11 августа в соцсетях появилось видео крещения ребенка в Мариенбургской церкви в Гатчине, после которого родители ребенка написали заявление на священнослужителя в полицию и епархиальное управление.
В Гатчинской епархии извинились за поведения священника во время крещения; священник был отстранен и наказан – запрещен в служении на год.
Происшедшее вызвало множество откликов в обществе, в том числе и вопросы: почему такое происходит?
Комментирует игумен Агафангел (Белых), сотрудник СинМО (Миссионерский отдел Московского патриархата), выпускающий редактор журнала «Миссионерское обозрение»:
– Бывает, дети ведут себя во время крещения беспокойно, – на то они и дети. Но очень многое зависит от общей обстановки во время совершения Таинства. Это светлое, радостное событие для всех. Праздник! Поэтому важно создать подходящие для этого условия.
Спешка здесь недопустима. Можно немного подождать, попросить родителей, родственников и восприемников успокоить младенца.
Разумеется, утвержденный двумя тысячелетиями образ крещения — это троекратное, полное погружение в воду.
Однако Церковью признается и крещение неполным погружением, обливанием и даже – окроплением, если на то была весомая причина: угроза смерти, невозможность совершения Таинства иным способом и так далее. Любой священник, окончивший семинарию, знает это.
Личное нежелание священнослужителя крестить погружением или устоявшаяся местная традиция причиной для изменения общецерковной практики служить не могут.
Поэтому в храмах нужно стараться устроить баптистерии для крещения взрослых и, там же, просторные купели для крещения детей разного возраста.
Это не так дорого, как может показаться сначала, – объёмистая деревянная бочка с лесенкой (обычно их используют в банях) стоит около 30 000 рублей.
И, конечно, очень важно отношение родителей к происходящему. Не нужно забывать, что мы совершаем крещение младенцев только лишь по вере их родителей и восприемников.
В моей практике был случай, когда я отказался крестить ребёнка, чьи родители не знали даже «Отче наш» и, по их словам, ни разу в жизни не причащались.
Крёстные же вообще пришли изрядно навеселе и постоянно перебивали мои попытки хоть что-то рассказать людям о предстоящем Таинстве восклицаниями: «Давай, не тяни резину, крести, а то стол уже накрыт и деньги уплочены».
Если коснуться происшедшего в Гатчинской епархии, то мое мнение таково: в этом случае крещение не стоило даже и начинать. Следовало предложить родителям предварительно пройти оглашение, курсы катехизации.
Но проблема здесь, к сожалению, не в том, что этого не было сделано в каком-то единичном эпизоде. Такая практика – опыт того исторического периода, когда Церковь должна была как-то выживать.
Было не до оглашения и не до катехизации. И этот негативный опыт был воспринят несколькими поколениями духовенства как то самое, что ни на есть верное и правильное предание Церкви, что, конечно, не так.
Опыт Церкви другой, и я вижу, что к нам постепенно возвращается святоотеческая традиция крещения с подобающим приготовлением к Таинству. Всё больше совершается крещальных Литургий, всё меньше остается мест, где нет, хотя бы формально, – нескольких бесед перед крещением.
Возвращается практика не требовать установленной мзды за крещение (это не препятствует добровольному пожертвованию).
И проблема инцидента в Гатчинской епархии не столько в действиях священнослужителя, сколько в том, что не были соблюдены изначально вот эти простые, базовые правила, укорененные в тысячелетнем Предании Церкви.