Кто защитит православные приюты?

Этот формальный подход – свидетельство о ничтожестве нашего чиновничьего мира. К сожалению, многие исполнители из разных инстанций потеряли свое сердце по дороге к этому храму. Посмотрели бы на детей в государственных заведениях и ужаснулись дефициту любви и сердечности, который царит в них. Нужно наоборот всячески инициировать законодательные основания, чтобы приюты были всячески поддерживаемы, разрешены и профинансированы, а не запрещались

Сайт Милосердие.ru уже писал о проблемах Православного приюта «Никита» и о заявлении пресс-службы губернатора Подмосковья, а также о том, что Прокуратура Павлово-Посадского района фактически вменила позицию и.о. губернатора Московской области Алексея Пантелеева «аки не бывшую», продолжив давление на приют.


Леночка, воспитаннца приюта «Никита»


Недавно известные деятели российской науки и культуры выразили глубокую озабоченность по поводу «непрекращающегося давления» на православный приют «Никита» в Павлово-Посадском районе Московской области.


Свято-Пантелеимоновские чтения в приюте «Никита»


«Инициаторами этих гонений выступают органы прокуратуры и министерство образования Московской области, которые целенаправленно борются с негосударственными приютами. К сожалению, подобные случаи наблюдаются и в других регионах России, что позволяет говорить о централизованной кампании», – говорится в их обращении к руководству России, опубликованном 4 мая в газете «Известия».

При этом авторы документа утверждают, что «сотни чиновников, ответственных за финансирование детских домов, погрязли в коррупции и воровстве».

«Те огромные деньги, которые выделяются сейчас государством на воспитание детей (а это до 20 тыс. рублей в месяц на одного ребенка), представляют собой лакомый кусок для негодяев, способных красть у лишенных родительской опеки детей. И понятно, что эти люди заинтересованы в сохранении сложившейся схемы, в то время как расширяющаяся сеть православных приютов прямо угрожает их преступному благосостоянию», – отмечают представители интеллигенции.

Они также выражают убеждение, что православные приюты «значительно эффективнее приютов государственных (среди выпускников последних всего 10% способны нормально интегрироваться в общество)». «В них не воруют деньги, не держат воспитанников на голодном пайке, не издеваются над детьми, думая лишь о собственной выгоде. И только за это государство могло бы создать им режим максимального благоприятствования, а не давить, как это происходит сейчас», – говорится в обращении.

В заключение его авторы присоединились к звучавшим ранее призывам выступить в защиту православных приютов, над которыми нависла угроза закрытия.

Подпись под обращением поставили народный артист СССР, худрук Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой Владимир Андреев, народные артисты СССР Татьяна Доронина, Александр Калягин, Юрий Соломин, Олег Табаков, актер Сергей Безруков, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, и др.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». В Москве и других регионах России 2007 год объявлен годом ребенка. И, как ни странно, именно в этом году в некоторых регионах России детские православные приюты оказались на грани закрытия. Особенную известность получило решение о приостановлении деятельности православного приюта для детей-сирот «Никита» в Павлово-Посадском районе Московской области. Претензии, которые предъявили чиновники, смехотворны. Но по юридическим нормам эти придирки вполне могут привести к ликвидации детского учреждения. Кто и как может защитить детей от бюрократического произвола – это тема нашей сегодняшней программы.

До революции детские приюты устраивали при храмах и монастырях. Самые знаменитые из них были организованы Великими князьями Дома Романовых. А в 30-х в закрытых монастырях устраивали детские колонии. Советские педагоги, такие как Антон Семенович Макаренко, перевоспитывали трудных подростков по новым методикам, в которых не было места Богу. О поколении беспризорников эпохи «Республики Шкид» расскажет наша постоянная рубрика «Архив Православной энциклопедии».

