Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Земля и воля: кто открывает школу, тот закрывает тюрьму

Петербургская земледельческая колония для обездоленных детей – уникальное явление в истории дореволюционной российской благотворительности

Петербургская колония для обездоленных детей – уникальное явление в истории российской благотворительности. Задолго до Макаренко, в пределах старинной дворянской усадьбы Извара – живописнейшем уголке Волосовского уезда Санкт-Петербургской губернии, – под руководством талантливого педагога и организатора М.П.Беклешова, малолетние преступники и беспризорники перевоспитывались и возвращались в общество: трудом, верой, интересом к науке и искусствам.

Извара. Дети и воспитатели у одного из шести корпусов, построенных для колонистов по проекту архитектора А.А.Яковлева (1915 г.)

Колония и обстоятельства, предшествовавшие её возникновению

Наше исправительное учреждение было основано Санкт-Петербургским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов, которое само по себе было учреждено 15 января 1870 г., стараниями В. И. Чаславского, публициста, учёного и исследователя народного экономического быта. По служебным надобностям он столкнулся с проблемой детской преступности. Наиболее действенным средством борьбы с этим социальным злом Чаславский считал устройство земледельческих и ремесленных колоний.

Отправной точкой для создания общества послужило следующее обстоятельство: в 1866 г. суд получил возможность заменять тюремное заключение для несовершеннолетних преступников исправительным воспитанием в земледельческих и ремесленных приютах. Согласно утвержденному 5 декабря 1866 г. закону, право учреждать подобные заведения получили, в числе прочих, общества и частные лица, которым для этого предоставлялись казенные земли, плата за каждого питомца в размере, выдаваемом на пищу и одежду арестантов, права на проведение сборов, лотерей, спектаклей и т.п.

Среди 275 членов-учредителей общества были государственный канцлер князь А. М. Горчаков, министр народного просвещения граф Д. А. Толстой, министр путей сообщения граф В. А. Бобринский – цвет имперского чиновничества. Были и крупные общественные деятели. Санкт-Петербургское общество земледельческих колоний первоначально предполагало распространить свою деятельность на всю Россию. В действительности его средства оказались недостаточными для содержания даже одной колонии.

На Ржевке

О земледельческой колонии в Санкт-Петербурге осталось довольно мало сведений.

Колония — первое учреждение подобного рода в России — расположена была за пороховыми заводами на реке Луппе, близ Ржевской слободы. Открылась в 1871-ом году первоначально в двух отделениях: земледельческом и ремесленном; но затем эти два отделения слились в одно общее.

Первоначальные средства к организации колонии были добыты путем членских взносов и различных пожертвований. Ещё ранее Обществу земледельческих колоний был отведен министерством государственных имуществ участок из так называемой Охтинской лесной дачи. В 1873 г., после того, как лес был выкорчеван, здесь появились два дома для воспитанников, дом фермера, лазарет, кухня, баня, дом для рабочих и кузница. Все эти здания были снабжены необходимой обстановкой, и были приобретены земледельческие орудии, скот, сбруя и пр.

Направлялись в колонию малолетние преступники 10-17 лет; по замыслу они должны были заниматься сельским хозяйством и получали начальное и ремесленное образование. Подростки жили в деревянных домах и делились на небольшие группы, во главе которых стояли опытные воспитатели. Число воспитанников в 1885-1889 гг. было 115 человек; потом возросло: на 1 января 1902 г. – 182 человека.

Спящие вповалку беспризорники (1910-е гг.)

В журнале «Нива» (№42 за 1906 г.) есть очерк об истории создания колонии и текущем положении дел на начало 20 в. : «Эта колония имеет целью принимать к себе для воспитания и исправления малолетних подсудимых по судебным приговорам. Но кроме них колония может принимать также и заброшенных детей или тех малолетних подсудимых, которые судом оправданы и отпущены на свободу. Но преступники-то эти такого рода, что для них прежде всего требуется не наказание, а хороший трудовой режим и семейная обстановка. Это им и даёт колония. В ней «преступники» обучаются ремеслам и сельскому хозяйству и живут не так, как арестанты в тюрьмах, а «семьями», тесными дружескими кружками вместе со своими воспитателями».

Посещение колонии Ф.М. Достоевским

27 декабря 1875 г. Ф.М. Достоевский, при содействии вице-директора уголовного департамента Министерства юстиции А.Ф. Кони, приехал в земледельческую колонию. В одной из больших комнат он собрал вокруг себя всю молодежь и долго беседовал с ними, вникая в мельчайшие подробности жизни колонистов.

