Косму Этолийского даже мусульмане называли святым

Для национального и духовного возрождения греков времен Османской империи, уже забывавших свою веру, униженных и забитых, равноапостольный Косма Этолийский имел то же значение, что и во времена монголо-татарского ига и одичания земли русской наш Сергий Радонежский

Косма Этолийский
Косма Этолийский

Святой Косма (1714–1779) сыграл огромную роль для всего балканского региона и имел необычайное влияние на современников: толпы мусульман ходили за православным проповедником, один турецкий правитель после смерти святого построил монастырь в его честь.

Святой Косма прекратил массовую исламизацию греческого населения в Османской империи, открыл более полутора тысяч учебных заведений, в том числе и на средства почитавших его мусульман. Для национального и духовного возрождения греков, уже забывавших свою веру, униженных и забитых, он имел то же значение, что и во времена монголо-татарского ига и одичания земли русской наш Сергий Радонежский.

О себе о. Косма, которого при жизни назвали апостолом, говорил народу так: «Я недостоин не только учить вас, но даже припасть к вашим стопам, ибо каждый из вас значит больше, чем весь этот мир… Я – раб Господа нашего Иисуса Христа Распятого. Не то чтобы я был достоин стать рабом Христовым, но Христос снизошел до меня в Своем великом сострадании».

Что будет с моими братьями?

Святой Косма Этолийский родился в семье ткачей в 1714 году в маленьком горном поселке Мегало Дендро на севере Греции, бывшей тогда частью Османской империи (1300–1922). Для греков начало XVIII века было временем гражданского бесправия и духовного оскудения. Христиане должны были платить особый вид налога (джизью), им запрещалось свидетельствовать против мусульман в суде, носить оружие. Царил страх перед турецкими башибузуками (разбойниками). Многие храмы закрылись.  

Население массово принимало ислам в добровольном порядке: это позволяло получить оплачиваемую работу, занять хорошую должность, выгодно торговать, освободиться от налогов, непомерно завышенных для христиан.

Но именно в это время Констас, как назвали будущего святого родители, идет сначала к местному священнику, который учит его грамоте, а позже – на Афон, где учится богословию и в 30 лет принимает монашество и священный сан. Потом отец Косма мог так и остаться на Афоне, где в те времена было относительно тихо и безопасно, но он хорошо помнил свою родную Этолию, неграмотных, приниженных, почти забывших свою веру, национальность и достоинство людей. Что будет с ними?

Позже своим ученикам о. Косма говорил: «Наши братья христиане имеют огромную нужду в слове Божием, и тем, кому удалось получить хорошее образование, не следует стремиться в дома власть имущих и во дворцы правителей в поисках богатства и почестей. Им скорее подобает идти к простым людям, живущим в невежестве и убожестве, учить их, так исполняя волю Божию».

Пешком, на ослике, на лодке

Монастырь Филофей на Афоне, где будущий святой принял монашеский постриг с именем Косма
Монастырь Филофей на Афоне, где будущий святой принял монашеский постриг с именем Косма. Фото: Στάθης Κουτσιαύτης / wikipedia

В 1760 году о. Косма покинул Афон. За благословением на проповедь христианской веры в земле, бывшей когда-то великой христианской Византийской империей, о. Косма едет в Константинополь. Обходит многие районы и области Греции, в том числе и острова, идет в Болгарию, Сербию, Малую Азию. Пешком, на ослике, на лодке… Говорит, что не может «выносить ту любовь, которая горела в его сердце, заставляя нести свет Евангелия христианам», если останавливается.

Везде о. Косму встречали толпы людей и шли за ним от деревни к деревне. Даже если в селении и был храм, все равно он не мог вместить всех желающих увидеть и услышать священника, который пришел напомнить им о Христе, и о. Косма, как Христос, проповедует прямо на улицах. И обращается к людям не на архаичном греческом, а на доступном им разговорном языке того времени.