Рубрика «Архив Православной энциклопедии»: Беспризорники 20-30-х годов XX века
В 20-е годы в результате кровопролитных войн, революции и голода в стране в десятки раз возросло количество детей-сирот или беспризорников, как их называли. Новое советское государство, уничтожив прежнюю систему социальной опеки, в которую органично входила сеть церковных приютов, стало создавать детские дома и так называемые школы-коммуны. Ярким лидером этого направления был педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский, создавший в Петрограде школу-коммуну имени Достоевского. Он был изображен под именем Викниксора в известном художественном фильме «Республика ШКИД». Главным принципом Викниксора было обучение воспитанников коммуны с предоставлением ей самых широких прав самоуправления. Впоследствии многие ее воспитанники стали весьма заметными людьми. Например, Ленька Пантелеев стал писателем и написал книгу, на основе которой и был поставлен фильм.
Проблема беспризорников заставила советское правительство подключить к ее решению аппарат ВЧК во главе с Дзержинским. Объяснялось все очень просто: не многие детские дома были готовы позаботиться о детях как республика ШКИД. Повсеместными стали побеги малолетних воспитанников и возврат на улицы, где они втягивались в преступные банды. Дзержинский сразу принял жесткие меры. На улицах городов проводились облавы на беспризорников с насильственным поселением их в коммунах закрытого типа. Как правило, эти коммуны располагались на территориях ликвидированных монастырей. Основным принципом воспитания стал принудительный труд. Яркий пример перевоспитания беспризорников – Болшевская коммуна имени Дзержинского. О ней было снято множество фильмов, но вот что любопытно: вы не найдете ни одного кадра обучения воспитанников каким-либо школьным предметам в классе. Едва обучившись грамоте, вчерашние беспризорники сразу же осваивали взрослые рабочие специальности. По достижении совершеннолетия воспитанников подобных коммун выпускали в свободную жизнь.


Колония для малолетних преступников в Раифском монастыре. 1930-е годы

Новая волна беспризорников появилась на улицах страны в военное и послевоенное время. Но их судьба сложилась счастливее, чем у ребят 20-х годов. Масштабы уличной преступности 40-х были несравнимы с 20-ми годами, да и система детских домов работала успешнее.

Прот. Алексий Уминский: – Подмосковный детский православный приют «Никита» существует уже 13 лет. Он – один из самых знаменитых в России. И вот, уже два с половиной месяца его пытаются закрыть. Прокуратура и СЭС требуют ликвидации приюта, где живут 30 ребятишек, поскольку в приюте недостаточно туалетов, а на кухне разделочных столов.

Сюжет: Приют «Никита»
В православном детском приюте в честь великомученика Никиты живет около 30 ребятишек. Многие из них до того как попасть в приют побирались по помойкам и вокзалам. Кто-то, вступив в школьный возраст, даже не научился говорить, а кто-то, брошенный на улице, серьезно застудил почки. Но в этом доме ребята нашли любовь и ласку. Они учатся в школе, занимаются в конном клубе, обеспечены всем необходимым. но в начале этого года на приютом внезапно нависла угроза закрытия.

В этой прокурорской папке вся переписка с приютом «Никита». Вначале игумена Амвросия (Шевчука), руководителя детского корпуса «Никита», просили оформить документы на всех детей, но не дождавшись этого, пришли к нему «в гости». И пожарные и роспотребнадзор написали 6 листов замечаний, а прокуратура потребовала на 90 дней закрыть детский корпус при храме.

– Отец Амвросий и те, кто с ним работает, являются гражданами России. Почему нужно исполнять Божий закон, и не исполнять при этом закон государственный?
Игумен Амвросий (Шевчук), руководитель детского корпуса «Никита»: – Дети находятся в очень тяжелой ситуации. Некоторых детей требовали вывозить. Был случай, когда перед Пасхой приехала милиция – 2-е участковых. Сторож сказал мне об этом. И вот представьте ситуацию: участковые стоят за воротами храма, а дети, через пожарный выход вместе с воспитателями бегут прятаться в поле, поскольку был указ местного прокурора, что детей нужно забрать из приюта и вывезти в 5-идневный срок.


Рождественская елка в приюте «Никита»


Монахиня Василия – первая помощница игумена Амвросия. Недавно она получила письмо от бывшего воспитанника, отправленного из приюта в государственный детский дом: «Здравствуйте, матушка! Как там поживают Катя с Дашенькой? Пусть Катя пишет мне письма, я буду очень ждать. Матушка, у меня к Вам небольшая просьба, пришлите, пожалуйста, конверты, если есть возможность. Как у вас дела с комиссией, что решили? Я здесь молюсь за всех вас, чтобы Господь послал вам силы».
Страсти вокруг православного приюта «Никита» стали утихать сразу после Пасхи. В его защиту выступило руководство Московской области. Занедуживший отец Амвросий поправился и снова начал совершать богослужения, а его воспитанники поехали поздравлять с Пасхой жителей Павлово-Посадского района, прежде всего тех, кто, как и они нуждается в доброте и поддержке.

