Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Кто такие дропперы и как они сами становятся жертвами мошенников

От полумиллиона до 700 000 человек – именно столько людей, по разным оценкам, вовлечены в схемы телефонных мошенников. Все это молодые люди – школьники и студенты, которые добровольно или по неведению предоставляют преступникам свои банковские и сим-карты. Сесть в тюрьму за такое преступление можно надолго – вплоть до пожизненного срока

Коллаж. Дропперы

Дропперы – подставные лица, которых использую мошенники. Через банковские карты дропперов украденные деньги обналичивают или выводят по цепочке посредников. Иногда дропперы просто передают свои карты злоумышленникам, а иногда сами переводят или обналичивают похищенные деньги. На первый взгляд, непыльный и быстрый способ заработка. Однако для дроппера это может закончиться пожизненным лишением свободы за пособничество терроризму.

По данным Сбербанка, те или иные признаки дропперства в 2022 году нашли у 500 000 граждан РФ. По оценкам Банка России, около 10 млн раз россияне переводили деньги на дропперские карты, а общий ущерб от содеянного составил около 15 млрд рублей.

Откуда такие гигантские цифры и неужели все эти люди – мошенники и пособники террористов? Мы решили разобраться в этом феномене и выяснили, что дропперами часто становятся подростки и молодые люди, причем далеко не всегда это происходит добровольно и осознанно. Прочтите и предупредите своих детей: они в зоне риска.

Разводные и не разводные: кто и как становится дроппером

У подростка из Оренбургской области мошенники купили карту, чтобы выводить похищенные деньги. Вскоре он попался на преступлении, совершенном в Забайкальском крае. Могочинская межрайонная прокуратура выяснила, что 62-летний пенсионер из Могочи по указанию мошенников перевел 55 000 рублей на «безопасный» счет. Деньги получил дроппер, тот самый подросток, находившийся за тысячи километров.

Поскольку школьник не имел правовых оснований на этот перевод, прокуратура через суд потребовала возместить всю сумму. Акбулакский районный суд Оренбургской области удовлетворил иск. Теперь долг будут выплачивать родители мальчика.

Минимальный возраст завербованного дроппера сегодня – 14 лет, так как именно с этого возраста дети могут самостоятельно и без разрешения законных представителей оформлять банковские карты. «Социальный портрет этого типа преступников очень четкий. Больше половины дропперов – молодые люди лет примерно до 23. Как правило, это студенты или даже школьники, которые ищут способ заработать на карманные расходы. Другая большая группа дропперов – те, кто работает на малооплачиваемых работах, едва сводит концы с концами. Именно они чаще всего поддаются на уговоры», – комментирует Андрей Жуков, заместитель заведующего центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ.

О чем стоит поговорить с ребенком прямо сейчас

Обсуждая с подростком – школьником или студентом – тему дропперства, стоит прежде всего объяснить ему следующее

– За деньги, проходящие через карту, отвечает ее владелец. Неважно, знал ли он о незаконности средств.

– В интернете нельзя вступать в диалог с незнакомцами. Аферисты годами оттачивают искусство воздействия на людей и могут обмануть даже осведомленного о способах мошенничества пользователя.

– Если кому-то будет причинен имущественный ущерб, возместить его могут обязать родителей ребенка.

– Владелец дропперской карты может попасть в черный список банков. Его заблокируют в приложениях для онлайн-платежей, он сможет пользоваться только наличкой. Когда он вырастет и захочет взять кредит или оформить ипотеку, прошлое может о себе напомнить.

– Даже условная судимость сделает недосягаемыми многие профессии.

Попавшиеся на крючок подростки часто и не догадываются о том, что нарушают закон. Но следуют отметить, что иногда их используют втемную. Поэтому дропперов делят на две основные категории.

«Неразводные»: к этому типу относят тех, кто прекрасно осведомлен о том, что участвует в криминале. Их отличает наличие огромного количества самых разнообразных банковских карт. В отличие от них «разводные» не понимают, что задействованы в противозаконной схеме. Их попросили перевести чьи-то деньги, они согласились. Вот в эту категорию чаще всего и попадают школьники, студенты, пенсионеры, малоимущие. Они могут быть и одноразовыми.

