Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Котики и их волонтеры. Как не стать кошкиной бабушкой

Бездомных кошек жалеют многие, но что делать с этой жалостью? Можно спасать всех и нести домой, но рано или поздно кончится место. А можно – создать приют и помочь животным найти новых хозяев

«Добрые руки найдутся для каждой кошки», – уверены волонтеры частного приюта «Муркоша», которые за год нашли хозяев более, чем для 600 кошек.

Приют открылся летом прошлого года. Существует он силами волонтеров, хотя несколько штатных сотрудников тоже есть, например, администраторы, уборщица (в доме, где живут более 400 кошек, без нее не обойтись). Раз в неделю приходит ветеринар. Животных лечат, социализируют при необходимости, и только после этого пристраивают в добрые руки. Приют занимает два этажа в промышленном здании в спальном районе столицы. В это здание переехали в сентябре. Сейчас в приюте около 400 кошек – взрослых и котят.

100 породистых сирот

Волонтер Алена проводит экскурсию по приюту. Обитатели одной из комнат – сплошь породистые, есть такие экземпляры, что хоть сейчас на выставку. Это – бывшие узники «кошачьего концлагеря».

«Я называю их так, – рассказывает Алена. – Эти кошки приехали из Тверской области, они жили в питомнике, но их хозяева погибли в автокатастрофе в один день. Их дочь кормила и поила кошек не чаще раза в неделю. Это – взрослая женщина, у нее есть работа, но мне кажется, что содержать кошек в таких условиях может только невменяемый человек, по разговору с ней было ясно, что ее жестокость – за гранью адекватности.

Котики жили в частном доме, 130 км от Москвы. Забирать пришлось с боем. Помогли родственники бывших хозяев. Когда мы их привезли, взрослые крупные животные весили по полтора килограмма. Я несла переноску, в ней было три кошки, казалось, что я котенка несу. Мы спасли из этого приюта около 100 животных. Говорят, что их там было 150, но видимо многие не дождались нашей помощи. Очень много было больных.

Они так и живут в приюте, своим прайдом, только тех, кого лечим и готовим к стерилизации, отсадили в клетки. Все они породистые: персы, невские маскарадные, сноу шу и другие. Мы уже раздали около 20 кошек из этой комнаты. Вот, посмотрите, этот – уже откормленный».

Самого большого котика из этой комнаты, толстого голубоглазого тайца, зовут Кабан. Несмотря на грозное имя характер у него мирный и покладистый. Кабан пушист, породист и прекрасен, но мечтать о нем бессмысленно, хозяин для этого котика уже найден, на выходных он его заберет. «Кабана пиарить не надо», – пишут волонтеры на страничке «Муркоши» «ВКонтакте». Пиар и репост в соцсетях помогают не только пристраивать животных, но и собирать средства. Тем приют и живет – пиаром и репостом.

На сайте и в социальных сетях волонтеры отчитываются о потраченных средствах, пропиаренных и пристроенных котиках. В этом смысле все, как у людей, то есть, как в человеческой благотворительности.

У каждой кошки есть перспектива

Если один котик пристроен, значит, освободилось место для другого. «Перспектива найти свой дом есть у каждой кошки, – считает Алена, – Работая здесь, я вижу, что берут всяких – и больных, и одноглазых, и старых».

Спасением бездомных животных Алена занимается давно. Дома у нее две кошки, которых она когда-то подобрала на улице. В приют Алена приезжает три раза в неделю: лечит, кормит, чистит клетки, играет с четвероногими постояльцами.

«Из приюта не беру, стараюсь пристраивать. Надо всем искать дом, а не собирать у себя. Нашим волонтерам время от времени приходится разгребать «бабкины квартиры». Превратиться в такую бабку никому не хочется», – признается Алена.

Информация о приюте распространяется по «сарафанному радио». Некоторые бабушки, которые «помогали котикам», а в какой-то момент капитулировали перед бурно растущим котопоголовьем, сами просят волонтеров приюта забрать излишки животных. В нескольких комнатах приюта живут обитатели таких «бабкиных квартир».

Откормленные и отмытые, многие из них удивительно красивы и их с удовольствием забирают. Кошки рады и благодарны. Они-то понимают, как хорошо быть единственным животным в доме.

Что же делать, чтобы не превратиться в «кошкину бабку?» Рецепт волонтеров такой:

– Обязательно стерилизовать всех животных.

– Следить за здоровьем питомцев и заботиться о гигиене.

– Не «накапливать» кошек, а раздавать, искать им хороших хозяев.

Дедушка, Бабушка и беженцы из Донецка

«Эти две кошки приехали из Абхазии, их выкинули, подобрал волонтер и привез в Москву. Мы их называем Дедушка и Бабушка, – продолжает свой рассказ волонтер. – Все кошки у нас с трудной судьбой, все находились на грани гибели. Вот здесь у нас – кошки из Минской усыпалки. В Белорусии есть закон, по которому все бездомные кошки подлежат усыплению, и мы оттуда их вывозим. В отдельной комнате живут кошки, вывезенные из Донецка. Это обычные, домашние и очень ласковые мурки, внезапно оказавшиеся на улице. Их тоже можно забрать. Некоторых уже взяли.