А.Ф.Кони, адвокат, публицист (фото 1870-х гг.) — слева; Ф.М. Достоевский (фото 1879 г.) — справа

Достоевский подробно описал свои впечатления в «Дневнике писателя», в очерке «Колония малолетних преступников»: «Мрачные особи людей. Переделка порочных душ в непорочные. Средства к тому, признанные наилучшими. Маленькие и дерзкие друзья человечества».
Достоевский сделал следующий вывод: «Впрочем, я в колонии провел всего лишь несколько часов и мог многое напредставить себе, недоглядеть и ошибиться. Во всяком случае, средства к переделке порочных душ в непорочные нахожу пока недостаточными».

В 1876 г. в колонии освятили во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова новую деревянную церковь. Достоевский пишет: «Архитектура действительно недурна, в несколько, впрочем, казенном, усиленно русском стиле, очень приевшемся».

Церковь при Земледельческой колонии и ремесленном приюте (фото нач. 20 в.)

С переводом Земледельческой колонии в 1915 г. в Извару, церковь стала приходской. В 1923 г. её закрыли и потом снесли.

Особенности и рост

Постепенно были приглашены воспитатели, подыскать которых оказалось очень трудно, так как нужно было иметь поистине большие педагогические способности, чтобы воспитывать маленьких дикарей и бродяг, и ладить с ними.

Первые годы были в этом отношении очень тяжелы для колонии. Число ее воспитанников увеличивалось. Быстрый наплыв детей различных характеров и возрастов (от 10 до 17 лет), и притом таких детей, из которых многие были уже глубоко испорчены, страшно затруднил дело.
В колонии среди детей постоянно происходили ссоры, нередки были грубые выходки, драки. Дети, взятые прямо с улицы, выказывали полнейшую антипатию к своим воспитателям и друг к другу. Многие из их числа раньше работали на фабриках по 10 часов в день, и вынесли оттуда полное отвращение к труду. А колония только ради труда и существовала.

Большинство мальчиков, попадавших в колонию по приговору суда, были уже закоснелыми рецидивистами и совершали преступления не раз и не два. Среди них было немало профессиональных воришек, настоящих специалистов своего дела. Борьба с холодом и голодом рано толкнула их на преступную дорогу; прогнанные или бежавшие из родного дома, они скитались по трущобам, в поле, под заборами, и поступали в колонию в таком нравственном состоянии, что у воспитателей буквально опускались руки.
Ложь, обман, хитрость, нахальство, болезненная раздражительность, лень – вот с какими свойствами воспитателям приходилось иметь дело. В жизни, в поступках, в играх бедных детей все веяло каким-то арестантским, тюремным духом.

«Малу-по-малу дикари и отщепенцы начали исправляться и выказывать честные и хорошие свойства. В 1880-х гг. колония настолько поднялась на ноги в своем благоустройстве, что стала даже выпускать в продажу свои продукты и изделия. К этой поре были оборудованы и действовали уже несколько мастерских: слесарная, столярная, шорная, швальня и проч.» (из очерка в журнале «Нива»).
(Швальня – швейная мастерская. Во времена Петра I в швальнях шили паруса. Петр увидел, что в Голландии в таких мастерских используют труд женщин легкого поведения. Считалось, что они там перевоспитываются трудом. Петру идея понравилась, и он завел такую швальню в Калинкиной деревне на Фонтанке,166. Там трудились женщины из заведения некой Дрезденши. Потом Екатерина II сказала, что хватит перевоспитывать, лечить надо, и здесь устроили больницу для лечения венерических болезней. Так и появилось выражение «всякая шваль»)

Успешно шло и сельское хозяйство. В 1884 г. колония приняла участие в ремесленной выставке в Петербурге, и получила за свои изделия бронзовую медаль. В 1885 г. колонисты выставили в Обществе Садоводства выращенные ими овощи и изготовленные ими же садовые орудия, и получили за них серебряную медаль.

Первым директором колонии был П. А. Ровинский, потом – И. А. Тютчев, П. К. Зарубин, Ф. П. Горский, М. П. Беклешов. Под руководством Ф.П. Горского дела колонии пошли ещё лучше. В 1906 г. руководить стал М. П. Беклешов. Также в этом году были привлечены к делу В.М. Бехтерев и П.Ф. Лесгафт.

Девизом колонии были слова Виктора Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму».

Колонисты встают в 6 часов утра; дети сами убирают за собой постели и около 7 часов собираются на общую молитву, после молитвы сходятся на завтрак, а с 8-9 часов следует урок, с 9 ½ до 12 часов – работы. С 12 до 1 часу – обед, а после обеда – два часа свободного времени. С 3 до 5 ½ ч. – опять работа, с 6-7 часов – урок, в 8 часов ужин, а в 10 часов дети уже спят. Летом во время сенокоса уроки бывают прекращены.
К урокам дети относятся очень хорошо, и многие из них проявляют прекрасные способности. К физическому труду некоторые из вновь поступающих чувствуют иной раз отвращение (особенно те, кто работал на фабриках), но потом общая работа втягивает и их (из очерка в журнале «Нива»).

