Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Кто-то поет в храме, а кто-то звонит на колокольне»: рассказываем о женщине-звонаре

На Светлой неделе улицы городов и сел оживляет не только весеннее солнышко – отовсюду доносится колокольный звон. С утра до вечера – ведь пасхальной радостью хочется делиться со всем миром! Откуда пошла эта традиция? Что нужно уметь, чтобы стать профессиональным звонарем? И как звонить нам, любителям? Поговорили об этом со старшим звонарем Николо-Кузнецкого храма в Москве Раисой Юрьевой

Женщина на колокольне звонит в колокола

Христос Воскресе!

Любой на Светлой неделе может подняться на колокольню, полюбоваться открывшимся видом – и отвести душу.

Вы знали, что наша любимая пасхальная традиция изначально была только для настоящих звонарей? Чтобы народ услышал самые красивые звоны, а каждый звонарь мог показать мастерство не только прихожанам своего храма, но и всем желающим.

Все-таки здорово, что теперь мы все можем звонить в колокола.

Но, как и в каждом деле, в колокольном звоне есть свои тонкости, поэтому всем желающим позвонить в колокола на Светлой седмице нужно знать, как это правильно сделать.


«Ты стой здесь, а ты будешь там»

Звонарь Раиса Юрьева поднимается на колокольную по лестнице
Звонарь Раиса Юрьева говорит, что колокольный звон – это часть богослужения

– Когда лупят со всего размаха и когда с колокольни несётся какофония, людям, которые живут рядом с храмом, очень тяжело, – переживает Раиса Юрьева. – Да и за колокола тревожно, когда много людей, и каждый хочет ударить посильнее. Поэтому разумение в нашем деле не помешает.

В нашем Николо-Кузнецком храме в эти светлые дни на колокольне обязательно дежурит звонарь. Перед тем, как звонить самим, прихожане стараются аккуратно «потрогать» все колокола, послушать, как они звучат. Чтобы это не напоминало тяжелый рок – радости такое точно не добавит! В большой колокол мы просим не звонить, бережем его. Да и слишком тяжелый он для непривычных людей, – объясняет Раиса.

В Никольском храме поднимаются на колокольню поделиться пасхальной радостью не только взрослые, но и дети из воскресной школы – и Раиса каждый раз радуется, что дети помнят, чему научились в прошлом году.

Многие прихожане, которые на Светлой неделе хотят позвонить в колокола, учились в музыкальной школе. Их Раиса старается организовать: «На два счета или на четыре. Пытаюсь выстроить ансамбль. Одному говорю «стой здесь», другому: «а ты будешь там».

Получается отлично!

И все потом хотят вернуться, чтобы снова испытать незабываемое ощущение причастности к светлой радости.

Приходишь раньше всех, а уходишь последним

Звонарь Раиса Юрьева на колокольне
Звучание колоколов пробуждает в человеке особое душевное состояние, поэтому звонарь должен быть очень внимателен в своем служении

В этот раз на колокольню Раиса пришла не одна – рядом были ее ученики, Иван и Тихон. Они оба из священнических семей. Тихону 14 лет, Ване уже 16. Оба окончили курсы звонарей – Иван при Даниловском монастыре, Тихон – в храме Николы в Заяицком. И теперь, впервые в истории храма в Кузнецах, отец настоятель благословил подростков трудиться на колокольне, отметив их трудолюбие и ответственный подход к делу.

– Ребята уже понимают, что быть звонарем – не развлечение, – хвалит своих помощников Раиса. – И выучиться не так просто, и пунктуальным нужно быть. Нельзя опоздать на службу! Ты приходишь раньше всех, а уходишь последним.

Бывает, что заболел – а все равно едешь. И в отпуск уйти трудно: я бы хотела как-нибудь побывать в Ростовском Кремле, в Светлогорске, в Карелии, послушать побольше местных звонов, но привязана к своему приходу, что меня даже радует.

