Любая больница может стать помогающим пространством
На окраине Москвы стоит детская больница, похожая на волшебный городок с разноцветными строениями — федеральный центр гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.
Уникальность этого места не только в том, что здесь работают лучшие доктора в своей области, но и в исключительной непохожести на остальные больницы. Здесь есть своя школа, реабилитационный центр, кафе — целая инфраструктура для того, чтобы дети и их родители могли чувствовать себя как дома. Это важно, особенно в условиях длительного пребывания в больничных стенах.

Даже случайные посетители свидетельствуют: в центре Димы Рогачева спокойно и мило, ничто не давит на психику, тут хочется расслабиться — что удивляет, так как врачи и пациенты сражаются в этих стенах с беспощадным врагом – раком.
Оказывается, все дело в понятии «помогающее пространство». Оно включает в себя не только оформление интерьера, но и все, что окружает пациента во время лечения: уровень комфорта в палатах, режим свободного посещения, многофункциональность больничного пространства, возможность поддерживать жизнь «как до больницы».

Помогающее пространство призвано уменьшить медицинский стресс, вызванный страхом, болью, угрозой жизни, апатией — в общем, всеми сопутствующими негативными эмоциями и психологическими проявлениями, которые появляются в экстремальной ситуации болезни.

Понятие это пришло к нам из-за рубежа, и центр Димы Рогачева строился по немецкому проекту. Правда, Наталья Клипинина, медицинский психолог отделения клинической психологии центра, подчеркивает, что истоки его можно найти и в России:
— Например, стремление врачей не просто лечить болезни, а заботиться о пациентах в тяжелых ситуациях, преодолевать невероятные препятствия и организовывать вокруг нечто уникальное отличало многих известных российских докторов. Это касается и врачей, добившихся организации центра Дима Рогачева и работающих в нем сейчас.
Отношения пациента с врачами, персоналом и родителями тоже призваны помогать — ведь если больному или его родным грубят, не хотят их понять, объяснить, что происходит, не стараются помочь, то это уже «вредящее пространство».
Реанимация, в которой не страшно

– Гордость помогающего пространства центра Димы Рогачева — реанимация, где дети не расстаются с родителями, — рассказывает Наталья. — Насколько мне известно, это первая открытая реанимация в России. В ней не страшно.
Сейчас во многих российских детских больницах стараются улучшать уровень комфорта пациента, членов их семей и врачей. Но, как говорит Наталья, недостаточно просто сделать ремонт:
— Нужно продумать и обустроить пространство с точки зрения всех участников лечебного процесса: закладывая возможности, помогающие решать нужды пациентов и семей, способствующие профилактике выгорания персонала.
Необходимо постоянно обучать медиков и повышать уровень коммуникативной культуры «пациент/семья-персонал». В этом отношении даже хорошо обустроенной больнице всегда есть к чему стремиться. И в этом же отношении любая больница может себе позволить стать (и быть!) помогающим пространством.
Бегемотопись как средство от болезни: искусство в детской поликлинике

В 2014 году художница Марина Звягинцева и еще 16 современных художников изменили интерьер трехэтажной поликлиники в детской Морозовской больнице. Проект назвали «Арт-прививкой».
Через год один из «экспонатов» выбрался из здания и поселился на фасаде нового корпуса Морозовки — гигантская разноцветная кардиограмма видна теперь издалека, не только пациентам больницы. Кроме того, благодаря художникам, Морозовка стала участником «Ночи музеев» — впервые медучреждение присоединилось к фестивалю искусства.
Нужно ли искусство в больнице? Зачем оно детям и родителям? Как реагируют врачи на то, что им приходится принимать пациентов, находясь практически внутри арт-объекта?

Куратор «Арт-прививки» Марина Звягинцева поясняет, что задача художников, пришедших в поликлинику Морозовки, была не только поговорить на языке современного искусства с детьми, но и зацепить их, отвлечь.
— Современных детей мало чем удивишь. Чтобы они стали смотреть на то, что ты им предлагаешь, это должно быть необычным. Но при этом — понятным – говорит Марина Звягинцева
Современные художники используют не традиционные кисти и краски, а современные материалы — пластик, например. Сама Марина занимается водопроводными трубами и их художественным переосмыслением. Художник Ростан Тавасиев, тоже участник «Арт-прививки», изобрел бегемотопись — он рисует детскими мягкими игрушками. Есть в «Арт-прививке» огромный шприц, из которого растет труба, — и в нее можно подудеть. Это работа Сергея Чернова «Звукотерапия». Смысл ее в том, чтобы дети перестали бояться уколов.