Собравшихся о. Косма просил исповедоваться и попоститься один вечер. Исповедуя, он тут же «выписывал рецепт» для исцеления: конкретные дела милосердия, свидетельствующие о покаянии. Затем начиналось таинство Соборования, где людям подавалась укрепляющая сила Божия и прощались забытые грехи. И это было удивительное зрелище: люди под звездным небом стояли с зажженными свечами и плакали – так давно у них не было богослужений, так давно за них не возносили молитвы.

Еще с вечера о. Косма просил местных жителей приготовить и взять с собой на службу вареную пшеницу и хлеб, а после богослужения раздавал их всем, кто пришел или просто проходил мимо. Тех, кого угощали, просили помолиться за своих живых и усопших родственников.

После окончания проповеди о. Косма раздавал небольшие подарки с пользой: нательные крестики, четки, платки женщинам, духовные книги и молитвословы. При этом просил помолиться о тех богатых людях, на деньги которых были приобретены эти подарки.

В каждой деревне или городе святой Косма просил, чтобы имеющие средства люди покупали большие медные купели для совершения таинства Крещения. За время проповеди святого Космы было установлено более четырех тысяч таких купелей в разных храмах.

Несомненно, Бог помогал о. Косме – его простые искренние проповеди проникали в душу, казалось, одичалых людей, обновляли полузабытую веру, приносили надежду. Люди вспоминали о своей славной истории, о дивных святых, а главное – о Христе, который тоже попал, добровольно, в «плен» грешникам, страдал и умер на Кресте.

Трибуна от Курт Паши

Святой Дух в словах о. Космы был так силен, что и мусульмане прислушивались. Многие из них, уважавших стойкость и достоинство в по-настоящему верующих людях, с большим почитанием относились к святому. Да и учил о. Косма тому, что пересекалось с высшими ценностями Корана: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не делай другому того, чего не желаешь себе, стремись к миру, заботься о нуждающихся.

О. Косма часто выступал против обмана на рынке: «Итак, братья мои, если кто чем обидел какого-либо христианина, иудея или турка, возвратите то, что вы взяли несправедливо, потому что на этом лежит проклятие, и дела у вас никогда не будут успешны». А еще о. Косма защищал женщин: не разрешал их унижать и обижать, чему, к сожалению, у турок очень быстро учились христиане.

По мнению отца Космы, перед нравственным требованием равно ответственны все люди, независимо от национальности и веры. Обличая обман, стремление к наживе, он говорил: «Вы, нанесшие вред своим братьям… даже если все духовные авторитеты, патриархи, епископы и весь мир простит вас, вы все же останетесь непрощенными. Ибо кто имеет власть простить вас? Те, кто претерпел от вас несправедливость… Вам следует возвратить вчетверо больше, как сказано в святом Евангелии, и лишь тогда вы получите прощение».

Обычно во время проповеди, чтобы его было лучше слышно, о. Косма взбирался на деревянную лавку. Однажды мусульманский правитель Албании Курт Паша, тронутый проповедью о. Космы, сделал для него переносную «трибуну»: деревянный помост с перилами, на которые проповедник мог опираться: так людям было лучше слышно и видно проповедника.  

В каждом населенном пункте люди, в память о проповеди о. Космы, устанавливали деревянный крест.

Исповедь у равноапостольного Космы Этолийского

Молодые греки в мечети. Художник: Ж.-Л.Жером, 1865. Грек-мусульманин мамлюк. Художник: Луи Дюпре, 1825
Молодые греки в мечети. Художник: Ж.-Л.Жером, 1865. Грек – мусульманин-мамлюк. Художник: Луи Дюпре, 1825

Слушающим его людям о. Косма говорил:

– Не заключить ли нам договор? Позвольте мне взять на себя все грехи, что вы совершили с рождения до сегодняшнего дня, а вы, уважаемые друзья мои, должны будете взамен принять от меня четыре волоска. Что же я сделаю с вашими грехами? У меня есть глубокая пропасть, в которую я и брошу их. Что это за глубокая пропасть? Это сострадание нашего Христа.

