Говорят, дети ближе всего к Богу. Это очень заметно на примере творчества: дошкольники и младшие школьники – стихийные, ничем неудержимые творцы, все время что-то поют, рисуют, даже стихи сочинять пробуют. Со временем, правда, это часто уходит, а бывает и так, что, заглянув в тетрадку к подростку, православный родитель в ужасе отшатывается от клубящихся там чудищ, «качков» и сомнительных красавиц – уж лучше б чадо вообще ничего не рисовало, чем такое! О том, как сохранить у детей вкус к рисованию и одновременно – православное мировоззрение, мы беседуем с руководителями изостудии воскресной школы при православной гимназии «Радонеж», супругами БИКАШОВЫМИ.
Художники Дмитрий и Мария Бикашовы закончили в 1986 году Белорусскую академию художеств, являются членами Союза художников России, принимают участие в различных выставках. На их счету – оформительская работа над десятками детских книг, вышедших в издательствах «Дрофа», «Росмэн» и других. Мария — постоянный художник-оформитель в журнале «Божий мир» и альманахе «Лазурь», Дмитрий работает в издательстве журнала «Москва». В настоящее время Бикашовы – родители четверых детей от 3 до 14 лет, Дмитрий и Мария уже около десяти лет обучают изобразительному искусству детей и подростков из воскресных школ. |
Георгий Победоносец. Рисунок ученицы Д. и М. Бикашовых
— Вы принимаете в изостудию воскресной школы всех детей? Или важно, чтобы у ребенка были художественные способности?
Мария: Конечно, мы принимаем всех. Если ребенок пришел к нам в студию – стараемся помочь ему раскрыться, поверить в свои силы. У нас в изостудии нет разделения на группы – по крайней мере, пока. Занимаются вместе пятилетние и десятилетние дети. Конечно, такое объединение, при имеющихся несомненных плюсах, создает определенные сложности: надо всех захватить творчеством и в то же время суметь подать материал, в том числе и религиозного содержания, на разном уровне, в зависимости от возраста. К примеру, четырех- и пятилетний ребенок – это уже два совсем разных человека. Поэтому на занятиях наша задача – это рассказывать о чем-то, например, о входе Господа в Иерусалим, на трех разных уровнях – для совсем маленьких – трех-четырехлетних ребятишек, для пяти–шести лет (должна сказать, что это самый благодатный возраст: дети очень восприимчивы, их нужно только слегка подтолкнуть – и творческий процесс в разгаре)… А вот, начиная с семилетнего возраста, ребенок воспринимает информацию уже сквозь призму интеллекта – и это тоже нужно учитывать.
Занятие начинается обычно с какой-то самой простой игры, чтобы захватить младших, потом нужно вовлечь «средних», рассказать что-то. Чаще всего в это время старших детей (10-11 лет) забирает для беседы батюшка, и они, уже вернувшись от него, принимаются за рисование – как правило, тема каждого занятия так или иначе связана с текущим праздником, памятью того или иного святого, и батюшка в своих беседах это тоже учитывает.
Дмитрий: У нас в студии есть даже мальчик из мусульманской семьи – кстати, очень одаренный ребенок. Он, так сказать, «непрактикующий» мусульманин – в мечеть не ходит. Но мы никакой особой миссии на себя тут не возлагаем. Просто мы рады, что человек пришел к нам в изостудию, занимается.
— В чем состоят особенности вашей методики обучения детей изобразительному искусству?
Мария: Методика эта складывалась постепенно. Во многом мы воспользовались опытом замечательного человека и известного педагога Ирины Владимировны Бочаровой – нам посчастливилось познакомиться с ней в воскресной школе «Садовники». Вот уж действительно учитель от Бога! Я однажды наблюдала, как она общается с малышами перед тем, как дать им в руки кисточку. Она не просто говорит: «Смотрите, вот снег, нарисуйте», она дает его потрогать, поиграть им, рассмотреть на свет мельчайшие частички. И дети обращают внимание на то, что, в принципе, они раньше не видели, хотя и ходили по этому снегу всю долгую зиму. Они садятся рисовать — и создают шедевры. Или вот, представьте себе, Ирина Владимировна проводит занятие с дошкольниками – на дворе день Сорока мучеников, надо что-то нарисовать к празднику. Она приносит в мисочке лед, зажигает свечу. Рассказывает, что мучеников ставили на лед и пытали огнем – детишки трогают лед, подносят ладошки к свече. «А потом на них с неба сошли венцы» – говорит педагог. И раздает малышне заранее приготовленные венцы из фольги – пусть потрогают их, примерят. Дети, проникнувшись всем этим, создавали прекрасные работы!
Дмитрий: А знаете, как можно было бы сделать это занятие неудачным? Очень просто — принести и показать детям репродукции известных картин на эту же тему. Дети очень восприимчивы – они тут же «впитали» бы чужие образы, чужое настроение. И рисование в этом случае было бы не творческим процессом, а скорее воспроизведением увиденного.