В 1911 году в связи с расширением соседнего Морского и Главного Артиллерийского полигонов территория колонии попала под проект отчуждения земель. В связи с этим Обществу было отведено под устройство колонии имение Извара, приобретенное казной для этой цели в Царскосельском уезде. Морское министерство уплатило Обществу земледельческих колоний 328 тыс. руб. компенсации.

Извара

Первое письменное упоминание об этом месте относится к 1500 г. – в переписной книге Водской пятины упоминается деревня Взвар Копорского уезда. Однако, археологические находки позволяют утверждать, что люди жили здесь еще в 12 веке.
Существует несколько различных версий происхождения названия Извара. По одной оно переводится с одного из финно-угорских наречий как «большие холмы». Холмов или курганов здесь, действительно, было много.

Усадебный дом

С начала 17 века имением владели Шереметьевы, Трубецкие, Салтыковы и др. По семейному преданию Рерихов среди владельцев Извары был и граф Воронцов. В 1872 г. у отставного гвардии капитана К.П.Веймарна усадьбу приобрёл К.Ф.Рерих, отец художника. Родители Н.К. Рериха владели Изварой до 1900 г. В 1900 г. Мария Рерих, после смерти мужа, продает усадьбу А.Верландеру, почетному гражданину Санкт-Петербурга. А тот, в свою очередь, в 1912 г. продаёт усадьбу Министерству юстиции, выкупающему земли специально под размещение на них Петербургской земледельческой колонии.

Проект Училищного дома

Там строится Училищный дом колонии (1913-1915 гг.) – в стиле северного модерна по проекту архитектора А. А. Яковлева. Частью дома является училищная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, предназначавшаяся для воспитанников колонии, и ныне действующая как приходская.

Училищный дом — внизу; один из жилых корпусов колонии — вверху (фото 1915 г.)

В господском доме проживал начальник колонии М.П. Беклешов. Регулярно выезжая по делам службы в столицу, Михаил Павлович привозил в колонию новых подопечных, найденных на вокзалах и в трущобах.

Беспризорные (фото 1910-х гг)

Вся судьба колонистской Извары связана с именами этих двух замечательных людей – с архитектором Александром Александровичем Яковлевым и талантливым русским педагогом Михаилом Павловичем Беклешовым.

О Беклешове

Михаил Павлович Беклешов родился в 1866 г. В Старой Руссе.
После неудачно закончившейся военной карьеры (в 1887 г. он привлекался по делу о военно-революционных кружках, содержался в одном из казематов Петропавловской крепости, был в ссылке), выйдя в отставку, Беклешов прослушал педагогические курсы при Казанском университете, и ездил за границу для ознакомления с постановкой воспитания дефективных детей.
Затем занимался школьной статистикой в Вятском губернском земстве; далее стал директором Вятской исправительной колонии.

Будущий знаменитый педагог Михаил Павлович Беклешов в юности, кадет — слева; в Вятке (фото 1897 г.) — справа

В 1901г. Михаил Павлович – директор Вятского исправительного детского приюта.
В 1906 г. он был приглашен в Петербург, где стал организатором и вдохновителем строительства детской трудовой колонии нового типа. В 1907 г. – штабс-капитан; с 1910 по 1914 гг. – директор детской колонии Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов.
С 1911 по 1914 гг. Беклешов – товарищ Председателя Общества образования и воспитания ненормальных детей при Лиге образования (СПб).
С 1924 г. – проректор Петроградского, потом Ленинградского педагогического института, профессор.

О Яковлеве

Александр Александрович Яковлев родился в 1879 г. в Петербурге.
В 1903 году окончил Петербургскую Академию художеств и получил звание архитектора-художника. Уже в студенческие годы был замечен мэтром отечественной архитектуры – ректором Академии, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым.

По приглашению А.Н. Померанцева Александр Александрович Яковлев уехал в Болгарию: вместе они работали на постройке мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Яковлев в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и вел контроль за строительством.

Александро-Невский собор, общий вид и интерьер. София

Акварельные эскизы Яковлева: дверей храма и лестницы на хоры собора

За восемь лет по проектам Яковлева в Болгарии были выстроены церковь при Российском посольстве, четыре многоэтажных особняка, доходные дома и здание городского детского приюта.
В 1912 г. А.А. Яковлев возвращается в Петербург. Тотчас он получил заказ на постройку пятиэтажного приюта для детей. На протяжении ближайших двух лет он будет занят проектированием и строительством детских учреждений.