Ваня однажды увидел в деревне Никольское, как кто-то из знакомых занимается с Раисой Леонидовной. И загорелся попробовать.

– Решил, что мне тоже нужно, – говорит Ваня.

Ему сегодня досталась ответственная задача – благовест – звон в один большой праздничный колокол. Ведь встретились мы в двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Раиса объясняет, чем праздничный звон отличается от будничного:

– В звоне участвует вот этот, большой колокол. Благовест будет более частый, потому что большой праздник. Оба благовестника управляются ногой – с помощью этой педали. А потом – трезвон в три приема. Сегодня три звонаря – три трезвона.

Мы с фотографом уже предвкушаем праздничную атмосферу, которая вот– вот разольется в воздухе. Вот эти пять колоколов – среднегромкие, а четыре маленьких, с веревочками, называются «зазвонные», они украшают основной звон.

– Колокольный звон – это часть богослужения. Мне кажется, что нельзя отделить церковную музыку от колокольного звона, – размышляет Раиса. – Кто-то в хоре поет, кто-то звонит в колокола. Искусство это или ремесло? Мне кажется, что и то, и другое!

Раиса полагает, что колокольный звон, как и иконопись, церковное пение, архитектура и росписи храмов, а также красота церковных облачений, помогает нам приобщиться к духовной жизни. Как икона помогает перейти от образа к Первообразу, так и звучание колоколов пробуждает в человеке особое душевное состояние.


Нежной барышне будет тяжело

Звонарь Раиса Юрьева на колокольне и Ваня
Ване уже 16 лет, он окончил курсы звонарей при Даниловском монастыре и теперь помогает Раисе на колокольне

По образованию Раиса – дирижер академического хора, окончила музыкальное училище имени Римского-Корсакова в Петербурге, потом работала по специальности – с детским коллективом. Продолжила образование на регентском факультете ПСТГУ. Растила троих своих детей. Сейчас у нее уже четверо внуков.

А о колокольном звоне мечтала давно.

– Семь лет назад я даже представить не могла, что такое счастье – быть звонарем – случится в моей жизни, – признается моя собеседница.

А сначала Раиса переживала, что на курсах звонарей нельзя учиться женщинам. Потому что научиться звонить думала другая прихожанка, тоже музыкант, но духовник ее не благословил. Честно сказал, что слишком уж это трудно для женщины.

Раиса говорит, что много думала об этих словах, переживала, а потом поняла, что не нужно на себя примерять то, что другому человеку сказал священник, и пошла за благословением. Но о беседе думала с трепетом – хотя курсы уже оплатила.

Батюшка отнесся с пониманием: «Прекрасная идея!».

Потом она увидела, что хотя мужчин на курсах и больше, но женщины все же тоже есть. И успокоилась.

– Сами видите: на это не нужна какая-то особая физическая сила, – говорит Раиса, довольно хрупкая с виду женщина. – Конечно, определенная какая-то крепость в звонаре должна быть, совсем нежной барышне, действительно, будет тяжело.

Место для новичка нашлось в своем же приходе.

И Раиса стала часто подниматься по узкой крутой лестнице на колокольню Николо-Кузнецкого храма.

– Вы знаете, я очень часто слышала от преподавателей, от многих звонарей, даже опытных, что музыкальное образование звонарю не нужно, что оно даже мешает. Конечно, есть очень много прекрасных талантливых звонарей и без музыкального образования. Но, как мне кажется, никакое образование, а тем более такое замечательное, не может быть лишним. Мне оно только помогает, – улыбается Раиса. – Причем, с самых разных сторон.

Однажды к Раисе пришел учиться человек, у которого были сложности с координацией движений. Он должен был стать звонарем по послушанию, но ему никак не удавалось ритмично нажимать педаль благовестника. И так пробовали, и так – ничего не получается.