Мария: Или вот, к примеру, это уже у нас в изостудии: тема занятия – «Ноев ковчег», дети по возрасту примерно такие же – дошколята. Я принесла им такую абстрактную фигуру из картона – Ноя, и глиняные фигурки зверей – выбирайте! Каждый ребенок берет себе фигурку: «Я буду львом», «Я буду ягненком», ну и так далее. Строим с ними ковчег – из коробок, стульев, покрывал. Забираемся внутрь, зажигаем фонарик. Перед этим я незаметно включаю магнитофон – и вот у нас снаружи (записанная на кассету) булькает и журчит вода. Сидим, слушаем, размышляем, представляем. Шумно радуемся появившейся голубке, трогаем по очереди нежную зеленую веточку, которую она принесла. Потом выбираемся из ковчега — и рисуем свои впечатления, свои ощущения, свою радость от того, что вода ушла с земли, и Господь снова даровал миру солнце и зелень.
Эта методика хорошо развивает образное мышление – это очень важно у пяти-шестилеток. А к семилетнему возрасту, когда образное мышление уже развито, постепенно включаем в работу интеллектуальный подход – изучаем цвет, свет, тени. Кстати, работая с дошкольниками и младшими школьниками, лучше всего использовать гуашь: она яркая, прекрасно смешивается в новые цвета… И, кроме того, отмывается с перепачканных рук лучше остальных красок.
— Какие-то выставки детских работ устраиваете?
Мария: Конечно, выставки необходимо устраивать. Творчество — это ведь труд, и дети должны видеть результаты своего труда, поделиться ими с родителями и друзьями. Уже не говоря о том, что детское творчество очень интересно само по себе, просто как явление. Кредо нашей воскресной школы — на празднике или выставке должно обязательно быть представлено творчество каждого ребенка, независимо от его способностей. Есть, скажем, дети робкие, зажатые – они такие от природы, это характер. В праздничных спектаклях, пусть они не на главных ролях, пусть просто помогают с оформлением — их фамилии обязательно прозвучат. А более яркие, одаренные дети – с прекрасными рисунками, с замечательными концертными номерами – должны «зарабатывать очки» для своей воскресной школы, стоять «за други своя» на больших выставках, концертах за школьными пределами. Рисунки этих ребят занимают призовые места, но если их обладатели знают, что это не просто их личная победа, что они сделали доброе дело для своих друзей из воскресной школы, тогда, скорее всего, «звездочки» не станут заноситься и считать себя лучше всех, наоборот, почувствуют ответственность за общие интересы.
— Что вы посоветуете родителям, обнаружившим у своего ребенка талант художника?
Дмитрий: Посоветуем заниматься с ним, относиться к его увлечению серьезно. Можно поискать детскую изостудию или специалиста, который будет учить ребенка в индивидуальном порядке. Но, разумеется, без захваливания и возведения в «гении».
Мария: Вообще-то я бы советовала всем родителям каждый день обязательно давать ребенку порисовать – это прекрасно успокаивает и помогает справиться с негативными эмоциями. К примеру, ребенок нервничает – что-то его напугало или приболел – он начинает класть темную краску крупными, широкими мазками – и весь негатив постепенно уходит. И еще: побуждайте детей присматриваться к миру вокруг себя! Можно рассматривать, как устроен тот или другой цветок, как небо отражается в лужах, как по вечерам зажигаются окошки – это очень интересное занятие. Обращайте внимание детей на цвет предметов, освещение, игру теней! Тогда рисунки будут получаться содержательными и интересными!
— Сейчас в воскресных школах, к сожалению, очень распространена следующая ситуация: ребенок охотно посещает занятия до одиннадцати-двенадцати лет, а затем охладевает, предпочитая им что-то другое. Почему, как вам кажется?
Дмитрий: Я думаю, причина тут одна: как правило, обучение в воскресной школе – это монолог. А любой, даже самый разумный и прочувствованный монолог человек не может слушать вечно – он устает, он смотрит по сторонам. Особенно в переходном возрасте, когда ребенок вообще склонен подвергать критике любое подобие прессинга. Поэтому выход один: обучение в воскресной школе должно быть непрерывным диалогом ученика и учителя.
Диалог гораздо в большей мере ориентирован на собеседника, он всегда содержит в себе что-то новое и подразумевает сотрудничество с ребенком. Это непросто, конечно, но к этому нужно стремиться изо всех сил.
Вход Господень в Иерусалим
— Многодетная семья, изостудия, иллюстрации к книгам – все это, вероятно, оставляет не слишком много свободного времени. Вы успеваете заниматься собственным творчеством – писать картины, например?
Дмитрий: Успеваю. Но редко (смеется). В этом смысле можно восхищаться моей супругой: среди шума, детского крика, беготни она находит в себе силы взять карандаш – и тут же создает очередной шедевр. Даже в роддоме Мария не теряла времени даром: рисовала иллюстрации для журнала – и спускала их мне из окна на веревке.
Занятия студии Д. и М. Бикашовых проходят при Православной гимназии «Радонеж», по воскресеньям, сразу после Литургии ( в 10.30).
Адрес гимназии: м. «Ясенево», проезд Одоевского, 13, тел. (495) 423-51-22
Летом занятия преращаются и возобновятся только осенью.
Беседовала Ольга КОЗЭЛЬ