«Моя знакомая работает уборщицей в фитнес-клубе, зарплата у нее небольшая. Один из клиентов предложил ей оформить на себя банковскую карту. Дескать, через нее несколько сотен тысяч рублей в день будут проходить, а она станет иметь небольшой процент с этого, – рассказывает 43-летний москвич Александр, работающий курьером. – Конечно, знакомая спросила, не посадят ли ее за такое? На что клиент ответил, что ничего страшного здесь нет, таким образом он просто хочет уйти от налогов. Если что, то он и будет за все отвечать, а получать деньги на карту законом РФ не запрещено. Девушка даже согласилась пойти в банк. Слава Богу, у нее были просроченные платежи по кредитам, плохая кредитная история, а своя карта заблокирована, ей просто не дали открыть новый пластик. Можно сказать, что пронесло».

«Это как в фильме «Место встречи изменить нельзя», когда вор Ручечник уговаривал Светлану Волокушину красть шубы в театральном гардеробе. Он рассказывал девушке сказки, что с его умением они никогда не попадутся, а даже если и попадутся, то это ей ничем не грозит, номерок же брал он. Вот только задержали с шубой именно Волокушину. Дропперов вербуют с помощью таких же рассказов, что, мол, тебе ничего не грозит. Это ложь. И именно дроппера легче все поймать, ведь банковские службы безопасности могут отследить любой перевод», – предупреждает Андрей Жуков.

Для одной жертвы мошенникам нужно не меньше трех дропперов

Кто такие дроперы и как они сами становятся жертвами мошенников

Термин происходит от английского слова drop, которое дословно переводится как «бросать», «капать». Само понятие еще не устоялось, иногда для краткости их именуют дропами.

Зачем нужны дропперы? Если бы жертвы финансовых мошенников перечисляли деньги на счета преступников напрямую, то тех было бы легко вычислить и обезвредить. Чтобы этого не произошло, аферисты нанимают людей, чаще всего дистанционно, которые сдают свои пластиковые карты в аренду или сами проводят операции с пластиком. «Мошенники быстро и маленькими порциями, «каплями», распыляют украденное по нескольким счетам, разным адресам, обналичивают, и найти концы в итоге становится практически невозможно», – объясняет Андрей Жуков.

Существует еще одна классификация дропперов по способу использования банковских карт.

«Обнальщики». Преступники перечисляют таким дропперам деньги на карту, а те за небольшое вознаграждение снимают затем наличные в банкоматах.

«Заливщики». Такие люди получают наличные от других дропов, вносят их к себе на счет через банкомат и отправляют дальше по цепочке «транзитникам».

«Транзитники». Эти люди принимают от мошенников деньги на свой счет, а дальше, следуя указаниям аферистов, переводят их еще одним лицам. В конечном итоге средства могут оказаться на криптовом счете, с которого их не достать.

По данным экспертов, каждый преступный эпизод телефонного мошенничества требует наличия как минимум трех дропперов, в зависимости от выводимой суммы.

С недавних пор именно дропперы стали «слабым звеном» в расследовании такого рода преступлений. Тем, кто соглашается выполнить подобные услуги, следует знать, что главные «работодатели» чаще всего ускользают от ответственности, а реальное наказание грозит именно засветившимся посредникам.

В конце января 2025 года в Йошкар-Оле завершился суд над дропперами. На скамье подсудимых оказались Андрей Л. и Андрей О., которые выступили посредниками в мошеннической схеме по обману Ларисы Долиной, в результате которой певица лишилась элитной московской недвижимости.

Осужденных обязали выплатить Долиной внушительную сумму в размере 69 миллионов рублей. В ближайшее время преступники отправятся за решетку и, возможно, на СВО, откуда будут переводить возмещение небольшими суммами. Скорее всего, на то, чтобы вернуть певице миллионы, им не хватит всей жизни. При этом дропперы уверяли, что якобы не знали о том, что совершают противоправные действия. Мол, что здесь такого: предоставить свои данные для использования банковских карт?

Вплоть до пожизненного: что грозит дропперам

«Знал или не знал дроппер о цели, на которые идут похищенные денежные средства? Если знал, следовательно, может быть признан соучастником мошенничества. Если к тому же предполагал, что средства могут пойти на финансирование запрещенных организаций, то тогда это может быть уже статья 205.1 ч.3 «Содействие террористической деятельности», которая наказывается лишением свободы на срок до 20 лет», – комментирует Александр Сотов, доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ, партнер коллегии адвокатов «ФБК-Право».

В судебной практике есть случаи, когда дропперам вменяют статью 174 УК РФ за незаконное отмывание денежных средств. Санкции по ней – от штрафа до 7 лет лишения свободы. Но чем больше становится любителей такого заработка и чем опаснее его последствия, тем чаще дропперов станут привлекать по статье 187 УК РФ за неправомерный оборот платежей, по статье 159 УК РФ за мошенничество, по статье 172 УК РФ за незаконную банковскую деятельность и статье 210 УК РФ за организацию преступного сообщества и участие в нем. Если же речь идет о финансировании терроризма и следствию удастся доказать, что действия дропперов были умышленные, а последствия значимыми для безопасности государства, то по статье 205.1 ч.4 им может грозить вплоть до пожизненного лишения свободы.

«Конечно, не все дропперы являются матерыми преступниками, и многие попадают в эти сети обманным путем. Поэтому крайне важно помнить, что нельзя никому передавать данные своей банковской карты, да еще и с кодом безопасности; переводить деньги по реквизитам по просьбе неизвестных лиц. Если на вашу карту поступил неизвестный перевод – немедленно сообщите об этом в банк. Также не стоит соглашаться под предлогом помочь снять/положить и перевести деньги в банкомате для неизвестных лиц, поскольку ни человек, ни происхождение этих денег вам неизвестно», – советует Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда пострадавших от преступлений.

Хочешь айфон? Кто и как вербует дропперов

Кто такие дроперы и как они сами становятся жертвами мошенников

В основном вербовкой подростков занимаются специальные «дроповоды». Есть несколько способов заставить молодежь поверить им. Ничего принципиально нового здесь не придумано, похожим образом вербуют и закладчиков запрещенных веществ, обещая щедрую оплату за «пустяковое» дело.

Чаще всего манипуляторы размещают объявления о простой и хорошо оплачиваемой работе на различных сайтах и в социальных сетях. «Ищем ответственных людей, готовых серьезно и плотно трудиться. Делаем заливы на карты. Основные банки, с которыми работаем: (дальше перечисляются банки). Схема работы: 33% – наши, 66% – ваши», – один из примеров таких объявлений.

Также создаются поддельные сайты, похожие на официальные порталы реальных компаний. Мошенники придумывают «уважительные» причины, по которым работодателю якобы приходится проводить часть дохода через счета физических лиц. Самая распространенная причина – уклонение от налогов.

Происходит и откровенный обман в интернете через онлайн-покупки или «случайную ошибку» при переводе. «Например, висит объявление в интернете о продаже какой-то вещи с большой скидкой. Причина – хозяин уезжает и срочно распродает имущество. Покупателю говорят, что желающих много и хорошо бы внести предоплату – 5000 рублей. Человек соглашается, ему диктуют телефон человека, который пока «ни сном, ни духом», что его собираются использовать в мошеннической схеме. И вот уже на его карту падает 5000 рублей. Затем ему звонит мошенник, извиняется и говорит: «Вы получили 5000 рублей, я вам отправил их по ошибке, скиньте их, пожалуйста, обратно на такой-то номер». К сожалению, часто честные люди ничего не подозревая переводят деньги. Они уверены, что вернули тому, кто их отправил. Вот только переводят вовсе не обманутому человеку, а на номер мошенника. Таким образом, первого человека обманули на 5000, а второй невольно стал дроппером», – объясняет Андрей Жуков.

Ищут дропперов и через сайты знакомств. Скажем, молодой человек общается в сети с девушкой. Постепенно выведывает, что у нее есть финансовые проблемы. После нескольких свиданий предлагает ей как посреднице заработать хорошую сумму. Барышня делает несколько переводов, и ее приятель исчезает. Когда приходят следователи, оказывается, что настоящее имя дроповода она не знает, его телефон больше недоступен, а сим-карта вообще оформлена на другого человека, который не в курсе, что его тоже использовали.

Поддельные симки для хороших мальчиков

Помимо использования банковских карт преступники получают обманным путем и симки пользователей, с которых идет прозвон потенциальных жертв. Здесь тоже чаще всего задействованы подростки, но с 18 лет – это возраст, когда можно самостоятельно оформить на себя телефонную сим-карту. Вербуют, в основном давя на дружелюбие, умоляя приобрести и отдать симку, потому что у самих с этим есть проблемы.