Когда люди стоят в очереди в регистратуру Морозовки, перед ними — не просто стекло, а прозрачный процарапанный пластик, на нем — рисунки Жанны Рыбак.
Серая гардеробная решетка заменена на стеллаж с пробирками, в которых вместо крови — игрушки, рассортированные по цвету (проект «Лаборатория детства» Марины Звягинцевой).
Есть здесь и интерактивная доска, придуманная Натальей Стручковой и Максимом Илюхиным, на которой можно рисовать разноцветными резинками, и стена с вредными советами Остера, которую построили художники Татаринцевы, и многое-многое другое.
— Поликлиника, в которой ребенок может встретить разнообразные арт-объекты, осмыслить их и себя рядом с ними, сфотографироваться рядом с ними на память, — становится достопримечательностью. Место, которое ассоциируется с болью, приобретает другой смысл. Ребенок перестает воспринимать себя здесь как на враждебной территории, начинает чувствовать себя комфортно — добиться этого и было нашей главной задачей, — объясняет Марина.
На двери — капустка

Один из проектов «Арт-прививки» — оформление дверей кабинетов, где принимают врачи. Художник Герасим Кузнецов придумал, что номер двери должен быть внизу ее, а вверху — изображение овощей и фруктов, полезных для детей. Как у шкафчиков в детском саду. Некоторые доктора поначалу обижались: «Я не буду сидеть в кабинете, на двери которого нарисована капуста!». Но через какое-то время сами же врачи и отметили: атмосфера в поликлинике изменилась, там перестал слышаться детский плач, как в других больницах.
— Игра облегчает ребенку существование в больничных стенах. А если у ребенка хорошее настроение в непростой ситуации болезни, то и у его родителей оно тоже меняется. Впрочем, и врачи тоже по-иному начинают смотреть на то, что происходит в поликлинике: как ни крути, они постоянно видят страдания и привыкают к ним, многого просто не замечают. А на контрасте с яркими игрушками, с необычными арт-объектами это видится иначе.
Под покровительством канцлера и под сенью разноцветной крыши

Во французском городе Боне еще в XV веке была построена бесплатная больница для бедных, которую можно отнести к старинным красивым лечебницам.
Называется эта больница L`Hotel-Dieu (Отель-Дьё). Она была построена канцлером Бургундии Николя Роленом (Бон располагается как раз в этой французской провинции) для местных жителей, разоренных Столетней войной. Здесь лечились те, у кого не было возможности оплатить услуги доктора — то есть две трети Бона. В те времена Отель-Дьё стал первым лечебным заведением подобного рода.
Сейчас это Отель-Дьё — довольно популярный музей, который посещают десятки тысяч туристов в год. Его визитная карточка — разноцветная черепичная крыша, вселяющая оптимизм. В качестве бесплатной больницы лечебница просуществовала до 1970 года, кроме того, до сих пор часть ее все еще принимает пациентов.

За больными в Отель-Дьё ухаживали сестры милосердия. Некоторые приспособления для пациентов, впервые использованные здесь, до сих пор применяются в современных больницах. Например, в зале для ослабевших больных к каждой кровати с потолка свисала веревка, чтобы человек мог сам с легкостью подняться и сесть.
Были в больнице для бедняков и своя аптека, где сестры изготавливали лекарства для пациентов, кухня, часовня. Чем не помогающая среда? Чем не новый подход к конструированию пространства?
Трудно, конечно, сказать, каким был уход, какова статистика выздоравливающих в этой больнице, но можно не сомневаться — сестры милосердия делали все возможное, чтобы их пациенты не страдали чрезмерно. Ведь все залы в лечебнице напоминали готические храмы-корабли, на борту которых, вдоль стен, за отдельной занавеской, получали избавление от хворей самые бедные жители бургундского Бона.
Спасти из плена, хотя бы в воображении

Архитектор Айна Гершман, президент благотворительного фонда по развитию детских учреждений «Ключ от детской», тоже уверена: в окружении новых больничных стен и ярких красок маленькие пациенты и взрослые врачи начинают вести себя по-другому.
Фонд «Ключ от детской», созданный в 2014 году, помогает развитию и благоустройству детских домов, больниц, интернатов. Сотрудники фонда модернизируют и украшают детские игровые комнаты, зоны ожидания, требующие ремонта помещения, где дети проводят много времени. К разработке проектов привлекаются необходимые специалисты: архитекторы, дизайнеры, психологи, педагоги.
— Мы должны доступными средствами создать альтернативу той ситуации, в которой оказывается ребенок в больнице или детском доме, — рассказывает Айна.
— Помните фильм «Жизнь прекрасна»? В нем отец во время войны рассказывает сыну историю об удивительных приключениях, которые им предстоит пережить. Каждое испытание он представляет как еще один шаг на пути к счастливому финалу. И даже попав в плен, малыш не догадывается, где он оказался на самом деле. Наша задача такая же, как у этого папы.