И тут Раиса вспомнила, что когда она была маленькой и только училась играть на фортепиано, ее учительница сидела на полу и ее ногой в нужном месте нажимала на педаль. Маленькой Раечке поначалу это было трудно.

И Раиса точно также стала поступать, когда ее ученику было трудно.

И что вы думаете – помогло! Научился он звонить!

Звон, пробуждающий светлые чувства

Звонарь Раиса Юрьева в профиль напротив окна
«Не хочется, чтобы я однажды пришла, а здесь, на колокольне, все так буднично, как будто ты занят каким-то обычным делом», – говорит Раиса

Благовест начался с трех протяжных ударов – потом колокол забился более часто, но все равно строго, размеренно. С высоты было хорошо видно, что некоторые люди на улице ускорили шаг – не опоздать бы на службу.

– Вань, почаще! – советует наставница.

Отец сказал Ване: если ты решил научиться звонить, так иди до конца! После занятий с Раисой Леонидовной парень сразу записался на Даниловские курсы.

И теперь он тоже звонарь.

Настает очередь Тихона.

Раиса просит его «не греметь» и предлагает ребятам позвонить вдвоем – так торжественнее.

Тихон мечтал стать звонарем с раннего детства. И стал.

– Мне кажется, в России все любят колокола. Это заложено в нашей культуре. Нас всю жизнь сопровождает колокольный звон, – размышляет Раиса. – Мы венчаемся с колоколами, уходим с ними в мир иной, и даже в музыке наших любимых композиторов, которых мы знаем с детства, – Римского-Корсакова, Мусоргского, Скрябина – мы слышим колокольный звон. И он всегда пробуждает светлые чувства. Согласны? – спрашивает Раиса.

Люди продолжают стекаться к храму, обстоятельно крестятся перед воротами. Молодой человек, который, кажется, ждет такси, начинает медленно ходить туда-сюда, будто о чем-то задумавшись. Стайка подростков перебегает дорогу, взявшись за руки. Колокольный звон становится фоном воскресного утра даже для тех, кто проводит его не в церкви.

 – Колокольный звон вообще не только для тех, кто уже ходит в храм, он и для тех, кто еще не в церковной ограде: колокола ведь зовут всех людей к Богу, на службу, – поясняет Раиса. – А если, к примеру, вы находитесь недалеко от храма и слышите после трезвона один удар, или два (это как второй звонок в театре!), или три – вы понимаете, что скоро начнется служба. Даже если с собой нет часов или телефона, все равно узнаете время! – уверяет Раиса Юрьева.

Первый раз на колокольню Раиса вошла тихо-тихо, чтоб никто из знакомых не заметил: вдруг у нее ничего получится?

Конечно, в колокольном центре она училась звонить, много репетировала, но здесь ведь ее ждали совсем другие колокола. И даже нажатие в целом требовалось потяжелее.

Как и все музыканты, Раиса переживала, что звон выйдет не таким, как хотелось бы.

Помолившись, она начала звонить.

И поняла, что ей категорически не нравится то, что она слышит. Да что там «не нравится» – ей показалось, что ее звон просто ужасен!

Бросив взгляд вниз, она вдруг увидела, что прохожие, которые идут по улице в этот ранний час, останавливаются, поднимают головы вверх, крестятся.

– Какие люди у нас всё– таки добрые! Как они любят колокольный звон. Любой, даже мой, – умилилась тогда Раиса.

И в тот момент это ее утешило и придало сил.

Понимаешь, для чего ты пришел

Звонарь Раиса Юрьева поднимается на колокольню
После революции Храм Николы в Кузнецах не закрывался, шли службы, колокола по-прежнему звучали над Замоскворечьем. Раиса рада продолжить традицию

В храме внизу началась служба, на колокольне все тихо. Раиса сошла со ступенек высокого помоста и перекрестилась. Тихон разминал натруженные пальцы, совсем еще детские.

