Православный портал о благотворительности

Крестный ход в кедровой роще

Праздник Царицы Небесной превратился в народное гуляние, настоящий детский праздник для взрослых: кто-то утешался в кедровой роще, кто-то плескался и играл в фонтане с игрушечными утками, кто-то рассматривал за сеткой вольера настоящих живых павлинов, иные ели пирожки с капустой

20 августа в Ярославле состоялся крестный ход в честь празднования памяти явления чудотворной Толгской иконы Божьей Матери покровительницы и заступницы земли ярославской. Явлена она была в 1314 году.


Крестный ход совершается в постсоветское время уже 3-й год подряд. Начинается он с площади, по одну сторону от которой находится храм Илии пророка, а по другую – здание областной администрации. Двенадцать километров шли верующие вдоль Волги и напротив Толгского монастыря переправились на противоположный берег на речном кораблике. Участников крестного хода, по свидетельству пресс-секретаря Ярославской Епархии Юлии Стихаревой, было меньше, чем в прошлый раз, видимо, это было связано с тем, что он проводился в будний день, а быть может, после прошлогоднего 12-километрового подвига не все верующие нашли в себе силы на повторный.










Крестному ходу ярославцы сочувствовали с балконов, из окон квартир, ворот предприятий, проезжающих троллейбусов и проплывающих кораблей.


Отцы окатывали святой водой всех желающих.


Просили этого останавливающиеся водители, милиционеры.



Надо признать, что оказаться мокрыми стремились не все, но разохотившиеся батюшки, внезапно совершали набеги на троллейбусные остановки, захватывая врасплох и окатывая зазевавшиеся жертвы. Изредка прохожие женщины при появлении иконы вставали на колени, один мускулистый парень бросился крестному ходу наперерез, посеяв в авангарде легкую тревогу, благоговейно приложился на ходу к иконе и пригнулся, чтобы ее пронесли над его головой.


У кого-то во время марша развалилась обувь, обладательница порвавшейся туфли привязала ее к ноге носовым платочком. Девушки менялись босоножками.

Кто-то, прося прощения у Царицы Небесной, с середины пути усаживался на седьмой троллейбус, но иные дотянули до цели даже с малыми детьми на руках.
А кто-то, как Елена, певчая храма, напротив, из-за домашних дел, не успев к началу, догоняли крестный ход на маршрутке. Елена считает, что от того, быть может, и живется в Ярославле спокойней, чем в других крупных городах, что крестные ходы здесь стали нормой.
Среди участников были учителя и экономисты, водители, работники управлений.


Например, Лариса Позднякова-Мусакова, ныне пенсионерка, прежде трудилась проводницей на железной дороге. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, их поезд бросили, не сообщив ничего, на эвакуацию детей из Припяти. «Как не заеду, – говорит, – сейчас на работу, спрошу, где та или иная сотрудница, никого не осталось – все умерли». Ей же, она считает, помогает вера (верующая она с детства) за которую однажды в советское время ее уволили с работы. В руках Лариса держит иконочку позапрошлого века, которую ее предкам-купцам подарили монахи со святой Афонской горы в благодарность за большие пожертвования русскому Пантелеймонову монастырю.
Татьяна Николаевна Буйнова – экономист. В Церкви она всего три года, прежде ходила туда как в клуб, но теперь, как утверждает – твердая христианка. Она решилась на 12-километровый переход, не смотря на больную ногу, идет с тросточкой. 7 ноября Татьяна Николаевна выпала из электрички – машинист тронул, не закрыв двери, и сломала ногу. Думает, что это ей наказание за активное комсомольское прошлое, ведь случилось это не в какой-то иной день, а 7-го ноября, в главный советский праздник. Во время крестного хода, по ее мнению, мы отрешаемся от всяческой суеты, не думаем ни о каких сиюминутных проблемах, которые она считает, отвлекают нас от главного и никакого значения для жизни вечной не имеют.
Нина Васильевна Орлова – преподаватель немецкого языка в медицинском колледже. Прежде она работала переводчиком технической литературы в одном из Ярославских НИИ. Когда она заезжает на престольные праздники в разные храмы, то часто встречает в них своих бывших коллег. Среди нынешних сотрудников, все, по ее словам, внутри верующие, носят кресты, но воцерковленных мало. Считает, что зависит это от уровня образованности и приводит в пример тех выдающихся ученых, которые являлись глубоко верующими: «Когда ученый начинает углубляться в свою тему, он неотвратимо столкнется там со следами Создателя».
Нина Васильевна считает, что «крестный ход – это единственная наша работа для Бога, все остальное мы делаем для себя: молимся мы для себя, в церковь ходим тоже – или мы заболели или нам что-то нам что-то от Бога надо. А здесь мы тратим время, тратим силы, если в чистом виде брать, то для себя тут один расход, а смысл-то как раз – работа для Бога».


