Долгожданная поездка девочки-инвалида на лечение в Словению сорвалась. Почему же ребенка в инвалидной коляске с аппаратом ИВЛ не пустили в самолет? Разбирался наш корреспондент.
Восьмилетней Кате Бородулькиной предстояла поездка в Словению. Бесплатную путевку на лечение и реабилитацию выделил департамент соцзащиты. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем (из-за врожденной мышечной дистрофии девочка не может ходить, а дышит с помощью аппарата ИВЛ), Катя – бывалый авиапутешественник. Ее папа может разобрать и упаковать дочкину электроколяску за 40 минут. Но в этот раз подняться на борт Кате не удалось, в аэропорту «Шереметьево» ее коляску признали слишком тяжелой для полета и в самолет словенской авиакомпании Adria Airways девочку не посадили.
У нас претензий нет
После случая в аэропорту Бородулькиных посетили четыре телегруппы, причем четвертая уехала ни с чем, на встречу с ней у Кати уже не хватило сил. Вот что рассказал нам Катин папа, Константин Бородулькин:
«В Словению мы так и не вылетели, но не считаем, что нас кто-то обидел, и виноватых не ищем. На Катином сайте мы написали об этом случае.
Когда я узнал, что летит группа маломобильных пассажиров из 12 человек и 12 сопровождающих, я был в шоке. Обычно в самолет сажают не более 3 колясочников. Но организаторы поездки сказали, что с авиакомпанией все согласовано.
Нашу группу мы увидели в аэропорту у стойки регистрации, дети были разной степени мобильности и на посадку шли по-разному, кто-то мог встать из кресла и пройти на костылях, кого-то для полета пересаживали в кресло полегче. Когда у наземных служб начались вопросы по поводу нашего кресла, представитель отправляющей стороны, cловенской фирмы Кrka, связывалась с авиасвоей и повторяла то, что я уже слышал до этого: «Все согласовано. Мы заявляли о такой коляске». Но сотрудники наземных служб говорили: «Нам уведомление не поступало». Возможно, их предупредили только о том, что будет группа из маломобильных пассажиров и сопровождающих, но о том, что будет электрокресло, не сообщили.
Перед поездкой сотрудница фирмы Кrka, организующей поездку, связывалась с авиакомпанией, и неоднократно перезванивала, уточняя данные. Я говорил ей, что мы не можем добраться до самолета без дополнительного сопровождающего из медпункта, что Кате нужно широкое кресло. Мы разговаривали раз 7-8, уточняли все: вес кресла, его параметры, я рассказал, что кресло разбирается, что самая тяжелая часть весит около 80 кг, что аккумуляторы такого типа разрешены для перевозки в багаже. Сотрудница сказала, что в авиакомпании все подтвердили.
Может быть, авиакомпания не сообщила всех этих подробностей своим московским партнерам? Это мне не известно. Знаю только, что сотрудник наземной службы, который ходит у стоек регистрации и решает проблемы пассажиров, с кем-то долго перезванивался по нашему поводу, а потом сказал, что нам в перевозке отказано.
Я повторяю: мы виноватых не ищем, и не хотим, чтобы их назначали. У нас нет претензий ни к кому. Мы считаем, что причины ситуации – чисто технические ошибки, и надеемся, что в дальнейшем они будут исправлены. Сотрудники заботились о безопасности пассажиров. Может быть, им не хватило времени, или согласованности, этого я не знаю.
Очень хорошо, что начали об этом говорить».
Можно, но нельзя
На сайте авиакомпании, которая должна была доставить Катю в Словению, написано, что вес одного места багажа не должен превышать 80 кг, а аккумуляторы электрокресла должны быть надежно закреплены. Но под такие условия подходят лишь единичные модели электрокресел. Не факт что именно такая, легкая модель подойдет конкретному больному. В катином случае электрокресло должно быть достаточно большим, чтобы кроме девочки на него поместился аппарат, с помощью которого девочка дышит. Если кресло будет компактнее, для аппарата ИВЛ понадобится отдельное средство передвижения. Получается, что авиакомпания не отказывает в перевозках маломобильным пассажирам, но при этом ни одно взрослое электрокресло под заданные ей параметры не подходит.
