Данные главврача Коммунарки Дениса Проценко несколько отличаются. В его больнице доля молодых людей не увеличилась, но вот болеть они стали тяжелее.
Точных цифр никто не дает, нет и доступной статистики по возрастным группам, а потому очень трудно судить, насколько повысилась в России опасность вируса для молодых взрослых, подростков и детей. В прошлом большинство из них переносили инфекцию бессимптомно, либо болели легко.
Если вам интересно, что именно знают ученые о том, как молодеет ковид, просто читайте дальше, а если у вас нет времени на подробности, сразу переходите к практическим выводам.
Глобальный тренд?
О том, что ковид становится болезнью молодых, говорят не только в России. Об этом заявляют в СМИ и в научных медицинских изданиях эпидемиологи в США, Великобритании, Израиле и в странах ЕС.
Это не удивительно, так как там к настоящему моменту большая часть пожилых людей уже привита, а Израилю удалось довольно быстро вакцинировать почти 90% взрослых.
По данным Министерства здравоохранения Израиля за 5 июля, более 50% выявленных случаев заражения в этот день пришлось на граждан от 19 лет и моложе. Возрастная группа 65+ составила около 14%.
Поскольку общее число заболевших в Израиле снижается, то речь идет лишь о росте доли молодых в общем числе заболевших, а не об абсолютном повышении их числа.
Что касается Европы, возрастная структура инфицированных тоже сдвигается в сторону молодежи, но, к счастью, как говорит эпидемиолог Европейского центра по контролю и профилактике заболеваний в Стокгольме Ник Бандл, у детей риск тяжелого течения ковида остается низким.
Среди стран с большим прививочным охватом, особое место занимает Великобритания, в которой после вакцинации пожилых когорт резко упала смертность, однако уровень заражения снизился ненадолго, и сейчас там наблюдается то, что можно назвать третьей волной.
Британский феномен
Впервые об увеличении заболеваемости среди молодежи в Великобритании заговорили зимой 2021 во время второй волны, когда уровень вакцинации был еще низок, а новые, все более заразные штаммы продолжали появляться.
К концу мая 2021 60% зараженных были инфицированы штаммом дельта, а к 7 июня его доля составляла уже 90%. При этом между 20 мая и 7 июня рост инфекции был экспоненциальным: каждые 11 дней количество заразившихся удваивалось.
По данным агентства React 1, экспоненциальный рост, в основном, обеспечивали молодые когорты 5-12 и 18-24 лет. Их было в пять раз больше, чем заболевших в возрасте 65+.
На 18 июля в Великобритании 62,3% взрослых получили одну дозу вакцины, а 48,5% были привиты полностью. Что касается возрастных когорт 65+, 90% граждан вакцинированы.
Между 12 и 18 июля департамент здравоохранения Англии зарегистрировал всего 60,6 заражений на 100 000 населения в возрастной когорте старше 85 лет. Это самый низкий показатель за все время пандемии.
Что же касается заболеваемости молодых взрослых от 20 до 29 лет в этой части Великобритании, то она составила 1154,7 заражений на 100 000 населения.
Хорошая новость заключается в том, что врачи в Англии не наблюдают утяжеления симптомов у молодых людей. За тот же период число госпитализированных пациентов выросло с 4, 55 до 5,88 на 100 000 жителей, но среди них по-прежнему наибольшее число составляют пожилые пациенты.
Анализируя британский опыт, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, вакцинация взрослых и особенно пожилых граждан позволила значительно снизить количество случаев COVID-19 в этих возрастных группах, а значит, в структуре заболеваемости растет относительная доля молодых людей.
Во-вторых, абсолютное число заражений среди детей, подростков и молодых взрослых тоже выросло.
В-третьих, молодые по-прежнему болеют с тяжелыми симптомами значительно реже, чем люди среднего и пожилого возраста.
Британские эксперты связывают рост случаев заражения среди молодежи с Чемпионатом Европы по футболу (ЕВРО 2020). С 11 июня по 11 июля тысячи молодых болельщиков по всей страны ездили на стадион Уэмбли, в том числе на общественном транспорте. Группы молодежи собирались в фан-зонах для того, чтобы смотреть матчи вместе. Разумеется, в условиях пандемии это не могло не способствовать передаче инфекции.
Вернемся в Россию
В России тоже проходили матчи чемпионата, и болельщики вели себя сходным образом. Понятно, что в первую очередь, как и в Великобритании, это были молодые люди.