Дважды участников накормили, один раз – в городе, другой – перед переправой, оба раза при храмах. Чем дальше – тем вкуснее.


Переправлялись через Волгу к монастырю на речном кораблике.




А на том берегу из монастыря Царицу Небесную уже вышли встречать пять епископов – Ярославский, Тульский и Белецкий, Вологодский, Прикаспийский и Бакинский, владыка Феогност из Сергиева Посада, игуменьи монастырей, монахини Толгской обители во главе с настоятельницей матушкой Варварой и гости.


Настоятельница, матушка Варвара



Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр завершил всенощное бдение словами, что «крестный ход нужен для того, чтобы Царица Небесная увидела нашу любовь к себе и почитание и благословила всех нас исполнением всех наших сердечных желаний, прощением наших согрешений, благословила страну нашу миром, благополучием, процветанием и всех нас покрыла своим всечестным омофором».



На следующее утро – в день самого праздника Толгской иконы – народу собралось в несколько раз больше, чем на крестном ходе. И усталость от 12 километрового перехода с лихвой окупилась радостью праздника. Из-за большого стечения гостей прямо на улице выстроили помост, как сцену, который служит алтарем под открытым небом, а молящиеся стоят на всем пространстве обители и слушают молитвы, усиленные радиоаппаратурой через динамики. Здесь можно было купить вкусные пирожки и постные ром-бабы, приготовленные с молитвой самими сестрами обители, и фирменный монастырский березовый сок.


После литургии состоялся крестный ход в расположенную за стенами монастыря кедровую рощу.



В роще, которая была насаждена еще в 16 веке, на ветвях кедра после сильнейшего пожара была обретена Толгская икона. Посетить рощу паломники могут только раз в году.


Сначала из-за недостатка места вышли только представители духовенства, сестер обители и почетных гостей, одним из которых являлся губернатор. А после коротких молебствований, за ворота обители выпустили народ.
Кто-то встал в длинную очередь к иконе Богородицы, находящейся здесь же в часовне, а кто-то разошелся по кедрам, обнимая их.


Кедры – дерево прихотливое, и в нашей полосе диковинное.


– Исцеляют? – осведомляюсь у облепивших дерево граждан.
– Говорят, – улыбаются.
Но конкретных случаев привести не смог никто.
– Правда, эти кедры исцеляют? – допытываюсь я сотрудника Ярославского епархиального вестника священника Алексея.
– Глупости у нас всегда хватало, – отреагировал отец Алексей, имея в виду тех, кто пытается заряжаться от деревьев целительной энергией. Но когда придешь в рощу взвинченный, нервный, сердитый, то вскоре куда-то все исчезает, роща успокаивает, это я и сам замечал.

Заботами матушек обители праздник Царицы Небесной превратился в народное гуляние, настоящий детский праздник для взрослых: кто-то утешался в кедровой роще, кто-то плескался и играл в фонтане с игрушечными утками, кто-то рассматривал за сеткой вольера настоящих живых павлинов, иные ели пирожки с капустой и постные ром-бабы с березовым соком.






Праздник народу даже не слишком воцерковленному, по всему видно, понравился. Заверщающим его аккордом стал концерт на сцене под открытым небом.


Фото и текст Андрея РАДКЕВИЧА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version