– Можно ли говорить о том, что конфликт исчерпан, или ставить точку рано?
Иг. Амвросий:
– Конечно, не исчерпан. Это же христианская жизнь, искушения всегда будут. Думаю, что и некоторые из наших сторонников со временем изменят свое отношение и начнут потихоньку действовать против нас, бес же не остановится и всегда будет действовать. Думаю, что проблемы возникают из-за того, что нет решения о приютах, принятого на государственном уровне.

Прот. Алексий Уминский: – С нашим гостями, депутатом Госдумы, членом комитета по делам семьи и детей Николаем Безбородовым, и протоиереем Дмитрием Смирновым, духовником детского дома «Павлин», мы встретились накануне нашей программы в гостиной «Православной энциклопедии». Здравствуйте, отец Димитрий и Николай Максимович!
Отец Димитрий, даже если с приютом «Никита» все устроится, и он не будет закрыт, ведь есть и другие приюты, которые в любой момент могут оказаться под ударом прокуратуры, санэпидемстанции и других властных структур. Скажите, а насколько серьезны и обоснованы претензии проверяющих структур?
Протоиерей Димитрий Смирнов: – Претензии могут быть любые. Например, высота раковины для мытья рыбы должна быть строго определенной. Есть нормы, которые все обязаны выполнять. Если приют не уложится в сроки, отведенные на переоборудование, формально он может быть закрыт. Приедут представители прокуратуры, милиция… С ними же спорить не будешь.

Прот. Алексий Уминский: – То есть претензии, предъявляемые приютам – формальные?
Прот. Димитрий Смирнов: – Они всегда формальные. Сами органы, которые занимаются подобными вопросами, имеют дело с задачами, которые перед ними ставятся, и бумагами. Судьба конкретных детей используется как прием в демагогических спорах. Считается, например, что если у ребенка нет апельсинов, то ему по определению плохо живется. А если он будет жить в детском доме без матери, но с апельсинами, это хорошо.

Прот. Алексий Уминский: – Николай Максимович, Россия подписала Международную Конвенцию о правах ребенка, в которой говорится, что при любых проблемных вопросах в первую очередь учитываются права и интересы детей. Отец Димитрий говорит о том, что предъявляемые претензии часто бывают формальными, а права детей не учитываются.
Николай Безбородов, депутат Госдумы, член комитета по делам семьи и детей: – Начать я бы хотел с того, что не только как депутат Государственной Думы, но и просто как человек, поблагодарить православные приюты за то, что они спасают детей. Проблема семьи и демографии сегодня настолько серьезна и болезненна! Ежегодно число детей-сирот при живых родителях вырастает на 130 тысяч.

Прот. Алексий Уминский: – В защиту воспитанников «Никиты» выступили очень многие. Вот только часть мнений тех, кого мы спрашивали: «Как вы оцениваете попытки закрытия приюта «Никита»?»
Митропорлит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: – Меня тревожит этот всплеск недоброго отношения. Думаю, что это своеобразная отрыжка советского периода, советских отношений к Церкви. Тогда Русской Православной Церкви было дано право только «культ отправлять», как говорили о нас, только совершать богослужения. Было уголовно наказуемо любое социальное служение и благотворительность. Сейчас законодательство изменилось, но до деталей в области деятельности Церкви не дошло. Мы и не ждали, когда усовершенствуется законодательство, а стали делать то, что реально можем.

Андрей Завражный: – Меня дважды пытались судить за это, и суд дважды принял оправдательные решения. Обвиняли меня в том, что я, якобы, веду нелицензионную деятельность. И это действительно так, потому что у меня нет финансирования, государство никак не помогает. Я один и деньги ищу, и содержу детей, собирая их в крайних, критических точках жизни, когда, если не протянуть руку, дети просто погибнут. Бывают парадоксальные ситуации, когда госорганы привозят мне детей, когда их некуда деть, и тут же задают вопросы о бумагах, справках СЭС и прочем. Мои предложения о совместном решении этих вопросов, просьбы о помощи остаются без внимания.

Альберт Лиханов: – Это формальный подход – свидетельство о ничтожестве нашего чиновничьего мира. К сожалению, многие исполнители из разных инстанций потеряли свое сердце по дороге к этому храму. Посмотрели бы на детей в государственных заведениях и ужаснулись дефициту любви и сердечности, который царит в них. Нужно наоборот всячески инициировать законодательные основания, чтобы приюты были всячески поддерживаемы, разрешены и профинансированы, а не запрещались.


