Участником конфликта может оказаться любой ребенок, но некоторые более уязвимы. Кто же оказывается в «группе риска»? По мнению психолога Марии Капилиной, на то, станет ли ребенок участником конфликтной ситуации, влияют ряд факторов:
– темперамент (общительный и активный ребенок легче переносит смену обстановки и разлуку с родными, он быстрее переключается с негативных внутренних переживаний на внешние действия, легче выходит из конфликта)
– возраст (чем ребенок младше, тем он уязвимее эмоционально)
– образ жизни семьи
– Жизнь в лагере – это жизнь в коллективе по общим правилам, и даже если лагерь совершенно чудесный, для ребенка, привыкшего к индивидуальному вниманию и к жизни не столько по правилам, сколько по личному договору с родителями, адаптироваться будет труднее, чем тому, что хотя бы ходил в детский сад или родился в семье, где несколько детей, – комментирует психолог Мария Капилина. – Кроме того, если семья вела уединенный образ жизни, ребенок может просто не уметь общаться и выстраивать контакты с посторонними, что тоже может затруднить адаптацию. Поэтому лучше начать организацию общения ребенка с другими детьми не с путевки в лагерь, а с посещения занятий в каких-нибудь детских центрах , где группу ведет взрослый. Это неплохой путь социализации для ребенка, когда он видит, что общение с другим взрослым и следование за ним неопасно и учится общению и с другими взрослыми, и с другими детьми.
По мнению семейного психолога, директора приходского подросткового лагеря храма свв. Космы и Дамиана (в Шубине) Петра Дмитриевского, есть наиболее типичные конфликтные ситуации:
Не получается влиться в коллектив
– Ребенку в этом случае надо постараться разглядеть в массе сверстников отдельных людей с созвучными ему индивидуальными особенностями. Выделить одного или двух людей, которые ему кажутся более симпатичными, чем другие. Подойти к этому человеку (людям) и подружиться: расспросить о нем, самому рассказать о себе. А потом поделиться тем, что немного одиноко себя чувствуешь и предложить держаться в лагере вместе.
Если это не получается, нужно рассказать о ситуации всем взрослым, которые вызывают симпатию: вожатому, повару, руководителю кружка, родителю по телефону.
Взрослым необходимо отреагировать на ситуацию и придумать, в какую деятельность включить ребенка (предложить роль в спектакле, участие в кружке, в спортивной команде). Хорошо бы доверить ребенку дело, предполагающее контакт с другими детьми (общелагерный опрос, сбор информации и т. д.)
Кто-то «прицепился»
– Если кто-то прицепился, задирает, провоцирует, а остальные дети соблюдают нейтралитет, значит в коллективе подросткам небезопасно. Цепляющийся пытается так самоутвердиться и выстроить иерархию, а «наблюдающие» боятся вставать на защиту, так как предполагают, что и сами могут стать мишенью для травли. Об этом нечасто говорят, но «наблюдатели», так же как и жертва, получают в таких ситуацию большую травму, укрепляются в пониманию, что когда тебя мучают, лучше просто терпеть.
Такая ситуация напрямую означает, что либо взрослым не хватает педагогической и психологической компетентности, либо они компетентны, но отвлеклись на какие-то другие задачи.
Ребенку в этой ситуции нужно рассказать об эпизоде преследования взрослым – вожатым, педагогам и родителям.
Взрослым нужно обсудить с ребятами, какие ввести в отряде правила общения (что можно, а чего нельзя, и какие последствия ждут за нарушения правил) и какие командные мероприятия (игры, творческие задания) предложить группе, в которой начались признаки травли. А потом контролировать соблюдение правил.
Девочку не приглашают на танцах
Это вечная проблема подростковых лагерей – мужской стыд и нерешительность. Я иногда перед танцами специально устраиваю встречи для мальчишек в нашем лагере. Рассказываю им, как важно женщине быть увиденной, и что приглашение на танец – это не обязательно предложение руки и сердца, оно может быть и просто формой комплимента. Но даже после таких бесед многие парни часто смущаются и делают вид, что общение с девочками, «романтика» их вовсе не интересуют. Девочке не загрустить тут сложно. Такая уж женская доля: стараешься, украшаешь себя, а эти трусливые дураки смотрят, но не решаются подойти.