Стерилизуем, лечим, находим дом, отслеживаем их жизнь, чтобы у них все было хорошо. Животных отдаем по договору ответственным, адекватным людям. Кому попало кошек не отдадим.

Конечно, хорошо, если на окнах у будущего владельца есть сетки. Кошек, которые падали из окон, у нас много, кто-то разбился, кто-то потерялся. Но дело, конечно, не в сетке, а в степени ответственности человека. Можно просто отправлять кошку в другую комнату на время проветривания».

Котики-инвалиды

Котики-инвалиды как правило адаптируются к своим особенностям и не видят в них особой проблемы. Кошки очень жизнелюбивы.

Алена показывает на серую кошку в одной из клеток:

«У этой кошки не хватает пальцев на лапе, поэтому она чуть прихрамывает. Но это ей ничуть не мешает. Котиков-инвалидов тоже отдаем, если люди хорошие».

Был кот, которому дети выкололи глаз. Неудивительно, что этот кот был пугливым и недоверчивым, но спокойное ласковое отношение творит чудеса, в приюте котика подлечили, отогрели и нашли ему заботливых хозяев.

В клетке сидит большой серый кот-британец. Зовут его сэр Матвей. Волонтеры нашли его на улице, где он жил в картонной коробке. После обследования выяснилось, что британец болеет, тяжело и совершенно по-человечески, у него лейкоз. Волонтеры приняли решение – лечить. Несколько раз Матвей был на грани смерти, но в итоге вылечился, точнее, вышел в стабильную ремиссию. Теперь он не задержится в приюте надолго, уже есть человек, который его заберет. Несмотря на некоторые сложности в уходе, этот кот вполне способен жить в семье и радовать своих хозяев.

Обо всех особенностях здоровья животных будущих хозяев предупреждают сразу.

«С будущими владельцами я долго разговариваю. Если что-то смущает, отказываю, не называя причин. Когда отказываем? Если люди говорят, что берут котенка, но не хотят его стерилизовать, мы его не отдадим. Или, например, человек говорит: «У меня погибла кошка, хочу взять новую». А в разговоре выясняется, что кошка была на самовыгуле и ее порвали собаки. Следующую кошку ждет та же участь! Если мы слышим, что предыдущая кошка болела, а лечить ее не стали, то котика не дадим, зачем? Мы даем рекомендации, чтобы свести риск к минимуму, говорим об опасных местах в доме, рассказываем о симптомах основных болезней, о прививках».

Умножать страдания, которых в кошачьем мире и так в избытке, волонтеры приюта не хотят. С каждым из будущих хозяев заключают договор содержания. Со своей стороны в приюте готовы дать рекомендации по корму, приучению к лотку, но взрослые кошки, как правило, к лотку уже приучены. Кошек, которые не способны ходить в лоток, единицы. Как правило, это говорит о проблемах со здоровьем, вылечить можно почти все, но нужна любовь и терпение. Но чаще всего туалетные проблемы решаются легко, у стерилизованных животных они встречаются нечасто. Как правило, достаточно просто подобрать наполнитель и решить мелкие технические вопросы, например, поставить два лотка вместо одного. Проблема «кошки и мебель» разрешима с помощью когтеточки, для кошачьего маникюра она гораздо удобнее, чем ваш диван – кошки это понимают. Кроме того, когти можно подрезать специальными щипцами, хозяева могут делать это сами, это не сложно.

Кототерапия и жизнь

Разумеется, жизнь волонтеров приюта не сводится к котикам, у всех есть работа, семьи, множество человеческих дел. Но часть своего времени и сил они с удовольствием посвящают котикам. В «кошкином доме» соблюдается чистота, есть бахилы, резиновые тапочки, перчатки для уборки. Помещения и инвентарь моют и дезинфицируют. Но это –  проза, технические детали. Приходят сюда для того, чтобы в процессе бытовых дел пообщаться с котиками. Коты успокаивают людям нервы, снимают стресс. Говорят, что они даже лечат.

«Когда я проведу здесь несколько часов после трудного дня, выхожу совсем другим человеком», – признается Алена.

Для того, чтобы помогать животным, попавшим в беду, в наше время не обязательно превращаться в «кошкину бабушку», можно, например, помогать приюту.

Помочь приюту можно деньгами, волонтерским участием, возможна вещевая помощь, всегда нужны люди со своим транспортом, ответственные люди, которое могут отвести кошку к врачу, и конечно пиаром: на различных сайтах, в социальных сетях, расклейкой объявлений по городу и другими всевозможными способами.

Ведь котиков любят все!

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?