В отличие от сложившейся в СССР системы школьного образования, построенной только на заучивании материала, система развивающего обучения предполагает равноправное участие школьника в учебном процессе. В 1960-е годы эту систему разработали психологи Д.Б. Эльконин (1904-1984) и В.В. Давыдов (1930-1998). В начале 1970-х они применили ее на практике в 91-й московской школе. Но по-настоящему востребовано развивающее обучение в наше время, ведь при социализме можно было всю жизнь продержаться на знаниях, полученных в институте, а в нынешних условиях нужно учиться всю жизнь, и основы такого обучения закладываются в школе. Сегодня в России по развивающим программам Эльконина-Давыдова работает несколько сотен школ. Многие, учитывая их разработки, создают новые образовательные проекты. Один из таких проектов – «Малая академия МГУ» – создан в прошлом году на факультете дополнительного образования МГУ. О нем рассказывает его научный руководитель, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Юрий САМОНЕНКО
Юрий Анатольевич САМОНЕНКО родился в 1944 году. В 1967 году окончил МИФИ. Работал в Институте ядерной физики МГУ. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию. В том же году поступил на вечернее отделение психологического факультета МГУ. Окончил его в 1978 году. В 1984-85 гг. преподавал физику в 57 московской школе. Профессор психологического факультета МГУ. Читает курс «Психологические основы профессионального обучения». В 2002 году защитил докторскую диссертацию по теме «Усвоение школьниками методологических знаний». Научный руководитель проекта «Малая академия МГУ». |
— Юрий Анатольевич, проект задуман как подготовка школьников к поступлению в МГУ?
— Да, но не просто к поступлению, а к учебе, к соответствию университетским требованиям и задачам времени. В последние годы заметно снизился уровень подготовки поступающих в Университет. А сейчас строятся новые корпуса на Воробьевых горах, в скором времени предполагается увеличение числа студентов МГУ вдвое. Можно представить, как тогда снизится уровень. Крупные вузы (не только МГУ – везде преподаватели бьют тревогу о снижении уровня абитуриентов) стараются отобрать талантливых детей через олимпиады, но этого недостаточно – вундеркиндов намного меньше, чем мест в университетах, и все они на учете. Большинство детей к учебе в университете нужно готовить. Это и подтолкнуло нас к созданию академии. Кроме того, сегодня жизнь так динамична, что если специалист хочет быть востребованным на рынке труда до конца активной жизни, он должен в дальнейшем продолжать, совершенствовать свое образование, уметь не только решать новые задачи, но и ставить их. Этому учит развивающее образование, а наше образование пока остается репродуктивным, то есть основанным только на памяти и воспроизведении знаний и навыков. Идея развивающего образования не нова – еще в XVII веке великий польский педагог Ян Амос Каменский сформулировал его принципы, в трудах Алексея Николаевича Леонтьева – ученика Выготского – заложены теоретические основы развивающего образования.
Также работаем с учителями, ведь именно им внедрять нашу систему в школьное образование. За прошедший год специальную подготовку по развивающему образованию у нас прошли 30 учителей из 10 школ Западного округа. Сейчас они с бОльшим пониманием участвуют в нашем эксперименте.
Руководство МГУ нас поддерживает, и в этом году выделили нам под программу 4 комнаты — необходимый аудиторный фонд. С этого года мы расширяем деятельность. Если в прошлом году мы готовили только учителей физики, химии, биологии и географии, теперь также начали обучение математиков и гуманитариев, учителей иностранного языка. Набрали новую группу из 30 человек (к школам Западного округа подключились 5 школ Центрального и одна – Северо-Восточного), а также около 100 учеников с 7 по 10 класс из этих школ. Одиннадцатиклассникам, как вы понимаете, уже не до этого – они на финишной прямой, с головой ушли в подготовку к экзаменам. А занятия у нас напрямую не связаны с вступительными экзаменами. Мы включаем детей в исследовательскую деятельность под руководством наших специалистов. Например, с 1995 года в Москве открылся Русский соколиный центр, который восстанавливает популяцию соколов-сапсанов. В результате эти редкие птицы, занесенные в Красную книгу, появились в Москве. И, что самое удивительное, прижились, адаптировались. В частности, в башне Московского университета свили гнезда несколько соколиных семейств. Вот наши орнитологи сейчас и изучают проблемы жизни сокола-сапсана в мегаполисе. Несколько учеников московских школ недавно включились в эту работу. К сдаче выпускных и вступительных экзаменов это отношения не имеет, но это учит школьников думать, пробуждает у них тягу к знаниям, интерес к учебе.