Вот, я даю вам первый волосок – это ваша исповедь, и мы уже говорили о том, с чего она начинается: «Простите врагов ваших». Сделаете ли вы это?

Тут народ громко восклицал: «Сделаем, святый Божий».

– Значит, вы взяли первый волосок, – продолжал о. Косма. –  Второй волосок – это поиск образованного и добродетельного духовника, которому вы могли бы исповедать все свои грехи. Если у вас сто грехов, и вы исповедали девяносто девять, а один утаили, вам не прощаются и все девяносто девять. Стыдиться нужно, когда совершаешь грех, а на исповеди стыда быть не должно… Расскажите духовнику все, в чем укоряет совесть: убийство ли это, блуд ли, ложная клятва; ложь, или непочтительное отношение к родителям, или еще что-нибудь подобное. Вы исповедались, и вот, у вас уже есть второй волосок.

Третий волосок вы получаете, когда после исповеди духовник спрашивает: «Чадо, почему ты совершил эти грехи?» Тут нужно быть осторожным, чтобы не обвинить никого, кроме самого себя, и сказать: «Я совершил все это из-за своего дурного нрава». Трудно ли осудить себя? Нет, и теперь вы взяли третий волосок.

А теперь четвертый. Когда духовник отпускает вас домой, идите с твердой решимостью скорее пролить свою кровь, чем снова согрешить.

Эти четыре волоска – лекарство для вас. Первый – прощать врагов, второй – исповедовать все грехи, третий – осуждать себя, четвертый – твердо решить не согрешать более. Если возможно, ходите на исповедь каждый день. Если не можете каждый день, тогда раз в неделю, или раз в месяц, но не реже четырех раз в год.

«Сначала выслушай, потом можешь убить»

Слово отца Космы было «со властью», потому что он был готов умереть за сказанное. Вот история из жития святого Космы:

Святой Косма пришел в деревню Вувосса в горном районе Эпира, где наводил ужас на всех жителей главарь банды разбойников Тоскас. Отец Косма решил встретиться с Тоскасом. Он пришел к первому сторожевому посту разбойников, поднял крест и стал кричать: «Я хочу видеть вашего главаря».

Неожиданно к о. Косме выскочил сам Тоскас и чуть не убил его копьем, но проповедник успел воскликнуть: «Сначала выслушай меня, а потом можешь убить». Тоскас опустил копье, а священник принялся говорить. Когда о. Косма закончил, разбойник упал перед ним на колени и в слезах стал каяться в своих злодеяниях. Он просил о. Косму благословить его на принятие монашества для принесения покаяния за свою жизнь, но священник ответил: «Ты останешься здесь, но не для того, чтобы убивать и грабить, а для того, чтобы бороться против тиранов, поработивших нашу страну; чтобы помогать, а не мучить и угнетать. В этом твоя задача: бороться».

Тоскас тут же принял крещение от о. Космы и с тех пор больше никто не слышал о том, чтобы он разбойничал. Наоборот, он стал защитником немощных и благотворителем для бедных.

О необычайном влиянии о. Космы на людей свидетельствует и обнаруженная в венецианских архивах записка информатора, некоего Дзонца, утверждавшего: «Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек. Люди бежали за ним, целуя ему руки, почитая его словно какого-то спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

Лозунг Космы Этолийского: православные школы – в каждую деревню

Святой Косма. Справа – место, где проповедовал Косма в фессалийском селе Рапсани
Святой Косма. Справа – место, где проповедовал Косма в фессалийском селе Рапсани. Фото: Thanasis Christodoulou / wikipedia

Отец Косма стремился поднять дух своего народа, в том числе и с помощью его просвещения, образования; в каждом селении он старался устроить бесплатную православную школу. И ему это удавалось.