Девочке можно посоветовать разделить свое возмущение с подругой или девушкой-вожатой, поддержать друг друга в такой несправедливости жизни. И продолжить в последующие дни всякие женские способы «ухаживания» в отношении понравившихся ребят: попросить при случае их о помощи, улыбнуться удачной шутке, как бы случайно оказаться в поле зрения на кружке или в игре.
За одной девочкой мальчишки ухаживают «стайкой», другие девочки завидуют
Девочке, за которой ухаживают, стоит разобраться, как она относится к своим ухажерам: видит ли в ребятах однородную массу («стайку»), или они для нее отдельные индивидуумы? Если есть парень, который ей нравится больше других, зачем она поддерживает ухаживания всей стаи, а не строит отношения с ним одним?)
Можно также попробовать разобраться в отношениях с подругами: надо ли относиться к ним свысока, используя свою популярность, чтобы кого-то поддеть?
Как правило, с девочками, которые пользуются успехом мальчиков, другие девочки предпочитают дружить, потому что, находясь рядом с ними, они сами автоматически попадают в поле зрения ребят.
Если со стороны «популярной девочки» нет провокаций, то к этой ситуации можно не подключать взрослых.
Вокруг ругаются матом
Здесь два вопроса. Одно дело – выбирать не материться самому, здесь каждый свободен. Но заставить другого человека выбирать в разговоре определенные слова не в нашей власти. Как и не в наших силах заставить себя слышать одни слова и не слышать другие.
Ребенок может попросить тех ребят, которые матерятся, не ругаться в разговоре с ним, но если это не удастся, искать в лагере места и компании, где не звучит мат, либо просто уехать, сказав родителям и вожатым о причине.
Взрослым полезно знать, что произнесение бранных слов в общественном месте (а лагерь – одно из общественных мест) является административным правонарушением, и они вправе требовать от педагогов, администрации и вожатых соблюдение норм литературного языка.
В лагере курят
Как не прослыть маменькиным сынком (дочкой), а с достоинством преподнести свою позицию?
Это пример непростой дилеммы. Что ребенку важнее: лояльность к другим или верность себе? Особенно сложно в этом вопросе тем подросткам, которым родители не помогли легализовать собственную отдельность. Если в семье осуждаются любые проявления инаковости ребенка, не поддерживается право на собственные мировоззренческие, музыкальные, литературные предпочтения, жестко критикуется его мнение, любое его отличие от родительского, такой ребенок научается глушить собственные потребности и ценности, отдавая предпочтение лояльности, единству.
И это будет выстреливать и в отношениях со сверстниками. Так же, как сложно сказать маме: «А я считаю по-другому», станет сложно сказать другу/подруге: «Я не осуждаю тебя, но сама буду делать по-другому».
Профилактикой здесь будет приучение подростка к мысли: «Мы с папой в этом похожи, а в этом – совсем разные, но мы остаемся близкими людьми». Такой подросток сможет спокойно сказать приятелю: «Я твой друг и хочу с тобой дружить, но ты тогда покури, если ты хочешь, а я просто постою, поболтаю. Я не хочу курить и не курю».
Социальное неравенство
У кого-то есть айпады, у кого- то нет – одни хвастаются, а другие чувствуют себя отсталыми. Очень важно, как к такому расслоению относятся в семье подростка. Если в семье принято ныть и возмущаться, что, вот, у нас ничего, а у разных непорядочных и подлых – все, то ребенок будет любую разницу в доходах воспринимать как дополнительное доказательство того, что он обделен. Это порождает обиду, зависть, желание отомстить – вместо творческого приспособления и поиска способов удовлетворить свою реальную потребность.
Ребенку в этой ситуации совсем спокойным остаться не получится, но можно попросить знакомого дать айпад на время поиграть. В ответ можно придумать какую-то форму выражения благодарности: занять место в столовой, поделиться кефиром или просто искренне поблагодарить.
Если в лагере много интересных игр, упражнений и дискуссий, то ребята в течение дня оказываются так часто на равных, что даже если они перед сном полчаса будут не на равных в финансовом плане, это уже не нарушит сложившейся дружбы и ощущения друг друга партнерами.
Ребенок не слушается воспитателей
Подростки часто пробуют мир на прочность, проверяют границы. С одной стороны, может казаться, что они хотят быть самыми главными. Однако на самом деле, быть самым главным тревожно и страшно. Не вполне осознаваемая потребность подростка – это обрести такого взрослого, который мог бы, не унижая, оказаться достаточно прочным, чтобы подростка остановить. Также важное проявление уважение к подростку – это по-взрослому объяснить, почему, ради чего в лагере введено это правило. Например, правило отбоя необходимо, чтобы все высыпались и на следующий день были в хорошей форме. Правило поочередного купания нужно, чтобы никто не утонул.