Скольких звонарей помнит эта колокольня? После революции Храм Николы в Кузнецах не закрывался, службы продолжались, колокол по-прежнему звучал над Замоскворечьем.

Сам храм, объект культурного наследия, основан еще в 15 веке, нынешнее здание построено в первой половине 19-го. А вот колокола отлили в прошлом столетии. Почти все, потому что на одном Ваня прочитал дату – 1849 год. Они не заказывались комплектом, все из разных мест. Есть даже с завода ЗИЛ!

– Представляете, там и колокола отливали! – удивляется Раиса.

Спрашиваю Раису, нужно ли молиться во время звона.

– Молимся всегда. Правда, если звонарь весь уйдет в молитву – ритм может нарушиться. Благовест, например, должен быть ритмичным. Но можно читать про себя Иисусову молитву – и звонить.

Во время праздничного Благовеста мы молимся: «Господи помилуй! Господи помилуй!».

Во время трезвона важно и музыкальную часть отследить, и молитвенный настрой сохранить. Тогда просто мысленно благодаришь Бога или просишь прощения, делится Раиса.

И замечает, что для звонаря еще важен настрой.

– Не хочется, чтобы я однажды пришла, а здесь, на колокольне, все так буднично, как будто ты занят каким-то обычным делом. Всегда напоминаю себе, что участвую в богослужении, чтобы не забыть, для чего ты сюда пришел.

Робот звонарь: удобно, но безжизненно

Звонарь Раиса Юрьева на колокольне
Раиса считает, что у системы «электронный звонарь» нет будущего: в отличии от робота, звонари люди верующие и творческие, хранят традицию и вносят свою изюминку в каждый звон

Говорим с Раисой о том, что сейчас во многих храмах установлена система «электронный звонарь». Колокольня «запускается» кнопкой телефона. Библиотека звонов огромна – выбирай на любой вкус. Просто, экономно, удобно.

И – безжизненно, – уверена Раиса.

– Для меня это то же самое, что поставить в храме во время богослужения запись из интернета, – пожимает она плечами. – Голос робота не может быть живым молитвенным призывом! Электронный звонарь звучит «как бы вообще», безотносительно к важным смыслам. И в какой-то момент это может привести к утрате самобытности колокольного звона. Ведь звонари – это верующие, знающие традицию, творческие люди.

Раиса говорит, что каждый звонарь привносит в традицию что-то свое. Есть исторические звоны – например, в стиле Псково-Печорского монастыря. Такой сегодня звучал у нас перед службой – активный, ритмичный.

– Конечно, там колокола другие, у нас свое звучание, – поясняет Раиса. – Мы повторяем ритмический рисунок, но в своем стиле. А есть еще стиль Новодевичьего монастыря, ростовские, ярославские и другие звоны. В каждом есть какая-то изюминка.

Был, например, такой замечательный звонарь в Суздале – Юрий Юрьевич Юрьев, мой однофамилец. В интернете можно найти запись его звонов. Его изюминка была в исполнении на больших колоколах звона, похожего на бой курантов. Использую иногда эту «суздальскую затравку» перед началом трезвона, вспоминаю Юрия Юрьевича, молюсь о нём…

… Однажды на Светлой седмице толпа желающих позвонить иссякла. Раиса осталась на колокольне одна, придумывала новый звон. И вдруг почувствовала странный запах. Обернулась – а на колокольню пришел бездомный.

Таких бедолаг много у станции метро Павелецкая, которая недалеко от храма. Но оказалось, что пришел мужчина не милостыню просить – миролюбиво попросил, чтобы и ему разрешили позвонить в колокола, Христа прославить.

Что ж, тоже человек Божий, как откажешь?

Раиса показала ему, что и как.

Мужчина взял в руки веревочки.

Бом– бом – звонил бездомный и улыбался.

И прохожие его слышали внизу и тоже улыбались.

И все было хорошо.

Потому что Христос Воскрес!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?