Слово «тьютор» для нас новое и применяем мы его часто не к месту. Посмотреть на реальную работу тьютора в инклюзивной школе и понять, каковы его главные обязанности и почему эта профессия так важна, вы можете в нашем видео.
– Точно! А сюда? А сюда? Стоп! Из-ви-…
-Извините!
-Я так больше….
– не буду
-А сколько тебе лет?
– 112
– Тебе 13 лет
– В каком классе? …. В четвёртом.
– В четвёртом «А» или «Б»?
– «Б»
– В четвёртом «Б»! Точно!
Надежда Бурлака, тьютор проекта «Инклюзия» :
– Я работаю тьютором в проекте «Инклюзия» в школе 1465. Тьютор находится всегда, скажем так, позади ребёнка во всех смыслах: подсказывает ребёнку, как поступить, как отреагировать в той или иной ситуации. Допустим, если учитель говорит всем: «Дети, пишите!» То тьютор сзади, не повторяя слова учителя, просто подсказывает ребёнку, что нужно отреагировать на эту инструкцию учителя.
Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия»:
– Тьютор сопровождает ребёнка в течение всего учебного дня, то есть с восьми утра и до выхода ребёнка из школы. Тьютор в повседневности решает много самых разнообразных задач. Он сопровождает ребёнка на перемене, помогая ему взаимодействовать со сверстниками. Он находится с ним вместе в классе и помогает облечь в доступную форму речь учителя для того, чтобы ребёнок мог наравне со всеми выполнять задачи, задания и всевозможные упражнения. Он находится с ним как в общеобразовательном классе, так и в ресурсной комнате, в которой ребёнок может прийти в себя, отдохнуть и заниматься по индивидуальному учебному плану.
– Он уснул! Ещё раз: тигр собирался выступать, да? И мышка залезла…
– На барабан.
– На его место, да? И стала выступать вместо…?
– Тигра.
– А повтори сам!
-Тигр…
Юлия Преснякова:
– У каждого ребёнка в течение года может произойти смена тьютора. Это необходимый этап в образовательном плане для того, чтобы ребёнок научился взаимодействовать с разными взрослыми. И научился слышать просьбы и воспринимать подсказки самых разных людей в зависимости от их типажа, голоса, варианта подачи инструкции и многого другого.
– Если бы ты поймал золотую рыбку, то чтобы ты попросил?
– Телевизор? Ещё что?
– «Karande»- это компьютерная игра.
– А! это игра такая. А ещё что?
– Ещё, чтобы у меня не было сахарного диабета. Чтобы я был здоров и мог есть, что захотел.
– Саша… Это очень хорошее желание.
Юлия Преснякова:
– Тьютор – не учитель. И здесь важно помнить о том, что тьютору необязательно владеть знаниями по математике в рамках общеобразовательной школы как педагогу начальных классов. Необязательно владеть знаниями по русскому языку и литературе. Он является лишь проводником между обучающей средой: между учителем и учеником (ребёнком, который имеет нарушения). И он передаёт информацию от учителя ребёнку в доступном ему виде, что и обеспечивает успешность процесса обучения.
Ролик создан на средства гранта «Православная инициатива 2013-2014».