Воспитанники приюта «Никита» встречают епископа Видновского Тихона


Прот. Алексий Уминский: – Мы постоянно говорим о том, что Церковь и государство должны сотрудничать, что государство ждет от Церкви инициатив. Но отчего-то оказывается, что не на словах, а на деле это сотрудничество рушится, и виной этому – недостаток разделочных столов на кухне. Почему нельзя найти взаимопонимание хотя бы в этом, важном для всех нас вопросе – защите детей-сирот?
Николай Безбородов: – Раз мы сегодня прибегаем к Церкви и говорим ей спасибо за помощь, необходимо отладить четкий механизм взаимодействия и финансирования православных приютов.

Прот. Алексий Уминский: – Отец Димитрий, ваш приют финансируется, вы получаете что-то от государства?
Прот. Димитрий Смирнов: – Ноль рублей и регулярные проверки.

Прот. Алексий Уминский: – А кто платит зарплату вашим воспитателям? Кто обеспечивает детей самым необходимым?
Прот. Димитрий Смирнов: – Приход. Еда, одежда, медикаменты, медицинское обслуживание, образование – все обеспечивает приход. А какая при этом должна вестись отчетная документация! У нас есть двое детей, на которых мы не можем оформить документы уже 10 лет. К сожалению, государство – огромный чиновничий аппарат. За приютами ведется постоянный и жесткий контроль, а что твориться в сектах, никого не интересует.
Николай Безбородов: – Должен быть сформирован четкий механизм, кто и по какой статье должен перечислять деньги для детей. Деньги есть, и они должны доходить до каждого ребенка, независимо, от того, в государственном или в негосударственном заведении они находятся.

Прот. Алексий Уминский: – Известна страшная статистика: 40% выпускников государственных детдомов становятся уголовниками, еще 40% – алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством. Скажите, отец Димитрий, а выпускники православных детских домов – это тоже группа риска?
Прот. Димитрий Смирнов: – О статистике я говорить еще не могу, по простой причине, мы еще не вырастили детей, не выпустили их в жизнь. Православные приюты существуют еще не так много времени. Однако, я уверен, что цифры эти будут на порядок ниже.

Прот. Алексий Уминский: – Отец Димитрий, куда вы будете устраивать работать своих выпускников Вы уже знаете?
Прот. Димитрий Смирнов: – На попечении прихода два детских дома и один приют. Мальчиков из приюта мы ориентируем на учебу в военном училище. Они могут быть военными, потому что это дети убитых офицеров. Из городского приюта стараемся определить детей в училища и вузы. На земле в Можайском районе, где существует сельский приют, я хотел бы создать колхоз. Сейчас мы прилагаем усилия и предпринимаем шаги, чтобы приобрести там землю и построить в последствии дома, подворье, чтобы научить детей сельскохозяйственной деятельности, и социально реабилитировать именно в сельскохозяйственной жизни.

Прот. Алексий Уминский: – Что можно сделать, чтобы свести проблему православных приютов на нет и больше никогда не возвращаться к ней?
Николай Безбородов: – Проблемы накопились, потому что не решались годами, а если и решались, то только за счет собственного энтузиазма. Государство не желает их решать. Необходимо не только задуматься над этим, но ввести реальный механизм взаимодействия.
Прот. Димитрий Смирнов: – У нас есть общая проблема глубокой безнравственности и какого-то волчьего отношения друг к другу… Существует формальный и бесчеловечный подход к помощи детям, вместо того, чтобы наоборот расширять подобные инициативы, тем более, что они микроскопические. Но необходимо, чтобы эти инициативы и приюты были и могли рассчитывать на помощь, чтобы чиновник приходил затем, чтобы выяснить, чем можно еще помочь. Это – наша мечта!

Прот. Алексий Уминский: – Я благодарю Вас, за интересную и содержательную беседу. Спасибо, что при очень большой загруженности, вы нашли время на эту встречу и беседу.
В последнее время мы очень много говорим о сохранении народа, как о главной задаче нашего общества, Церкви, государства. И судить об успехах государства, политиков, исполнительной власти, мы должны не по тому, как растет наш стабилизационный фонд, не по тому, как увеличивается наш внутренний валовой продукт, а по тому, как сокращается число беспризорников, детская преступность, наркомания в нашем обществе, и по тому, как государство поддерживает начинание Церкви в ее заботах о наших детях.


Участница Свято-Пантелеимонвских чтений в приюте «Никита»

Источник: Седмица.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?