— Очень интересный, но, согласитесь, экзотический проект. Все-таки орнитология – очень редкая специальность, вряд ли многие ребята даже отдаленно связывают с ней свое будущее.
— Ну, во-первых, кто-то, возможно, и захочет связать. И именно благодаря участию в этих исследованиях – иначе, вы правы, современные городские дети вряд ли даже задумаются, что есть наука, изучающая птиц. Во-вторых, я же говорил, что главная задача – вовлечь ребят в исследовательскую деятельность. В 7-8 классе вообще единицы определились с будущей профессией. Навыки же, полученные в такой работе, пригодятся при получении любого высшего образования и в дальнейшей реализации. Я рассказал о работе орнитологов просто потому, что как раз на днях несколько учащихся изъявили желание участвовать в проекте. У нас дополнительное образование, а потому добровольное. Учителя приводят детей, но после одного-двух занятий дети сами решают, хотят ли они у нас заниматься. И сами выбирают, в каких из предлагаемых нами исследований им участвовать. Есть у нас проекты по психологии, по астрономии. Я занимаюсь проблемами энергосбережения. Известно, что вода выделяет тепло. Вы замечали, что те же птицы на прудах в морозы часто находятся около полыньи? Потому что там намного теплее — если вокруг температура воздуха минус 20-30, то прямо на кромке около нуля. Естественно, возникла идея использовать это тепло в регионах. Ведь там большая проблема с отоплением – мы все время видим по телевизору, как мерзнут зимой жители разных городов и поселков. А воды там достаточно, многие из этих районов даже расположены на берегу рек. Как в 50-градусный мороз нагреть помещение до плюс двадцати? Надо пропустить воздух через сосуд с водой, аналогичный самогонному аппарату (непедагогичный пример, но с технической точки зрения самый наглядный). В аквариуме там находится вода. Воздух, проходя по змеевику, будет замораживать воду, а сам нагреваться и поступать в помещение с нулевой и даже небольшой положительной температурой (2-3 градуса). Обогревать помещение придется уже не от минус пятидесяти, а от плюс 2, что значительно проще. А для многих складских помещений, ангаров 2-3 градуса тепла – достаточная температура, то есть их можно обогревать только за счет извлечения тепла из воды. Вот в этом проекте тоже участвуют дети. Многие задачи им вполне по силам, а все исследование (очень непростое – здесь и конструкторские разработки, и изучение теплопроводности) имеет огромное практическое значение.
— Это дети из обычных школ или физико-математических? И обязательно ли они отличники?
— В основном из обычных районных школ, только сейчас к нашей работе подключается интернат для одаренных детей «Интеллектуал». Но ориентированы мы все-таки не на одаренных детей (они поступят без нашей помощи), а на обычных, необязательно отличников. Пусть у ученика по большинству предметов четверки, а, может и тройки, но если он проявляет интерес, хочет изменить свою учебную судьбу, мы готовы с ним работать. Расширяем контингент наших студентов, вовлекая в исследовательскую деятельность обычных школьников. Школьников, которые без специальной подготовки поступать в МГУ не рискнут. Но, надеюсь, что наша работа также повысит образовательный уровень в школе, то есть принесет пользу всем детям. Для этого и обучаем учителей.
— Но 10-15 школ, и только в Москве – это же капля в море?
— Мы только начинаем. В следующем семестре должны набрать еще 100 детей. Кроме того, у нас изначально предусмотрено и дистанционное обучение. Уже сейчас заключили договора с образовательными департаментами Сургута, подмосковного Серпухова, Петербурга. Будем в этих городах курировать повышение квалификации учителей. Правда, на мой взгляд, одно дистанционное образование, без личных контактов, не приживется. Для мотивации детей необходима и личная встреча. Было бы хорошо, если бы они хотя бы раз в году приезжали в Москву, встречались с нашими профессорами. Это уже зависит от того, найдут ли спонсоров на местах. Но многое можно и компенсировать благодаря дистанционным формам. Думаю, уже через пару лет мы будем обучать около двух тысяч детей.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