с ней образовательный процесс.
Такой же подход, если семья в разводе. Важно понимать, как родители будут делить ответственность за выполнение уроков, за отвоз и привоз ребенка. Если все обязанности на маме, а папа становится родителем выходного дня, лучше выбрать школу полного дня и восполнить нехватку сил и времени.
Другой вариант – когда мама может уделять ребенку много времени или у него есть серьезные увлечения. Тогда, наоборот, частная школа не нужна и можно ходить в государственную.
Помните главное: какой бы выбор вы ни сделали, в нем обязательно будут свои плюсы. Не надо подходить к поступлению в первый класс как к поворотному пункту в жизни ребенка. Это всего лишь первый шаг на пути, на котором будет еще много ситуаций выбора и принятия решений.
Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