О. Косма лично назначал преподавателей из многих своих последователей, обеспечивал их жильем и денежным вознаграждением, а также организовал подготовку новых учителей. В патриаршей обители Стилу и в монастыре святого Иоанна Богослова его стараниями появились Высшие школы по подготовке преподавательских кадров.

Все дары и пожертвования, которые получал о. Косма в том числе и от турок, он направлял на школы. Когда пожертвований не хватало, о. Косма объявлял целевой моментальный сбор среди народа. И не давал забывать, откуда пришла помощь: «Здесь в селении вашем, видя, что у вас нет школы, дабы дети ваши читали и бесплатно учились грамоте, попросил я христиан, и они, по возможности и желанию, способствовали основанию школы. Но и вам самим следует всем вместе помогать вашей школе, из собственных средств или на деньги общины, чтобы получить награду от Бога и добрую память у людей».

Английский путешественник, посетивший Грецию в 1808 году, отмечал в своих воспоминаниях: «От Валахии и Молдавии вплоть до Египта, от города Смирна и до Керкиры, нет ни одного города, нет ни одного острова, где вы не найдете школы с бесплатным обучением, функционирующей на средства общины».

Сам о. Косма говорил: «Лучше, брат мой, иметь у себя в деревне одну греческую школу, нежели даже множество фонтанов, потому что когда твой ребенок станет образованным, он будет человеком. Школа открывает дорогу в храмы; школа открывает пути к монастырю».

Заговор тех, кто верит в деньги

Под влиянием проповедей о. Космы воскресенье перестал быть рыночным днем. Богатые торговцы и ростовщики (разных национальностей и вероисповедания) потерпели из-за этого большие убытки. Они возненавидели о. Косму и стали на него клеветать перед Курт Пашой. Сам о. Косма, зная о том, как велико число тех, кому не нравятся его проповеди и поступки, знал о своей близкой смерти и открыто говорил, что готов принять ее.

Заговор против о. Космы возглавили торговцы, реальным богом которых были деньги. Они заплатили Курт Паше, тому самому, который когда-то построил для о. Космы помост для проповеди в знак своего уважения, 25 тысяч (полтора миллиона долларов на сегодня) за его убийство. Курт Паша отдал приказ об аресте и убийстве святого, в чем позже раскаялся.

Сразу после убийства о. Космы в его честь строятся храмы, пишутся иконы. Народ и при жизни почитал о. Косму святым, а теперь открыто молился Косме – угоднику Божию. Не было селения, где греки бы не рассказывали в своих семьях о святом Косме, а рассказы бы не передавались от отцов сыновьям.

Официальная канонизация была совершена патриархом Константинопольским Афинагором в 1961 году, днем памяти было установлено 6 сентября. К равноапостольному Косме Этолийскому обращаются за молитвенным ходатайством в деле православного образования, воспитания детей, помощи в преподавании, финансовых затруднениях и во время гонений и преследований.

Пророчества святого Космы

Пророчества святого Космы долгое время были одним из любимых чтений греков. Святой предвидел даты освобождения провинций северной Греции и Салоник, захвата Ионических островов французами и англичанами, Первую мировую войну и гражданскую войну в Греции, говорил, что из-за жадности народа в Греции почти не останется лесов.

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

  1. Евлогите! Благословите! : Путеводитель по святым местам Греции / Монахиня Нектария (Мак Лиз) ; пер. с англ. Инны Беловой. – Москва : Русский паломник, 2007. – 1133 с.
  2. Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. — М.: Святая Гора, 2007. — 192 с.
  3. Зоитакис А. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. — М.: Святая Гора, 2008. — 300 с.
  4. Кацап Р., иерей Педагогика любви в посланиях св. Космы Этолийского //Stminarium: Труды Курской духовной семинарии. 2020. – № 2.  — С. 151—158

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться