Славянский бульвар – Измайловская
9:15 утра, станция метро «Славянский бульвар». Пять инспекторов Центра ждут маму с ребенком, которым нужна помощь при транспортировке коляски. Сотрудников ЦОМПа в желтых жилетах с красной надписью на спине видно издалека.
«Славянский бульвар» – станция новая, поэтому встреча запланирована на платформе: здесь на входе и выходе есть удобные пандусы и лифт, которым пользуются все, у кого есть тяжелый груз, или кому просто нелегко передвигать ногами.
«Поедем на «Измайловскую», – говорит Анна Аверьянова, старший инспектор ЦОМПа, – это станция старая, ступеньки там крутые, чтобы выйти на улицу или к поездам, нужно преодолеть несколько лестниц. Поэтому и нужна наша помощь».
Рядом с ней – четверо мужчин, инспекторы. Так утверждено в правилах ЦОМПа – именно четверо могут поднять коляску, и прогулочную, и инвалидную.
Из лифта торжественно выезжает массивная детская коляска. Юлия Жаркова везет трехлетнего сына Тимофея на занятия в «Даунсайд Ап». С некоторыми инспекторами она уже знакома: они не раз сопровождали ее с сыном по делам. Тима немедленно начинает исследовать объектив фотоаппарата, направленный на него, и улыбаться окружающим. Час пик уже прошел, но в вагоне сутолока. Поэтому большие люди в желтом окружают коляску с ребенком словно стеной, защищая от резких толчков и других неудобств.
«Сейчас мы ездим с сотрудниками Центра два раза в неделю, – рассказывает Юлия. – На занятия на Измайловскую, а еще на иппотерапию. Когда не получается оставить заявку, приходится добираться самой – это очень трудно».
Анна Аверьянова подтверждает – действительно, ЦОМП принимает огромное количество заявок, но иногда по объективным причинам приходится отказывать. В службе работают около 300 человек, и все время идет набор новых сотрудников.
«Тима, чувствуешь, какой свежий воздух?» – спрашивает Юлия сына, стоя на открытой платформе «Измайловской». Тима чувствует и не беспокоится, когда четверо мужчин легко подхватывают его коляску и осторожно переносят по ступеням.
После этого команда инспекторов разделяется – все уезжают по своим заявкам. Мы же добираемся до «Первомайской».
Первомайская – Цветной бульвар
На улице, возле станции метро «Первомайская» вместе с инспектором Артемом Вержбицким ждем следующего клиента – незрячего мужчину. Он немного опаздывает – сотрудник ЦОМПа предупреждает об этом диспетчерскую. Через некоторое время диспетчер перезванивает – все в порядке, скоро встретитесь, человек на подходе. Предупреждать Центр обо всех своих перемещениях и в непорядке в логистике тоже входит в обязанности инспекторов: важно, чтобы все заявки были отработаны, сбоев быть не должно.
И вот появляется человек в темных очках и с белой тростью. Его приводит улыбающаяся женщина, которая просто решила помочь, увидев слепого на улице. Спускаемся в метро.
«Пока этой службы не было, мне приходилось некоторые поездки по делам откладывать, а иные и вовсе отменять – в метро одному небезопасно. Сейчас появилось множество новых возможностей – иногда целый день передвигаюсь по делам, их удается сделать быстро, круг общения значительно расширился», – рассказывает незрячий Сергей Леликов, быстро ощупывая белой тростью поверхность впереди. Его под правую руку поддерживает Артем – и подсказывает, когда ожидать препятствия.
Мы довольно быстро двигаемся по платформе станции «Первомайская». Сергей весел, разговорчив, охотно говорит о своем профессиональном увлечении – кулинарии, о супруге Галочке, которая должна встретить его на станции «Цветной бульвар», о том, что обязательно научит готовить даже того человека, который никогда половника в руках не держал. С Сергеем интересно – и видно, что Артем с любопытством прислушивается к нашему разговору.
Когда мы прощаемся на «Цветном» Артем признается, что всегда хотел работать в метро – его родители – железнодорожники. Он целенаправленно пришел в Центр обеспечения мобильности пассажиров, потому что тут относительно удобный график – два через два, можно где-то подрабатывать. И дело хорошее.
Кстати, ЦОМП сотрудничает с Всероссийским обществом слепых – сотрудники Центра сопровождают незрячих и слабовидящих людей от метро до учреждений ВОС, расположенных на поверхности Москвы.
Парк культуры – Отрадное
«Я о такой работе мечтал, – говорит старший инспектор ЦОМПа Алексей Терновский: у нас есть время между заявками, мы ждем на улице возле «Парка культуры» пожилую женщину. – Можно сказать, ждал, когда же в метро появится служба, где можно будет общаться с людьми и помогать им. Машинист, к примеру, целыми днями не видит ничего, кроме тоннеля, а работа в Центре – совсем другое дело».
Алексей работает в службе давно – и многих пассажиров метро он сопровождал не один раз. Он рассказал про 14-летнего мальчика Ваню Калинкина, который не мог ездить на занятия от «Бабушкинской» до «Третьяковской» до появления ЦОМПа. Коляска у него слишком громоздкая, а мама, единственный защитник, слишком хрупка, чтобы тягать ее вместе с сыном по лестницам и эскалаторам.
«Для многих наших клиентов Центр стал настоящим спасением, – говорит Алексей. – Мамы с детьми-инвалидами получили возможность передвижения. Да и обычные люди, пожилые, стали чаще выезжать из дома, а до этого безвылазно сидели дома на окраинах Москвы».
У Алексея есть один любимый пассажир – старик, который приезжает регулярно с «Бульвара Дмитрия Донского» на «Арбатскую», выходит на бульвары и, не спеша, потому что быстро ходить уже не может, прогуливается там несколько часов.
Впрочем, бывают и курьезы. Однажды одна пассажирка, которую инспекторы с большим трудом транспортировали в коляске (и коляска была тяжела, и дама), всячески критиковала их работу и иронизировала над тем, что молодые люди не могут найти себе другую, «приличную» работу.
Анна Аверьянова говорит, что в подобных случаях сотрудники ЦОМПа всегда уходят от возможного конфликта как могут. Главное для них – доставить клиента в целости и сохранности до места назначения.
Наконец, возле «Парка культуры» медленно, еле передвигая ногами, появляется пожилая женщина с сумкой на колесиках. Артем и Алексей тут же подхватывают ее и аккуратно провожают на поезд.
Тамара Михайловна Конькова, тяжело вздыхая и еле переводя дух, объясняет, что раз в неделю выбирается из Отрадного в центр Москвы. До появления «мальчиков» – так она называет своих провожатых – ей было непросто одной, но куда деваться?
На конечной для Тамары Михайловны станции наше путешествие окончено, мы выходим из метро, а Анна Алексеевна, Артем и Алексей и еще несколько десятков людей в желтых жилетах остаются под землей – помогать тем, кому это необходимо.