При этом в Великобритании послабления карантинных мер летом были отложены из-за высоко заразного штамма дельта, а в нашей стране после первого локдауна в апреле-мае 2020 года строгие ограничения не вводились вовсе.
Требование московских властей не пускать граждан в заведения общепита и на культурные мероприятия без QR-кодов, свидетельствующих о вакцинации, продержалось недолго. Как только мэрия Москвы убедилась в том, что граждане встали в очередь за прививкой, сертификаты были отменены.
С учетом значительного отставания в темпах вакцинации и появления генетических вариантов SARS-CoV-2 с повышенной легкостью передачи, не удивительно, что число заражений и смертей в нашей стране растет.
Рост заболеваемости у нас сравним с британским, но при этом ежедневное число смертей от ковида в России составляет порядка 600–800 человек, в Великобритании же оно, как минимум, на порядок ниже. Например, 25 июля 2021 в России зарегистрированы 24 072 новых случая заражения, в Великобритании даже больше – 29 173. В этот же день Россия фиксирует 779 смертей своих граждан, а Великобритания – 28.
Врач-инфекционист Первого Санкт-Петербургского медуниверситета им. Павлова Оксана Станевич, как и главврач Филатовской больницы, считает, что количество пациентов с ковидом в возрасте от 20 до 40 лет в третью волну пандемии значительно выросло. Она объясняет это тем, что более старшие группы в основном уже переболели в первую и вторую волну, и вирус движется дальше, в ту возрастную группу, где еще остались не охваченные.
В отличие от доктора Проценко, Станевич не наблюдает у питерских пациентов существенного изменения клинической картины: «У пациентов любых возрастов может быть и легкая форма ковида, и острое течение, которое мы называем фульминантным, когда человек неконтролируемо сгорает».
Она отмечает также, что для подробного анализа третьей волны коронавируса в России пока не хватает данных. Выполнить его можно будет тогда, когда сведения о течении заболевания разных пациентов в разных больницах будут централизованы и обобщены. А пока что мы имеем лишь наблюдения врачей, которые во многом обусловлены особенностями конкретных регионов и профилем самого медицинского учреждения.
Возможно, что анализ Дениса Проценко не совпадает с наблюдениями коллег вследствие того, что в «Коммунарку» везут самых тяжелых пациентов со всей Москвы, считает Станевич.
Итак, что же можно сказать о ситуации с «помолодением» ковида в России?
Точных статистических данных, подтверждающих глобальный тренд, мы не имеем, а наблюдения врачей противоречивы.
Утяжелились ли симптомы ковида у возрастных подгрупп, которые ранее переносили заболевание легко? Тоже не вполне ясно, но если транслировать британские данные на нашу страну, то тяжелое течение ковида по-прежнему встречается, в основном, у пожилых пациентов.
Можно ли руководствоваться британским анализом?
С одной стороны, и в Великобритании, и у нас превалирует штамм дельта и, по-видимому, он дает сходную клиническую картину, а также значительный прирост инфицированных каждый день. С другой стороны, у нас очень разные ситуации с вакцинацией, что, по-видимому, сказывается на уровне смертности, хотя на нее может влиять и качество оказываемой пациентам медицинской помощи, и иные факторы.
Практические выводы
Вывод для граждан заключается в том, что меры профилактики ковида следует соблюдать не только взрослым и пожилым, но и детям и подросткам. Новые варианты коронавируса появляются постоянно, причем их совсем не обязательно завозят из-за границы. Вирус неизбежно будет мутировать и в России, а уверенности в том, что он продолжит щадить молодых людей, к сожалению, нет.
Вывод для ученых сформулировала Карин Магнуссон, эпидемиолог из Норвежского института здравоохранения в Осло. Она считает, что новая ситуация диктует необходимость лучше понимать особенности течения заболевания у детей и подростков.
Группа ученых под ее руководством опубликовала препринт исследования на эту тему, результаты которого оказались достаточно неожиданными.
Проанализировав данные системы здравоохранения Норвегии, исследователи обнаружили, что большая часть детей перенесла ковид легко и им не потребовалась медицинская помощь, однако в течение 6 месяцев после болезни они гораздо чаще обращались к разным медицинским специалистам.
Это говорит о том, что, хотя сам ковид прошел легко, его влияние на юный организм отнюдь не безобидно.
Источники:
Will COVID become a disease of the young?
Covid cases among people in 20s at highest-ever recorded level for any age group