Также важно помнить, что никакое правило не будет выполняться, если в случае его нарушения нет санкции. Санкции не должны быть унизительными, но они должны быть достаточно неприятны, чтобы мотивировать помнить о правиле. В каких-то случаях – это может быть лишение возможности участвовать в приятном мероприятии, в особо опасных темах – санкцией может быть досрочный отъезд домой. При записи в лагерь родителям и подросткам важно заранее поинтересоваться у организаторов, какие в лагере действуют правила и санкции.
Запреты для родителей
Если ваш ребенок попал в конфликт и сказал вам об этом, есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:
Обвинять. Услышав жалобу ребенка, нельзя первым делом говорить, что во всем виноват он сам. Первая реакция должна показывать, что вы на его стороне и готовы разбираться.
Пускать все на самотек. Отношения в искусственно созданном детском коллективе требуют интенсивной включенности взрослых (педагогов, вожатых), вариант «разберитесь сами» не подходит.
Замалчивать конфликт. Так появляются «жертвы» с их ощущением беспомощности, и «агрессоры». Несправедливое, жестокое отношение должно становиться поводом для открытого публичного расследования.
Выбор лагеря
Избежать или минимизировать конфликт можно, правильно выбрав лагерь. Петр Дмитриевский:
– Лагерь – это искусственно созданный коллектив, в котором дети объединены по некоторому формальному признаку, например, возраст. Механизмы выстраивания отношений в искусственно созданных коллективах (школа, лагерь) коренным образом отличаются от добровольных групп, созданных вокруг общего интереса (кружок, секция). Атмосфера в лагере на 100% зависит от работы взрослых: организаторов, авторов программы, педагогов, вожатых.
Мы выделили несколько критериев, по которым можно оценить детский лагерь:
– Программа. Например, в нашем лагере в первые три дня практически нет «неорганизованного» свободного времени: подростки весь день интенсивно вовлечены в различные формы взаимодействия.
– Ответственность взрослых и инструменты профилактики травли. Если взрослые пускают групповые динамические процессы в лагере на самотек, обязательно будут эпизоды травли, изгойство, враждующие кланы.
Часть командообразующих мероприятий должна проходить в малых группах от 7 до 10 человек: это количество людей, которое реально удержать в голове и в сердце. В наших отрядах ребята проходят вместе различные азартные испытания, знакомятся в парах, выполняют разные творческие задания. Причем на первых порах важно, чтобы засчитывался только общий результат командных мероприятий: если кто-то не участвует, команда проигрывает.
Если педагоги достаточно опытны, они смогут преподнести эти игры и упражнения таким образом, что в подростках просыпается азарт, интерес выполнить задание вместе. А это, в свою очередь подтолкнет их к тому, чтобы уговорить застенчивого участника или, наоборот, привести в чувство слишком наглого.
Перед записью родителю важно уточнить: как построена программа, как организаторы видят групповые процессы, какими инструментами профилактики разрешения конфликтов владеют.
Если всему этому организаторы не видят необходимости уделять внимания – в такой лагерь отдавать ребенка не стоит.
Вопросы, которые следует задать родителям для оценки «безопасности» летнего лагеря:
– Сколько детей в отряде? (Если в отряде более 12 человек, ребятам нужна более интенсивная поддержка взрослых для того, чтобы построит отношения).
– Как выглядит график одного дня? Важно убедиться, что, по крайней мере, в первые дни лагеря у детей свободного, неорганизованного времени – не более 2 часов.
– Сколько времени вожатый проводит вместе с детьми? Если половину времени дети предоставлены сами себе, безопасная конструктивная атмосфера не сложится.
– Какие есть механизмы разрешения споров и конфликтов между детьми и между детьми и вожатыми?
– Какие в лагере действуют правила и какие приняты санкции за нарушение правил?
– Какие групповые задания, упражнения, игры запланированы в лагере?
– Каким образом набирают вожатых? Какое обучение проходят вожатые перед началом работы с детьми?
– Как можно связаться с ребенком в лагере? Можно ли пользоваться детям мобильными телефонами?
– С кем из взрослых сотрудников лагеря можно связаться для уточнения информации в случае, если ребенок сигнализирует о проблемах?