Мы даем детям возможность увидеть вокруг себя нечто другое, чем та суровая реальность, которая их окружает. Превратить болезнь и одиночество в игру и приключение.
Один проект в исполнении сотрудников фонда «Ключ от детской» не похож на предыдущий. Внутри каждого учреждения и каждого здания есть свой дух и история, которые подсказывают художниками, как новое пространство может изменить жизнь внутри него к лучшему.
Недавно фонд закончил модернизацию отделения гематологии в Российской детской клинической больнице, а также попробовал вдохнуть новую жизнь в межбольничные переходы. Они, по словам Айны, были одинаковыми на вид — их часто путали не только дети, но и взрослые.
— Сейчас работаем над благоустройством зон ожидания в детском центре онкологии НИИ им. Блохина. Это тоже центр федерального значения, поэтому многие отделения перегружены пациентами. Врачи захотели, чтобы время ожидания в очередях не было таким долгим и мучительным, — и мы согласились помочь.
В дружественном пространстве, по словам Айны, меняется самочувствие не только детей, но и взрослых, которые с ними работают. Врачи и педагоги еще больше сближаются с детьми, начинают говорить с ними на одном языке и проявляют больше эмпатии и эмоций в общении с ними.
Бабушки и дедушки тоже хотят красоты

Красота важна не только для пациентов больниц — жители домов престарелых и интернатов всех видов и родов тоже нуждаются в уюте и успокаивающей обстановке. Они живут тут годами — и должны чувствовать себя как дома. Иначе все учреждения социальной направленности рискуют превратиться в тюрьму.
Волонтеры фонда «Старость в радость» это поняли. С сентября 2015 года помощники бабушек и дедушек, живущих в домах престарелых, начали новый проект, который условно можно назвать «Уютирование». Он охватывает пока четыре дома престарелых, которые находятся под опекой фонда. Об «Уютировании» нам рассказала куратор проекта Ольга Приходько:
— Сначала наш фонд, конечно, помогал в решении насущных проблем — мы ремонтировали обваливающиеся крыши, восполняли нехватку памперсов, собирали средства на персонал, который бы обеспечивал надлежащий уход за стариками.
— В общем, как в пирамиде Маслоу — сначала удовлетворяли базовые потребности, теперь пришла очередь красоты и уюта.
С одной стороны, кто-то может сказать: есть у бабушек и дедушек крыша над головой, их кормят, ухаживают за ними — и хорошо! Но с другой стороны, вечные стены, выкрашенные самой экономически выгодной краской, сверху подведенные побелкой, лампа с безжалостным светом, разрушающий стенку грибок где-нибудь в углу — это ужасно. Казенный вид предполагает казенный дух — никак иначе.
— Сейчас мы работаем с отделениями, где находятся лежачие бабушки и дедушки, — рассказывает Ольга. — Они не встают, самостоятельно не двигаются — получается, что среди таких вот стен они 24 часа в сутки. Поэтому и начать наводить уют решили именно там.
Право смотреть на часы и выбрать цвет обоев

Ольга Приходько отлично разбирается в санитарных нормах и правилах. В домах престарелых нельзя использовать обои или бумажные картины — бумага впитывает запах, ее нельзя помыть. К тому же запрещают и инструкции по противопожарной безопасности.
Но выход нашелся — волонтеры «Старости в радость» перекрашивают стены в приятные цвета. Причем советуются с проживающими.
— Бабушки от этого чувствуют себя причастными, начинают ощущать себя хозяевами своей жизни, — объясняет Ольга. — Им нравится принимать решение, выбирать цвет, даже спорить порой друг с другом. Но в конечном итоге они приходят к единому мнению.
— Вы когда-нибудь пробовали жить без часов? А вот во многих палатах домов престарелых нет часов. И люди, живущие там, порой теряются, зависают в безвременье.
Чтобы такого не происходило, в отремонтированной комнате для бабушек и дедушек появятся часы. Это привяжет стариков к этому миру, они смогут лучше ориентироваться в своей жизни.
— Большая проблема: жителям домов престарелых практически нечего делать, многие начинают активно тратить деньги на выпивку, — говорит Ольга. — Но в одном из домов выход нашелся. Сотрудники начали обустраивать палаты для стариков, делать их уютнее — и проживающие потихоньку втянулись в процесс не только морально, но и материально: покупали какие-то приятные мелочи, чтобы стало красивее. Раньше бы это не пришло им в голову, раньше они бы потратили деньги на бутылку. Но раньше они и не чувствовали себя как дома.