Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Кто знает, как живется соколам в Москве?

“Вы замечали, что те же птицы на прудах в морозы часто находятся около полыньи? Потому что там намного теплее. Естественно, возникла идея использовать это тепло в регионах. Ведь там большая проблема с отоплением – мы все время видим по телевизору, как мерзнут зимой жители разных городов и поселков. А воды там достаточно” – этот и подобные проекты развивают в Малой академии МГУ простые московские школьники

В отличие от сложившейся в СССР системы школьного образования, построенной только на заучивании материала, система развивающего обучения предполагает равноправное участие школьника в учебном процессе. В 1960-е годы эту систему разработали психологи Д.Б. Эльконин (1904-1984) и В.В. Давыдов (1930-1998). В начале 1970-х они применили ее на практике в 91-й московской школе. Но по-настоящему востребовано развивающее обучение в наше время, ведь при социализме можно было всю жизнь продержаться на знаниях, полученных в институте, а в нынешних условиях нужно учиться всю жизнь, и основы такого обучения закладываются в школе. Сегодня в России по развивающим программам Эльконина-Давыдова работает несколько сотен школ. Многие, учитывая их разработки, создают новые образовательные проекты. Один из таких проектов – «Малая академия МГУ» – создан в прошлом году на факультете дополнительного образования МГУ. О нем рассказывает его научный руководитель, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Юрий САМОНЕНКО

Юрий Анатольевич САМОНЕНКО родился в 1944 году. В 1967 году окончил МИФИ. Работал в Институте ядерной физики МГУ. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию. В том же году поступил на вечернее отделение психологического факультета МГУ. Окончил его в 1978 году. В 1984-85 гг. преподавал физику в 57 московской школе. Профессор психологического факультета МГУ. Читает курс «Психологические основы профессионального обучения». В 2002 году защитил докторскую диссертацию по теме «Усвоение школьниками методологических знаний». Научный руководитель проекта «Малая академия МГУ».

— Юрий Анатольевич, проект задуман как подготовка школьников к поступлению в МГУ?
— Да, но не просто к поступлению, а к учебе, к соответствию университетским требованиям и задачам времени. В последние годы заметно снизился уровень подготовки поступающих в Университет. А сейчас строятся новые корпуса на Воробьевых горах, в скором времени предполагается увеличение числа студентов МГУ вдвое. Можно представить, как тогда снизится уровень. Крупные вузы (не только МГУ – везде преподаватели бьют тревогу о снижении уровня абитуриентов) стараются отобрать талантливых детей через олимпиады, но этого недостаточно – вундеркиндов намного меньше, чем мест в университетах, и все они на учете. Большинство детей к учебе в университете нужно готовить. Это и подтолкнуло нас к созданию академии. Кроме того, сегодня жизнь так динамична, что если специалист хочет быть востребованным на рынке труда до конца активной жизни, он должен в дальнейшем продолжать, совершенствовать свое образование, уметь не только решать новые задачи, но и ставить их. Этому учит развивающее образование, а наше образование пока остается репродуктивным, то есть основанным только на памяти и воспроизведении знаний и навыков. Идея развивающего образования не нова – еще в XVII веке великий польский педагог Ян Амос Каменский сформулировал его принципы, в трудах Алексея Николаевича Леонтьева – ученика Выготского – заложены теоретические основы развивающего образования.

Также работаем с учителями, ведь именно им внедрять нашу систему в школьное образование. За прошедший год специальную подготовку по развивающему образованию у нас прошли 30 учителей из 10 школ Западного округа. Сейчас они с бОльшим пониманием участвуют в нашем эксперименте.

Руководство МГУ нас поддерживает, и в этом году выделили нам под программу 4 комнаты — необходимый аудиторный фонд. С этого года мы расширяем деятельность. Если в прошлом году мы готовили только учителей физики, химии, биологии и географии, теперь также начали обучение математиков и гуманитариев, учителей иностранного языка. Набрали новую группу из 30 человек (к школам Западного округа подключились 5 школ Центрального и одна – Северо-Восточного), а также около 100 учеников с 7 по 10 класс из этих школ. Одиннадцатиклассникам, как вы понимаете, уже не до этого – они на финишной прямой, с головой ушли в подготовку к экзаменам. А занятия у нас напрямую не связаны с вступительными экзаменами. Мы включаем детей в исследовательскую деятельность под руководством наших специалистов. Например, с 1995 года в Москве открылся Русский соколиный центр, который восстанавливает популяцию соколов-сапсанов. В результате эти редкие птицы, занесенные в Красную книгу, появились в Москве. И, что самое удивительное, прижились, адаптировались. В частности, в башне Московского университета свили гнезда несколько соколиных семейств. Вот наши орнитологи сейчас и изучают проблемы жизни сокола-сапсана в мегаполисе. Несколько учеников московских школ недавно включились в эту работу. К сдаче выпускных и вступительных экзаменов это отношения не имеет, но это учит школьников думать, пробуждает у них тягу к знаниям, интерес к учебе.

