Кризис: виноваты все

Одной из причин нынешнего кризиса называют изменение сознания человека, которому современная экономическая модель дает возможность жить взаймы, а точнее, — в кредит, не задумываясь о будущем. Однако выход из кредитной нирваны неминуем

Одной из причин нынешнего кризиса называют изменение сознания человека, которому современная экономическая модель дает возможность жить взаймы, а точнее, — в кредит, не задумываясь о будущем. Однако выход из кредитной нирваны неминуем. Комментирует Алексей УЛЬЯНОВ, начальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы, кандидат экономических наук:


Что было не так и что нас ждет: минусы

Нестабильность финансового рынка — только верхушка айсберга, начало масштабного кризиса, который в той или иной мере коснется всех нас. Одной из главных причин настоящего кризиса следует назвать расточительство или жизнь в кредит. Сразу отмечу, что кредитование — важная часть экономики, в какой-то степени оно необходимо. Так, бизнесмен берет кредит, чтобы на него построить новый цех, или приобрести новое оборудование. Считается, что брать кредит, если процентная ставка по нему ниже, чем доходность нового цеха или оборудования, оправданно и рационально. Но почему этот принцип, разумный в бизнесе, не должен применяться при планировании личного бюджета? Тогда получается, что покупать в кредит жилье (ипотека) разумно при растущих ценах на недвижимость.

А вот покупать в кредит новый автомобиль — верх расточительства! Еще как-то можно понять, когда правительства развитых стран не мешали, а иногда и способствовали развитию автокредитования, понимая, что таким образом поддерживают национальный автопром. Национальный автопром дает очень большой мультипликативный эффект развитию смежных отраслей: это и производство автокомпонентов, и дилеры, и автомойки, и сервис, и заправки, и дороги. Например, французы делали так, чтобы выгодно было брать в кредит маленький автомобиль, поскольку французские автомобили представлены именно в этом сегменте. И поддерживая эту программу, они понимали, что на 80% это уйдет своему производителю.

А у нас не было никакой политики в области автокредитования, бурный расцвет которого привел к тому, что национальный автопром практически потерял шансы на развитие (его доля сократилась с 70 до 25%, то есть в структуре продаж автомобилей теперь 70% занимают иномарки).

Таким образом, с помощью кредитования мы поддержали импорт. Причем наши потребители переплатили трижды. Во-первых, они платят не только стоимость машины, но и проценты, во-вторых, при выезде из салона машина сразу теряет около 10% стоимости, в-третьих, из-за высоких пошлин и транспортных расходов у нас машины стоят в полтора-два раза дороже, чем в США или Европе. Правда, за пределами МКАД, там, где все беднее, активно покупают в кредит мобильные телефоны, китайскую обувь, берут потребительские кредиты, иногда чтобы банально выпить и закусить…

Что за этим стоит? Желание жить красиво, как «люди». То есть как европейцы и американцы, причем здесь и сейчас. При этом, не имея ни такой производительности труда, ни таких доходов.

И даже те доходы, которые есть, обеспечены преимущественно экспортом энергоносителей. Наша «нерациональность» особенно очевидна в сравнении с Китаем. Там, зарабатывая 100 долларов, треть китайцы сберегают, преимущественно в национальной валюте и национальных сберкассах. И эти деньги идут в конечном итоге на финансирование фантастических инвестиций и роста производства.

Учитывая вышесказанное, финансовый кризис, затруднивший получение кредитов — во благо как экономике страны, потому что таким образом прекратится удушение отечественного производителя, так и гражданам, которые, пусть и болезненно, но будут привыкать жить по средствам.

Что в кризисе хорошего: плюсы
Главным критерием успешности экономической модели в последние десятилетия считался непрерывный экономический рост. Новый кризис хоронит этот критерий (хорошо бы навсегда) и возвращается к модели цикличности — развитию экономики, предусматривающему естественный рост и естественный спад. А идею «непрерывного экономического роста» в данном случае можно считать обольщением, сравнимым с представлением, что можно есть, но не трудиться. Когда-нибудь за все придется заплатить.

Какие еще уроки дает нам кризис? В первую очередь удар пришелся по фондовому рынку, который, как большой мыльный пузырь, просто лопнул. Теперь больше внимания будет уделяться реальному сектору, например, сельскому хозяйству, производству товаров широкого потребления. В недвижимости кризис сделает то, что уже давно не может сделать правительство – обеспечить своим гражданам доступное жилье, поскольку цены начнут (и во всех регионах, кроме Москвы, уже начали) снижаться.

Тот же автомобильный рынок придет в норму, спадет ажиотажный спрос на иномарки, исчезнут многомесячные очереди на них, и дилеры, сервисы уже задумаются о качестве своих услуг, которое неизбежно возрастет.
Это касается в целом всего потребительского рынка: в результате падения спроса, компании вынуждены будут повышать качество обслуживания, эффективности управления в борьбе за потребителя, который только выиграет от этого.

Наши промышленные компании уже начинают снижать непроизводительные расходы, вводить систему электронных закупок, снижающих коррупцию менеджмента среднего звена, думать о внедрении менее энергоемких и ресурсоемких технологий. Всем этим в период постоянно растущего спроса и цен заниматься просто не было смысла. А сейчас кризис подстегнет производительность труда, повысит эффективность и даже «экологичность» бизнеса.

Сельское хозяйство в наименьшей степени пострадает от кризиса (кризис кризисом, а кушать хочется всегда), и инвесторы наконец-то обратят взоры на забытые деревни и пашни. И здесь ответ на вопрос, который волнует сегодня всех, у кого есть что-то за душой. Сегодня нужно вкладывать в реальные активы, в свое дело, а не в недвижимость и не в банки. И двойне выгоднее, если оно связано с сельским хозяйством, которое сейчас настолько мало развито, что конкуренции практически нет.

Некоторые в православной среде наивно полагали, что наше российское процветание вот-вот приведет к появлению целых когорт меценатов, что пресытившиеся чиновники начнут наконец, обращать внимание на церковные проекты и т.д. Чтобы понять иллюзорность этих надежд, достаточно обратиться к Священному писанию (притча о богаче и Лазаре и др.) А перефразируя русскую пословицу, можно сказать: пока гром не грянет — богатый не поделится. Когда все хорошо, люди, в том числе и богатые, не склонны задумываться о смысле жизни и спасении души. Но знаю уже несколько примеров среди своих знакомых, что потери на бирже и крах фондового рынка побуждают к переосмыслению ценностей и даже к воцерковлению.

См. также: Кризис и благотворительность: не играйте в казино, не привязывайтесь к цивилизации. И слава Богу за все!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?