«Сыну 18 лет. Вообще он не очень со мной откровенен, скорее замкнут. Еще и возраст такой. Но в этом случае, слава Богу, он мне сказал, что происходит, – делится москвичка Елена К. – Говорит: знаешь, одна моя знакомая попросила на мое имя зарегистрировать сим-карту. Якобы девочка, с которой он познакомился, хочет привязать к этому номеру телеграм, а родители ей не разрешают».

Елена уговорила мальчика не ввязываться в эту авантюру, уж больно неправдоподобное объяснение придумала новая подруга. При этом она уверена, что девочка существует на самом деле, а не является маской взрослого преступника. Но от этого, увы, не легче. «Может быть, ее тоже попросили помочь и она согласилась, как многие подростки, не понимающие: а что здесь такого?» – рассуждает Елена.

«За деньги можно взять в аренду виртуальные мобильные номера. Они совершенно как настоящие, но не имеют физического воплощения, а используются на час или на сутки, также их могут оформить в длительный прокат. В этом случае делается очень просто, эти сим-карты оформляют не на специальный сервис, а на подставных лиц, какими обычно также выступают подростки», – рассказывает специалист по IT Николай Эрней.

Специалист сетует, что дети совершенно не понимают, что такое цифровая гигиена, поэтому становятся легкими мишенями. «В телеграм-каналах разыгрываются бонусы в популярных компьютерных играх. Когда набирается определенное количество людей, им закидывают предложение о легком заработке в покупке е-симки. Ее даже забирать не надо, будет QR-код, который нужно просто переслать по адресу, и там ее активируют. Молодые ребята уже доверяют этой группе, поэтому обычно соглашаются помочь за очень маленькую сумму, 500 или 1000 рублей. Ведь от них почти ничего не требуется», – объясняет Эрней. Через сутки на эту симку регистрируют новый ТГ-канал. Добавляют туда несколько человек помимо админа и запускают системы заранее написанной программы бота, который начинает рассылать такие же запросы по другим каналам. То есть одним махом убивают сразу двух зайцев: при помощи поддельных симок обманывают жертв по телефону и осуществляют массовый поиск дропперов. «Это как спрут, сложно не попасться», – говорит Эрней.

Число дропперов стремится к миллиону

Когда я спрашиваю Андрея Жукова, правда ли, что количество граждан с признаками дропперства в России приблизилось к полумиллиону, он грустно улыбается: «Это было два года назад. А сейчас, по данным службы финансового мониторинга и валютного контроля, число дропперов, вольных или невольных, у нас в стране приблизилось к 700 000. И это только официальная статистика. Эксперты называют цифру в разы большую!»

Последние месяцы органы власти совместно с банковским сообществом прорабатывают вопрос создания единой платформы для борьбы с дропперами, которая позволила бы централизованно передавать в кредитные организации информацию о подозрительных и частых операциях клиентов. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который запрещает банкам открывать счета подросткам в возрасте от 14 до 18 лет без согласия законных представителей. А МВД России недавно анонсировало законопроект, которым предлагает квалифицировать передачу третьим лицам зарегистрированных на себя электронных средств платежа или доступа к ним как преступление средней степени тяжести, а если в составе организованной группы, то как тяжкое преступление.

В «Сбере» корреспондента портала «Милосердие.ru» заверили, что банк сотрудничает с другими кредитными организациями, а также правоохранительными и судебными органами для своевременной блокировки денег на счетах дропперов, чтобы они не смогли обналичить украденные средства. «Сбер» сначала блокирует денежные средства, если они попали к дропу, затем мы проактивно возвращаем клиенту деньги, сохраняя его время и нервы. Таким образом банк вернул россиянам со счетов дропов более одного миллиарда рублей». По сведениям «Сбера», в настоящий момент в России большинство дропов – граждане до 24 лет. При этом банк продолжает фиксировать вовлечение среди молодежи, для которых характерен интерес к легкому заработку.

«В контексте противодействия растущим случаям мошенничества это все хорошо, но явно недостаточно, – считает правозащитник Матвей Гончаров. – По-моему, государство прежде всего должно сделать все, чтобы защитить граждан, особенно несовершеннолетних, чтобы их не вовлекали в преступную деятельность, поэтому здесь необходимы не точечные меры, а широкая информационно-правовая кампания для населения, которая будет повышать уровень правовой информированности. Это все жизненно необходимо в целях минимизации таких преступлений».

Иллюстрирование Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?