Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Кто виноват в том, что Феде страшно

Чтобы жить в обычном детском мире, Феде нужно 60 тысяч рублей ежемесячно

В январе Феде исполнится 16 лет

Феде Р. почти 16 лет. Федя родился с тяжелыми множественными нарушениями развития. Родители отказались от него прямо в роддоме. Последние 12 лет Федя жил в интернате для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в отделении для самых тяжелых детей. В марте Федя и еще 21 ребенок из его интерната переехали в маленький частный, организованный по семейному типу, Свято-Софийский детский дом, который все называют просто Домик.

Внимание! Мы собираем пожертвования на оплату содержания Феди в Свято-Софийском детском доме на три месяца. Всего требуется 360 тыс. руб. Половину из этих средств дает Департамент соцзащиты населения Москвы. Таким образом, не хватает 180 тыс. руб.

Когда я впервые увидела Федю, он сидел в инвалидной коляске, низко опустив голову. Мне сразу рассказали, что Федя не ходит, не говорит и не видит. Я присела перед Федей на колени, чтобы поздороваться, и вдруг Федя, довольно хорошо попадая в ноты, пропел: «Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом».

Чуть позже дефектологи объяснили мне, что это не осмысленное пение, а имитация звуков. Федя поет так, как поют маленькие дети, подражая иностранному певцу, чьего языка не знают. Когда Федя переехал в Домик, и с ним стали заниматься специалисты Центра лечебной педагогики (ЦЛП), именно эта Федина способность к подражанию стала основой коммуникации. «Каждый раз, когда мне нужно дать Феде задание или попросить его о чем-то, я пропеваю свою просьбу, – рассказала мне Марина Попова, дефектолог ЦЛП, которая занимается с Федей несколько раз в неделю. – Но самое удивительное, что и Федя стал не только повторять строчки из песен, но и осмысленно пропевать некоторые слова».

Я часто думаю о том, каким бы сейчас был Федя, если бы заниматься с ним, знакомить с окружающим миром, пропевать каждое слово окружающие его взрослые начали бы не в его 16 лет, а с самого рождения. В такие моменты я, конечно, ужасно злюсь на интернат, в котором раньше жил Федя. А по-честному злиться надо не только на интернат.

На прошлой неделе в Центр лечебной педагогики, которому я помогаю как волонтер и где занимаются дети из Домика, пришла молодая женщина, назовем ее Ольга. Всего несколько дней назад Ольга родила ребенка, он еще лежал в роддоме, когда Ольга своими ногами пришла в ЦЛП. Я не знаю, как ей удалось найти центр, но она нашла его и пришла, чтобы спросить: «Я родила ребенка с синдромом Дауна, врачи ничего толком не объясняют, скажите, что меня ждет?» Ей нужно было принять решение – оставлять ребенка или забирать домой.

Я представляю, как 16 лет назад у какой-то совсем неопытной женщины, совсем ничего не знающей о детях с инвалидностью, родился Федя: с органическим поражением центральной нервной системы, микроцефалией, практически слепой. Как никто не помог ей тогда в роддоме – ни психологи, ни врачи, ни даже какая-нибудь профильная НКО. Как ей сказали, что Федя не жилец или что в интернате ему будет лучше, потому что там специалисты. Ей тоже нужно было принять решение – оставлять или забирать домой. И она оставила нашего Федю.

Так что я злюсь не только на интернат, но еще и на врачей в роддомах, которые ни 16 лет назад, ни сейчас не могут оказать должной поддержки матерям, не могут вызвать психолога, рассказать, какое именно будущее ждет таких родителей. Еще я злюсь на чиновников Минздрава, которые не обеспечивают роддома специальными брошюрами или видеофильмами, адресами центров помощи. Злюсь на социальные службы, которые не начинают сразу опекать таких родителей, не стоят за них в очередях за разными справками, не помогают получить всю возможную помощь. Злюсь на систему образования, которая тоже не может ничего предложить таким родителям и таким детям – много ли в Москве школ, в которые взяли бы Федю, если бы он остался в семье? Злюсь на родителей обычных детей, которые уходят из песочниц, когда туда приводят детей с особенностями; на законодательство; отсутствие доступной среды; на себя как на журналиста из-за того, что так мало интересовалась этой темой прежде.