Почему права инвалидов нарушают?
Правила по перевозке людей с ограниченными возможностями у разных авиакомпаний могут отличаться, но права колясочников нарушаются довольно часто. В 2012 году в «Домодедово» на борт самолета немецкой авиакомпании AirBerlin не пустили целую делегацию инвалидов-колясочников из 6 человек и 7 сопровождающих. Сотрудники авиакомпании тогда сослались на внутренние правила, согласно которым на борту разрешается размещать не более двух инвалидов.
О том, в чем причины таких случаев, мы спросили у человека, который в 2012 году был среди членов делегации, которая не смогла вылететь на конгресс инвалидов в Берлин, а позже – принимал участие во внесении в Воздушный кодекс РФ изменений, обеспечивающих права маломобильных пассажиров.
Депутат Госдумы Михаил Терентьев:
«Освещая подобные конфликтные ситуации, большинство СМИ утверждает, что виноват аэропорт. Это – ошибка. За пассажира отвечает перевозчик, именно он заключает соглашение с аэропортом, организует услугу и т.д. И если аэропорт был не готов к встрече пассажира, все равно виноват перевозчик, потому что он при заключении соглашения с аэропортом не оговорил эти условия. Соответственно претензии со стороны пассажира могут быть только к перевозчику.
Еще один важный момент – несмотря на то, что Россия ратифицировала Международную Конвенцию по правам инвалидов и внесла изменения, касающиеся перевозок инвалидов в Воздушный кодекс, министерство транспорта не внесло изменения в Федеральные авиационные правила, хотя должно было это сделать до 4 декабря 2014 года.
То, что ФАПы до сих пор не приняты – единственный аргумент, который перевозчики могут использовать в свою защиту. Кто виноват в конкретном случае, может решить только суд. Но для этого пострадавший должен туда обратиться.
Я надеюсь, что это т случай поможет ускорить работу Минтранса над внесением изменений в ФАП».
Какие законы обеспечивают соблюдение прав инвалидов при авиаперевозках?
– Конституция РФ,
– Международная Конвенция ООН о правах инвалидов,
На основании Воздушного кодекса принимаются Федеральные авиационные правила (ФАП) – подзаконный акт, подробно регламентирующий перевозку пассажиров и грузов.
На основании ФАП, в свою очередь, принимаются регламенты работы аэропортов, авиаперевозчиков и т.д.
Изменения, которые были внесены в Воздушный кодекс РФ в 2013 году, сделали этот закон более прогрессивным, чем аналогичные законы, действующие в Европе. Воздушный кодекс РФ соответствует рекомендациям ИКАО (Международная организация гражданской авиации от англ. ICAO – International Civil Aviation Organization) авторитетной неправительственной организации авиаперевозчиков. Российский Авиационный кодекс современнее, чем европейский, в этом смысле он больше похож на соответствующий американский закон, защищающий права инвалидов.
В пункте 5 ст. 106 Воздушного кодекса РФ сказано:
«Не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования».
P.S.
Эта история промелькнула в новостях с заголовком «Ребенок-инвалид признан негабаритным грузом». О том, чего стоило катиным родителям добыть аппарат ИВЛ и специальную коляску, как учились они управляться со сложной техникой, о мужестве папы и самоотверженности мамы, о том, сколько людей помогает Кате, ведь медицинская техника стоит недешево и бесплатно в России не выдается, в газетах не пишут. Жизнь пациента на ИВЛ – тема отдельная.
Катя Бородулькина Фото с сайта www.mk.ru
Но то, что проблема ребенка-инвалида все-таки стала информационным поводом – уже хорошо.