— Очень интересный, но, согласитесь, экзотический проект. Все-таки орнитология – очень редкая специальность, вряд ли многие ребята даже отдаленно связывают с ней свое будущее.
— Ну, во-первых, кто-то, возможно, и захочет связать. И именно благодаря участию в этих исследованиях – иначе, вы правы, современные городские дети вряд ли даже задумаются, что есть наука, изучающая птиц. Во-вторых, я же говорил, что главная задача – вовлечь ребят в исследовательскую деятельность. В 7-8 классе вообще единицы определились с будущей профессией. Навыки же, полученные в такой работе, пригодятся при получении любого высшего образования и в дальнейшей реализации. Я рассказал о работе орнитологов просто потому, что как раз на днях несколько учащихся изъявили желание участвовать в проекте. У нас дополнительное образование, а потому добровольное. Учителя приводят детей, но после одного-двух занятий дети сами решают, хотят ли они у нас заниматься. И сами выбирают, в каких из предлагаемых нами исследований им участвовать. Есть у нас проекты по психологии, по астрономии. Я занимаюсь проблемами энергосбережения. Известно, что вода выделяет тепло. Вы замечали, что те же птицы на прудах в морозы часто находятся около полыньи? Потому что там намного теплее — если вокруг температура воздуха минус 20-30, то прямо на кромке около нуля. Естественно, возникла идея использовать это тепло в регионах. Ведь там большая проблема с отоплением – мы все время видим по телевизору, как мерзнут зимой жители разных городов и поселков. А воды там достаточно, многие из этих районов даже расположены на берегу рек. Как в 50-градусный мороз нагреть помещение до плюс двадцати? Надо пропустить воздух через сосуд с водой, аналогичный самогонному аппарату (непедагогичный пример, но с технической точки зрения самый наглядный). В аквариуме там находится вода. Воздух, проходя по змеевику, будет замораживать воду, а сам нагреваться и поступать в помещение с нулевой и даже небольшой положительной температурой (2-3 градуса). Обогревать помещение придется уже не от минус пятидесяти, а от плюс 2, что значительно проще. А для многих складских помещений, ангаров 2-3 градуса тепла – достаточная температура, то есть их можно обогревать только за счет извлечения тепла из воды. Вот в этом проекте тоже участвуют дети. Многие задачи им вполне по силам, а все исследование (очень непростое – здесь и конструкторские разработки, и изучение теплопроводности) имеет огромное практическое значение.

— Это дети из обычных школ или физико-математических? И обязательно ли они отличники?
— В основном из обычных районных школ, только сейчас к нашей работе подключается интернат для одаренных детей «Интеллектуал». Но ориентированы мы все-таки не на одаренных детей (они поступят без нашей помощи), а на обычных, необязательно отличников. Пусть у ученика по большинству предметов четверки, а, может и тройки, но если он проявляет интерес, хочет изменить свою учебную судьбу, мы готовы с ним работать. Расширяем контингент наших студентов, вовлекая в исследовательскую деятельность обычных школьников. Школьников, которые без специальной подготовки поступать в МГУ не рискнут. Но, надеюсь, что наша работа также повысит образовательный уровень в школе, то есть принесет пользу всем детям. Для этого и обучаем учителей.

— Но 10-15 школ, и только в Москве – это же капля в море?
— Мы только начинаем. В следующем семестре должны набрать еще 100 детей. Кроме того, у нас изначально предусмотрено и дистанционное обучение. Уже сейчас заключили договора с образовательными департаментами Сургута, подмосковного Серпухова, Петербурга. Будем в этих городах курировать повышение квалификации учителей. Правда, на мой взгляд, одно дистанционное образование, без личных контактов, не приживется. Для мотивации детей необходима и личная встреча. Было бы хорошо, если бы они хотя бы раз в году приезжали в Москву, встречались с нашими профессорами. Это уже зависит от того, найдут ли спонсоров на местах. Но многое можно и компенсировать благодаря дистанционным формам. Думаю, уже через пару лет мы будем обучать около двух тысяч детей.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Посетите сайт Малой академии МГУ!

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?