Я спросила у Марины Поповой, почему Федя не занимается с тифлопедагогом – специалистом, который помогает слепым людям. «Тифлопедагогика по большей части строится на ощупывании, а с этим у Феди пока проблемы, слишком страшно».

Почти всю свою жизнь Федя лежал в кровати. Если закрыть глаза в незнакомом месте, то изучать его на ощупь действительно очень неприятно – не знаешь, на что наткнешься. Так Федя лежал и боялся почти всю свою жизнь: единственное, что было не страшно трогать – это самого себя, так что Федя практически постоянно держит себя за шею. Марина говорит, что совсем недавно он перестал отталкивать предметы, которые ему предлагают потрогать, подержать.

Это значит, что впервые за 16 лет неходячему слепому мальчику перестало быть страшно. Молодая женщина Ольга забрала своего ребенка из роддома после того, как в Центре лечебной педагогики ее познакомили с мамой ребенка с синдром Дауна. Я рассказала вам и про Ольгу, и про Федю. Вы, пожалуйста, помогите немного деньгами.

Все лучше, чем злиться.

Дорогие друзья! Чтобы Федя и дальше мог жить в Домике, получать уход и помощь специалистов, необходимо 120 тыс. руб. в месяц. Сейчас мы собираем пожертвования на оплату содержания Леры в Свято-Софийском детском доме на три месяца. Всего требуется 360 тыс. руб. Половину из этих средств дает Департамент соцзащиты населения Москвы. Таким образом, не хватает 180 тыс. руб.

Федя не может ходить, разговаривать, практически ничего не видит, но очень любит петь
В прошлой Фединой жизни его просто передвигали с места на место, теперь, в Домике, педагоги и волонтеры вслух проговаривают для Феди каждое свое действие
«П-о-о-йдем на прогулку», – пропевают воспитатели Феде, так начинается подготовка к каждому выходу на улицу
Держаться за цепочки качелей, если ты никогда их не видел – задача для настоящих смельчаков
Федя очень изменился за несколько месяцев в Домике, теперь он часто бывает в хорошем настроении
Евдоким – прекрасный молодой дефектолог и большой Федин друг
Волонтер Люба приходит каждую неделю, чтобы играть для Феди на пианино
Федя это очень любит, а если мелодия знакомая, то обязательно подпевает
Федя часто прислушивается к тому, что происходит вокруг – такой способ знакомства с миром гораздо более привычный и куда менее страшный
О Русфонде
Русфонд (Российский фонд помощи) – один из старейших и крупнейших благотворительных фондов современной России. Создан в 1996 году как филантропическая программа Издательского дома «Коммерсантъ» для оказания помощи авторам отчаянных писем в «Коммерсантъ». В настоящее время открыты 20 региональных представительств фонда в России, действуют Rusfond.USA в Нью-Йорке и Rusfond.UK в Лондоне.Миссия фонда – спасение тяжелобольных детей, содействие развитию гражданского общества и внедрению высоких медицинских технологий.За минувшие годы Русфонд создал уникальную модель адресного журналистского фандрайзинга. В настоящее время фонд системно публикует просьбы о помощи на страницах «Коммерсанта» и на Rusfond.ru, а также на информационных ресурсах свыше ста региональных партнерских СМИ.
Только в 2014 году более 7,1 млн. телезрителей и читателей Русфонда, 840 компаний и организаций помогли 2805 детям России и СНГ, пожертвовав свыше 1,709 млрд. руб.
С 2011 года развивается телевизионный проект «Русфонд на «Первом», с 2013 года партнерами фонда стали региональные телеканалы ВГТРК.
За 18 с половиной лет частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше  191,07 млн. долларов (по состоянию на  21.05.2015).
Соучредитель и Президент Русфонда – Лев Амбиндер, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Российский фонд помощи – лауреат национальной премии «Серебряный лучник» за 2000 год. Награжден памятным знаком «Милосердие» №1 Министерства труда и социального развития РФ за заслуги в развитии российской благотворительности.
Дополнительную информацию о Русфонде можно найти на сайте www.rusfond.ru

Фото: Ольга ПАВЛОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?