Чудесное явление Божией Матери болящему отроку Николаю Грачеву произошло в декабре 1890 г. на Петербургской стороне, в д.№1 по Большой Белозерской ул. (ныне ул. Воскова). Безнадежно больному мальчику не могли помочь земные врачи, и он молитвенно обратился к Врачу Небесному. Явившаяся ему Пресвятая Богородица велела ехать на другой конец города к Своей чудотворной иконе Всех Cкорбящих Радость (с грошиками), которая прославилась исцелениями больных. Икона находилась в церкви Императорского стекольного завода.
Помолившись у образа Богородицы, прикованный к коляске страдалец встал и пешком вернулся домой. Свидетелями чуда стали сотни людей. Николай Грачев стал иеромонахом и служил в храме, устроенном на втором этаже дома, где ему явилась Царица Небесная.
В 1900 г. он основал здесь приют для тяжелобольных детей. На собранные деньги в 1901-1902 гг. рядом со старым двухэтажным зданием приюта был построен новый четырехэтажный дом. Часть первого этажа нового здания занимал лазарет. На втором этаже помещалось развивающее «фребелевское» отделение для детей, которые умели говорить и играть.
Третий этаж отводился под школьные классы и мастерские. На четвертом располагались служебные помещения – кухня, прачечная, баня, души, и общежитие для работников приюта

Здание детского приюта братства во Имя Царицы Небесной на ул. Большая Белозёрская,1 (ул. Воскова, 1). Современный вид

А в 1913 г. началось строительство нового корпуса с декоративным фасадом и маленькой часовней на углу. Этим строительством занимался архитектор-художник А.А.Яковлев. А закончилось оно только в 1916 году. Шла Первая Мировая война.

В Изваре Александр Александрович выстроил шесть общежитий, здание школы с мастерскими и три завода – кирпичный, известковый, и деревообрабатывающий.

Училищный дом с церковью; современный вид

Сохранившиеся усадебные постройки — сараи кон.19 нач.20 вв

До наших дней кроме здания Училищного дома сохранилось несколько хозяйственных построек Земледельческой колонии и полуразрушенные остатки цементного (известкового) завода, созданного для работы воспитанников колонии. Этот завод давал цемент до середины 1980-х гг.

Известковый завод; современный вид

Тем временем произошел октябрьский переворот; вытащил А.А.Яковлева с семьёй из голодного и холодного революционного Петербурга Николай Павлович Беклешов, брат Михаила Павловича.

Александр Александрович Яковлев сделал хорошую советскую карьеру. В 1924 г. переехал в Нижний Новгород, где был нанят на должность заведующего техническо-строительного отдела при Губкоммунотделе. 1 января 1932 года был назначен главным архитектором горсовета города Горький, заместителем председателя городского экспертного совета и председателем бюро по архитектурно-художественному оформлению города. С 1933 года является членом Союза архитекторов СССР.

Здания, выстроенные в г. Горький по его проектам в 1920-1950-е гг. можно увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших заводских окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, на протяжении четверти века являвшегося лидером горьковских архитекторов.

А.А. Яковлев с семьёй (1925 г.) — вверху; в должности главного архитектора г. Горький (кон. 1940-х гг.) — внизу

Послереволюционное

После Октябрьской революции представители Комитета бедноты попросили Беклешова удалиться из колонии – новым руководителем был назначен Е.Н. Андреев. В 1918 г. в колонию в роскошной шубе приезжал А.В. Луначарский. Он стал хвастаться перед колонистами шубой: «Что нравится моя шуба?»? и распахнул полу. В этот момент у него украли часы. Но потом отдали.
Трудовая школа при сельскохозяйственной колонии действовала до 1941 г. Во время фашистской оккупации Извары на территории колонии был лагерь военнопленных.

Усадебная аллея, в конце которой, на месте массового захоронения погибших военнопленных, стоит памятный крест — внизу; виды усадебного дома — вверху

Училищный дом

После войны в усадьбе размещалась исправительно-трудовая колония, просуществовавшая до начала 1950-х гг. С началом эпохи оттепели было принято решение о создание в стенах главого дома усадьбы музея, посвященному творчеству Н.К. Рериха.

В музее

Современность

В 2006 г. один из залов экспозиции музея-усадьбы посвятили истории Земледельческой колонии.

В музее

Вера Ершова – внучка М.П. Беклешова, передала в музей 318 предметов, среди которых масса фотографий (есть несколько альбомов), ряд вещей, принадлежавших представителям рода Беклешовых, награды, родовой герб, письма, автографы.

В 2006 г. губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписал распоряжение «О разработке проекта организации особо охраняемой природной территории в Волосовском районе», в соответствии с которым Извару предполагается превратить в эколого-просветительский центр.

Берега реки Изварки в пределах территории усадьбы

Адрес:

Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара.

Использованы материалы сайтов: cyberleninka.ru; sundry.wmsite.ru; encspb.ru; wikipedia.org; rusalbom.ru; roerich-izvara.ru; mirpeterburga.ru; citywalls.ru; skyscrapercity.com; law.edu.ru; opentextnn.ru

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?